Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный (октябрь 2019 – апрель 2020).
Участники: воспитатели, дети, родители воспитанников.
Актуальность темы.
Детям дошкольного возраста часто бывает трудно правильно ориентироваться в пространстве. Многие дети часто путают правую и левую руку, а также направление – налево, направо. Но ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом (слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.) Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.
Ориентировка в пространстве является неотъемлемой частью подготовки ребенка к школе и к жизни в целом. Благодаря формированию пространственных отношений у детей активизируется речь, пополняется словарный запас, ребенку легче ориентироваться на улице, проезжей части. А ориентировка на листе бумаги готовит ребенка к обучению в школе, развивается логическое мышление, воображение, глазомер.
Поэтому в детском саду необходимо много внимания уделять формированию у детей умения ориентироваться в окружающем пространстве.
Цель проекта: Формирование у детей пространственных представлений.
Задачи:
Образовательные:
- Дать понятие о пространственных отношениях
- Формировать умение ориентироваться в окружающем мире, на листе бумаги
Развивающие:
- Развиватьпознавательную активность,воображение, мышление, коммуникативные навыки, познавательно-исследовательскую деятельность детей
- Пополнять и обогащать словарный запас детей:
- наречиями: слева, справа, вверху, внизу, между, около; высоко, низко и т.д.)
- существительными:лабиринт, координата, клетка,направление, диагональ.
- Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, умение внимательно слушать;
- дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие:
- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве,
- понимать смысл пространственных отношений (вверху - внизу, впереди (спереди) – сзади (за), слева – справа, между, рядом с, около;
- двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а так же в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперёд, назад, налево, направо и т.д.)
- определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов;
- учить ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху – внизу, в середине, в углу; верхний левый угол, нижний правый угол и т.д.)
Речевое развитие:
- продолжать развивать речь как средство общения;
- обогащать речь детей наречиями;
- обозначать в речи взаимное расположение предметов
Социально-коммуникативное развитие:
- развитие эмоциональной отзывчивости, доброжелательного отношения к окружающим,
- формировать готовность детей к совместной деятельности.
Художественно-эстетическое развитие:
- Способствовать формированию умения передавать в изображении соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга; передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги
- Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учётом его пропорций
- Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу
Физическое развитие:
- при приобщении к спортивным и подвижным играм формировать умение ориентироваться в пространстве;
- сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; предупреждение утомления
Предполагаемый результат.
Для детей:
- уверенно выделяет ведущую руку;
- обозначает словом своё местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому;
- развит навык перекрёстного ориентирования в схеме собственного тела;
- без затруднений определяет направления движения в пространстве в процессе собственного передвижения, передвижения других детей и различных объектов; сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниямипедагога, с учетом ориентира;
- свободно ориентируется в микро пространстве: за столом, на поверхности листа бумаги, в книге, на фланелеграфе (самостоятельно находит верхний правый-левый угол, середину; знает направления слева - направо, снизу-вверх, наискосок, и т.д.);
- активно использует в своей речи термины, обозначающие направление и
- время (вправо, влево, вверх, вниз, по диагонали и др.)
- умеет переносить полученные знания и умения в другие виды деятельности.
Для родителей: родители - активные участники образовательного процесса, могут дома грамотно формировать у детей навыки пространственного ориентирования.
Для педагогов:
- обобщение педагогического опыта;
- повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение методом проекта в работе с детьми.
Этапы работы над проектом
I ЭТАП - Подготовительный
Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.
Дидактические и настольно-печатные игры (ФОТО 1, ФОТО 2)
- «Шашки»
- «Ходилки»
- «Лабиринты»
Фото 1
Фото 2
Дидактические игры на листе бумаги: «Найди картинку и назови ее», «Кто, где живет», «Найди каждой карточке сове место»
- «Футбол»
- «Графический диктант»
- «Чудесные картинки»
- «Раскрась картинки» (ориентировка на листе бумаги)
- «Найди такую же цифру»
- «Проведи дорожку»
- «Кто правильно назовет?»
