Внедрение в учебный процесс модели БСП в сети “Школ прогрессивного мышления”. Блочно событийные погружения

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


В настоящее время осуществляется переход к новым стандартам, программам и учебникам, изменяют требования и к уроку, и к личности учителя. Требования к современному педагогу также меняются. Теперь актуальны такие требования, как, постоянный личностный рост, изобретательность и способность к инновационному творчеству, способность формировать и развивать творческие группы, способность к непрерывному обучению. Целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика.

Как можно добиться проявления внутренней активности учащихся? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Нужны новые технологии.

В связи с этим в нашей школе возникает необходимость создания школы нового формата, в структуре которых будет изменена архитектура и содержание образовательного процесса.

МАОО СОШ №4 г.Звенигорода с 1 декабря 2018 года сотрудничает с Автономной некоммерческой организацией дополнительного образования «Образовательный холдинг-лаборатория Глобал-НПД».

Данное сотрудничество осуществляется в рамках экспериментальной деятельности, направленной на совершенствование образовательного процесса школы. Команда Холдинга, имея большой опыт проектной работы в данном направлении, на основании научных исследований президента Холдинга Штурбина Наталья Алексеевна разработала модель блочно-событийных погружений (далее БСП). Для апробации данной модели была создана сеть «Школ прогрессивного мышления». На момент создания в проекте участвовало 22 школы из 17 областей различных федеральных округов (декабрь 2018г.). Сейчас осталось 17, в т.ч. наша МАОО СОШ №4 г. Звенигорода.

Под руководством Холдинга Global-NPD учебный процесс перестраивается в новый формат блочно-событийных погружений.

Целью данной программы является создание в нашей школе эффективно действующей системы погружений на всех уровнях деятельности, направленной на реализацию компетентностного подхода для становления.

Ожидаемые результаты реализации программы на базе нашей школы

1) Эффективно действующая «система погружений», которая предполагает использование всех видов погружений в системе, применяя наблюдение, статистику, анализ планирования на год.

2) Системное использование развивающих технологий через рост всех видов учебных достижений, образовательных результатов, в результате чего предполагается улучшить количественные показатели успеваемости по результатам года, ЕГЭ, диагностических учебных работ, статистические данные по результативности участия в олимпиадах.

Первый акцент деятельности ШПМ – событийность. Включив событие в структуру уроков, объединённых одной темой, учитель дает возможность «прожить» ее, «прочувствовать реальность» и применить на практике полученный опыт. Под блочно-событийным погружением мы понимаем тематический раздел учебной программы, объединенный неким событием и имеющий три целевых вектора в своей структуре: мотивационное начало, продуктивная деятельность и аналитическое завершение (концептуализация и рефлексия). Начало блока изучения темы школа может представлять в виде просмотра фильма и обработки материала, который школьники «добыли» самостоятельно, получив собственный опыт изучения и подготовки к теме. Ярким пятном также является разбиение детей на агитбригады. Таким образом, мы видим, что смещается акцент от традиционного начала урока «дети, запишите тему» к мотивационному началу изучения целого раздела, рассчитанного на несколько учебных часов, где дети не являются пассивными слушателями, а являются активными участниками «события», тем самым подходя к процессу изучения темы с разных сторон, что является одной из целей конструирования БСП.

Второй акцент – целеполагание в части развития ресурсов личности. Целеполагание событийного блока мы выстраиваем в соответствии с двумя основными направлениями: в предметном аспекте – основные цели обучения и над предметном - развития дивергентного мышления и эмпатии, что создает условия перехода от мышления функционирования к «мышлению роста».

Третий акцент – мотивационное начало. Мотивационное начало – это в нашем понимании, «яркое пятно», которое отвлечет детей от обыденности и заинтересует, заинтригует и привлечет к теме БСП.

Четвертый акцент – продуктивная деятельность каждого обучающегося. Этап продуктивной деятельности – максимальное включение детей в деятельность, которая дает возможность не только для прочного усвоения материала, но и для развития ментальных ресурсов личности (дивергентное мышление, эмпатия). Данный этап деятельности является неотъемлемой часть системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.

Такой подход призван повысить интерес обучающихся к школьной программе, придать практическую значимость изучаемому и, как следствие, повысить результативность обучения.

Проанализировав и проработав компоненты БСП, педагоги нашей школы постепенно стали проявлять неподдельный интерес к разработке событийных блоков и делиться своим небольшим опытом, разрабатывая и показывая открытые уроки по БСП. Так, например, модель блочного погружения на своих уроках использовали и учителя иностранного языка Булгакова С.Е. и Котельникова В.П. для отработки и закрепления темы «Здоровье» через учебное событие «Семейный спортивный уикенд» в 6 классе, учитель географии Семина Е.Ю., поставив перед собой цель сформировать у учащихся представления о природе материка, разнообразии климата, его причинах и его влиянии на распределение внутренних вод, использовала модель БСП «Путешествие в Южную Америку» в 7 классе, которая способствовала формированию информационной компетенции, развитию навыка работы с различными источниками информации: учебником, атласом, картами; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой информации, её систематизация, и выстраивание полной картины природы, учитель русского языка и литературы Вострикова О.В. так же использовала модель учебного события по повести Гоголя “Тарас Бульба” в 7 классе, цель ее события - научить пользоваться изобразительно-выразительными средствами речи.

Заключение

Разрабатывая и проводя уроки-погружения в нашей школе, можно отметить, что у участников образовательного процесса появляется явное желание получать новые знания и удовольствие от обучения, поскольку ведущими эмоциями на таких уроках - радость и некоторая раскрепощенность, т.е. отсутствие страха у ребенка. Достоинством технологии блочного погружения можно считать усвоение знаний и воплощение их в практических навыках за счет сосредоточения внимания и концентрации всех сил, эмоций на одном предмете.

В БСП одним из главных условий является организация деятельности детей с проживанием одного опыта с разных точек зрения (развитие дивергентного мышления), включение эмоциональной сферы (развитие эмпатии), активизация мышления каждого ребенка в групповых и индивидуальных формах работы.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что технология блочного погружения повышает мотивацию через вовлечение учащегося в непосредственную деятельность, позволяющую концентрировать своё внимание на учебном материале, тем самым повышает эффективность обучения.