Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр

Разделы: Работа с дошкольниками, Профессия — педагог

Ключевые слова: театрализованная игра


Во время дошкольного возраста происходит становление личности ребенка, интенсивно формируются эмоционально-нравственные основы ее культуры. При переходе от раннего к дошкольному возрасту содержание эмоций изменяется, а также их роль и место в структуре деятельности. Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств являются первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума» (А.В. Запорожец).

В.В. Зеньковский говорит об эмоции как о специфичном, исключительном знаке и символе субкультуры ребенка, а детство называл «золотым веком для эмоционального в нас».

Другими словами, дошкольный возраст является сензитивным периодом для эмоционального развития детей.

В программе «Истоки», в разделе «Социально-личностное развитие» также определены задачи эмоционального развития дошкольников.

Четвертый год жизни:

  • раскрывать мир чувств и переживаний людей (сверстников и взрослых);
  • развивать стремление видеть и понимать, когда человек радуется, сердится, волнуется, грустит;
  • обсуждать разное настроение сверстников или близких; побуждать проявлять содействие и отзывчивость к переживаниям сверстника, помогать реагировать на эти состояния адекватным образом: с доброжелательностью и сочувствием, в отдельных случаях сдерживать себя.

Пятый год жизни:

  • побуждать распознавать связь между эмоциональным состоянием человека и причиной, которая его вызвала;
  • помогать рассказывать о своих чувствах, подводить к необходимости принять правильное решение.

Шестой год жизни:

  • обогащать представления о людях, их эмоциональных состояниях, личностных и деловых качествах;
  • создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом в различных видах детской деятельности.

Седьмой год жизни:

  • помогать распознавать переживания близких взрослых и сверстников (восторг, радость, грусть, печаль, страх, гнев, спокойствие, злость), понимать причину изменения настроения, находить связь между поведением взрослых или детей и их эмоциональным состоянием;
  • воспитывать умение прислушиваться к себе: эмоциональным состояниям («Я рад», «Мне весело»), собственным переживаниям.

С точки зрения Н.С. Ежковой эмоциональное развитие дошкольников рассматривается как педагогически обусловленный процесс, который неразрывно связан с личностным развитием детей, их творческой самореализацией, процессом социализации, усвоением культурных запретов и предписаний как условием и основным результатом произвольного управления эмоциями, введением в мир культуры межличностных отношений, экспрессивного самовыражения.

В детстве происходит формирование высших человеческих чувств путем усвоения социальных ценностей, социальных требований, идеалов и норм. Для того чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно указаний и объяснений воспитателя. Эти объяснения должны подкрепляться собственным практическим опытом ребенка, в его деятельности. Причем важную роль здесь играет включение дошкольника в содержательную, а также совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Отсюда можно сделать вывод, что эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от структуры и содержания этой деятельности.

На основе анализа закономерности изменений эмоциональной сферы в дошкольном возрасте, представленной в работах Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Е.И. Изотовой, В.С. Мухиной и других, были выделены направления педагогической работы по эмоциональному развитию детей, которые выступают содержательными элементами обогащения эмоциональной сферы дошкольников. К ним относится: развитие опыта эмоционального реагирования; обогащение представлений об эмоциях; развитие эмоциональной экспрессии; освоение словесных обозначений эмоций, активизация словаря эмоциональной лексики.

Н.С. Ежкова выделяет несколько форм эмоционального реагирования: эмоциональная дифференциация, идентификация и обособление.

Эмоциональная дифференциация – отражение эмоциональных впечатлений детьми, включающее различение эмоций по модальности, интенсивности, продолжительности проявлений, личностной значимости в целом. В дошкольном возрасте дифференцировка эмоциональных проявлений становится более тонкой, часто носит предвосхищающий характер. Ребенок хорошо различает эмоциональную окраску речи, движений – мимических, пантомимических и другое.

Эмоциональная идентификация – переживание индивидом своей тождественности другому человеку, вследствие чего индивид присваивает характеристики объекта идентификации. При идентификации исчезают, временно отодвигаются черты собственной личности и субъект чувствует, ощущает себя другим.

Эмоциональное обособление как форма эмоционального реагирования характеризуется проявлением самобытного, индивидуального неповторимого «почерка» экспрессии, отношения к различным сторонам окружающего мира. Данный механизм обеспечивает функционирование эмоциональной сферы на уровне индивидуально неповторимой личностной структуры, обособляя себя от других

Развитие эмоциональной экспрессии или моторных механизмов эмоциональных проявлений осуществляется на основании связи между эмоциями и движениями, выделенную психологами и психофизиологами. Так, А. Валлон отмечал роль движений в качестве экспрессивного средства выражения ребенком собственных переживаний.