- Подвижные игры:
- Игра «Жмурки с колокольчиком»
- Игра «Бездомный заяц»
- Игра «Кот и мыши»
- Игра «У медведя во бору»
- Игра «Цветные автомобили»
- Игра «Найди свой домик»
- Игра «Прятки»
- Игра «Найди свое место»
- Игра «Найди, где спрятано»
- Игра «Мы веселые ребята»
- Игра «Мышеловка»
- Игра «Караси и щука»
- Игра «Хитрая лиса»
- Игра «Гуси-лебеди»
- Игра «Ловишки»
Наглядно-дидактические пособия (ФОТО 3)
- Подборка стихов, загадок, пословиц, поговорок с математическим содержанием
- Картотека «Графические диктанты»
- Картотека «Ориентирование»
- «Картотека игр на развитие пространственной ориентировки»
- Физминутки «Клоун», «Ветер», «Насос» и др.
- Разработка ОД по ознакомлению с окружающим, рисованию, аппликации.
Фото 3
II ЭТАП - Основной
Деятельность с детьми:
- Наблюдение: «Наш участок», «Наша группа», «Территория детского сада»
- Составление плана группы, плана участка, маршрута от группы до участка
- Дидактические игры
- Разучивание стихотворений
- Разгадывание загадок.
- Рассматривание иллюстраций
- НОД:
- Интегрированное занятие «Малыш и Карлсон»
- Интегрированное занятие «Путешествие в королевство математики»
- Интегрированное занятие «Помоги принцессе»
- Квест-игра «Поиски подарка»
- Лепка «Снеговик», «Налепленные украшения», «Чайный сервиз», «Космос», «Аквариум», «Лето»
- Аппликация «Составь узор », «Укрась платье», «Красивый ковер»,
- Рисование «Укрась салфетку»
Взаимодействие с родителями
- Изготовление игр на ориентировку в пространстве и на листе бумаги
- Консультации (ФОТО 4):
- «Дидактические игры и упражнения на ориентировку в пространстве»
- «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста»
- "Правое и левое"
- «Как научить ребёнка не путать стороны?"
- «Учим ребёнка ориентироваться в пространстве"
Фото 4
III ЭТАП - Заключительный
Обобщение материалов проекта, анализ деятельности детей.
Публикация материала на сайте ДОУ, в электронных СМИ.
Результаты проекта
В результате реализации проекта дети значительно лучше стали:
- определять пространственные направления от себя,
- двигаться в заданном направлении (вперёд-назад, направо-налево, вверх-вниз);
- обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева - на полках игрушки, сзади- окно);
- определять и называть пространственные отношения «далеко – близко» (дом стоит далеко, а берёзка растёт близко)
Дети уверенно выделяют правую и левую руку; ориентируются в планах, схемах, на листе бумаги.
Спокойно переносят полученные знания в свободную деятельность.
Родители активно включились в совместную деятельность с детьми, стали больше уделять внимания математическому развитию своих детей, стали полноправными участниками образовательного процесса.
Презентация проекта: Представление проекта на педагогическом совете, на муниципальном мероприятии «Панорама педагогических достижений»
Приложения:
- Конспекты занятий
- Картотеки
- Консультации для родителей
- Физминутки
- Подборка стихов и загадок
- Фото наблюдений, с разных занятий, продуктивной деятельности и т.д.
Методическая литература
1. Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ. Под ред. З.Л.Венковой, Н.В.Казанцевой. Пермь. 2007.
2. Т.И.Ерофеева. Знакомство с математикой. М., 2007.
3. Е.С.Евдокимова. Технология проектирования. М.2008.
4. Учимся ориентироваться в пространстве. Материал для развития пространственного восприятия у дошкольников. Т.А.Шорыгина. М. 2004.
5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Старшая группа. Автор-составитель Н.В.Лободина. Волгоград: Учитель, 2012.
6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова, Л.И.Цеханская. М.: Просвещение, 1989.
7. Методические рекомендации к пособию «Учусь ориентироваться в пространстве». М.: школьная Пресса, 2010.