В соответствии с теорией выразительных эмоций (В.А. Лабунская, С.Л. Рубинштейн, И.А. Сикорский и др.), каждой эмоции характерно свое моторное оформление, на котором отражается любой ее нюанс, получая специфическое внешнее индивидуально-личностное выражение. К моторным компонентам относят мимику, пантомимику, жесты, речевую интонацию. Экспрессивная сторона не просто атрибут эмоций, а форма существования, способ их проявления.

Н.С. Ежкова в процессе эмоционального развития предлагает использовать театральную педагогику К.С. Станиславского, а именно его метод опосредованного включения и отражения эмоциональных переживаний в ходе совершаемых действий. Ею разработан комплекс эмоционально-экспрессивных игр, многие из которых представляют собой театрализованную игру.

Обогащение представлений об эмоциях включает в себя направления:

  • осознание детьми факта возникновения эмоций;
  • понимание эмоциональной жизни других людей, смысла эмоциональных проявлений (причинно-следственных связей);
  • осмысление внешних признаков выражения отрицательных, положительных эмоций, а также границ их адекватного проявления;

Освоение словесных обозначений эмоций включает в себя:

  • освоение понятийного содержания слов, обозначающих эмоции, разнообразные переживания, оттенки настроений, их соотнесенности с определенным эмоциональным состоянием человека или сказочного персонажа;
  • постижение смысловой стороны речи, которое дает ребенку возможность объяснить причину той или иной эмоции, настроения, способа поведения, раскрыть смысл обобщенных эмоциональных характеристик;
  • активизация речевого поведения, позволяющего разрешать конфликтные ситуации, делать комплименты, воздействовать с целью изменения негативного состояния.

А. В. Запорожец отмечал, что существенный вклад в развитие эмоциональной сферы детей вносят такие виды деятельности, как знакомство с художественными произведениями и игра. Восприятие художественного произведения ребенком является особой формой осмысленной деятельности, которая требует со стороны воспитателя организации последующей работы. Также у ребенка в результате этого формируются новые представления и новое эмоциональное отношение к окружающему. Восприятие ребенком художественного произведения может глубже разворачиваться и углубляться под руководством педагога в играх драматизациях, в особых сюжетно-ролевых играх, созданных по сюжету произведения.

Различные приемы игр-драматизаций, в которых происходит как бы сближение детей с персонажами произведения, позволяют не только выявить эмоциональный отклик каждого ребенка, но и создать условия для формирования у него эмоциональной отзывчивости, как в отношении своих сверстников, так и в отношении взрослых. Дошкольники получают возможность «дочувствовать» в процессе такой игры все то, что было ими пережито во время чтения художественного произведения.

Театрализованная игра является источником глубоких переживаний и открытий, развития чувств ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Она развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляя его сочувствовать персонажам, переживать разыгрываемые им события. Психолог и педагог, академик Б.М. Теплов отмечал, что в процессе сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, которые имеют еще большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.

Театрализованная игра — важное средство развития у детей, эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по внешним его проявлениям, т. е. по интонации, жестам, мимике, умение ставить себя на его место в разных ситуациях и находить способы содействия.

В.М. Теплов утверждал, что для того чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.

М.В. Ермолаевой разработаны психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности:

  1. В театрализованной деятельности при тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка; через стимулирование эмоций формируется сознание нравственных норм.
  2. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.
  3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается умение использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, влияющих на развитие творческого воображения.
  4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать воспитательные и образовательные задачи, выступать как средство развития чувств, психических процессов ребенка, нравственных понятий, познания окружающего мира.
  5. При организации театрализованной деятельности необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, так воспитывать смелость и уверенность у нерешительных, а у импульсивных - умение считаться с мнением коллектива.
  6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный подбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

Таким образом, эмоциональная сфера ребенка имеет огромное значение для формирования его личности. Эмоциональное развитие происходит в процессе различных видов деятельности детей, одной из которых может выступать театрализованная игра. Она в полной мере соответствует условиям, необходимым для развития эмоциональной сферы ребенка. Она позволяет учитывать все направления педагогической работы по эмоциональному развитию детей.