Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде.
Задачи:
- Учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях.
Учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, развивать творческие способности и применять экологические знания на практике. - Учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; воспитывать бережное отношение к природе нашего края, способствовать сплочению коллектива.
Прогнозируемые результаты:
- учащиеся расширят представление об экологии, как науке;
- попробуют найти пути решения некоторых экологических проблем современного мира;
- осознают, что неправильное, неразумное отношение к окружающей среде и экологии в целом вредит человечеству.
Регулятивные УУД
- Умение высказывать своё предположение по тому или иному поводу, отстаивать свою точку зрения.
- Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Умение составлять план деятельности с одноклассниками.
Познавательные УУД
- Умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.
- Умение на основе анализа увиденного или услышанного самостоятельно делать выводы.
Личностные УУД
- Эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
- Общее представление о моральных нормах поведения.
Коммуникативные УУД
- Умение слушать и понимать других.
- Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Умение согласованно работать в группах и коллективе.
Оснащение: компьютер, проектор, презентация, видео, маршрутные листы, задания для команд.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
В современном динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб.
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Два мира есть у человека:
Один – который нас творил,
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил.
Сегодня мы с вами отправляемся в очень интересное и познавательное путешествие по экологической тропе. Вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. Победит тот, кто будет дружнее, активнее и покажет лучшие знания.
Каждая команда получает маршрутный лист (Приложение 1), на котором построен маршрут, согласно которому перемещаются команды, правильно выполнив задания, команда получает конверт с частью пазла, для выполнения основного задания. Собрав все конверты, в конце пути нужно будет собрать пазл.
Прежде чем отправиться на станции мы разделимся на три команды. Каждая команда придумает название, эмблему и девиз.
Из слов на карточке вы составите экологический девиз соответствующий названию вашей команды. (10 минут)
1. Мы не хотим стоять в стороне. Мы за порядок на нашей земле!
2. Береги свою планету. Нет другой такой на свете!
3. Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!
Итак, мы начинаем с экологических приветствий. (до 5 баллов)
1. Станция «Расшифровщик» (5 минут)
1. Разгадать шифровку.
2. Назвать факторы влияющие на экологию человека.
2. Станция «В гостях у природы»
Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах. В.Гёте
Чтобы спасти животных и растения, необходимо ответить на вопросы.
1 |
Коллекция специально собранных и засушенных растений. |
2 |
Самая большая ягода, плод лианы. |
3 |
Лекарственное растение, имеющее грозное для животных название. |
4 |
Ценное лекарственное растение, название которого говорит о том, как много у него листьев. |
5 |
Что без боли и печали вызывает слезы? |
6 |
Цветок, название которого связано со звоном. |
7 |
Родина помидора. |
8 |
Из чего состоит горб у верблюда? |
9 |
Родилась в воде, а живет на земле? |
10 |
Кто спит головой вниз? |
11 |
Самое крупное животное на суше. |
|
Ответы: |
1 |
Гербарий. |
2 |
Арбуз. |
3 |
Зверобой. |
4 |
Тысячелистник. |
5 |
Лук. |
6 |
Колокольчик. |
7 |
Америка. |
8 |
Из жира. |
9 |
Лягушка. |
10 |
Летучая мышь. |
11 |
Слон. |
3. Станция «Чудо-Шляпа»
Каждый член команды берет из шляпы 1 загадку.
Обсудив 5 минут, дают ответы.
1.
Очень прочен и упруг, строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит.)
2.
Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина.)
3.
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)
4.
Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
5.
Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть.)
6.
Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)
7.
Она варилась долго в доменной печи,
Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)
8.
А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, -
Я лед, я пот, я - облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза - застываю. (Вода)
9.
Ни огня, ни света, а огнем блестит. (Золото)
10.
Из меня посуду тонкую, нежно-белую и звонкую
обжигают с давних пор. Называюсь я... (Фарфор)
11.
Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное. (Алмаз)
12.
Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
13.
Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
14.
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
4. Станция «Знаки природы»
Нарисовать три комплекта шаблонов в виде дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие и информирующие. Задача: нарисовать знаки, запрещающие какую-либо деятельность человека, информирующие о каком-то природном объекте или предупреждающие о чём-либо.
5. Станция «Рассказ с ошибками»
Перед командами рассказ. В течение 5 минут команды должны выявить ошибки, которые допущены в этом рассказе.
"Воскресенье в лесу"
Всю неделю в классе говорили о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат»! Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички и положили обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка»! – закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, – тихо сказала Маша, – это уж». «Все равно – гадина»! – ответил Петя.
С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!
Вот так надо вести себя в лесу:
- Нельзя идти в лес без учителя (родителей, старших).
- Не включать громкую музыку.
- Не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество насекомые – грибы – деревья.
- Для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается.
- Не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и металлические банки (разрушаются через 100 лет).
- Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.
- Не трогать яйца птиц – птица может покинуть гнездо.
- Не брать зверят и птенцов из леса в город – если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес.
- Не втыкать в муравейник палочки – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
- Не прятаться во время грозы под одиноким деревом – в него может попасть молния!
- Никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк.
- Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения.
6. Станция «Пословицы»
1. Кукушки стали куковать – … |
1. … весна на дворе. |
Отдельные части фраз необходимо так подобрать, чтобы можно было прочесть десять народных примет о птицах.
Ответ: 1 – 6, 2 – 3, 3 – 2, 4 – 7, 5 – 5, 6 – 8, 7 – 10, 8 – 9, 9 – 1, 10 – 4.
7. Станция «Буриме»
Каждая команда вытягивает карточку с рифмами и составляет четверостишие. Время для подготовки 5 минут.
Суть проста: участникам даются определённые рифмы и играющие должны придумать осмысленное стихотворение. Оно может быть юмористическим или философским, главное, чтобы в нём прослеживалась логика.
Правила
Существуют некоторые общие правила для всех буриме. Заданные рифмы нельзя менять местами. Если вам предложили слова: «зайка-стайка, шкатулку- булку», то употреблять их можно только в этом порядке. Главное, чтобы стихотворение получилось законченным и содержательным!
Например:
«зайка - стайка, шкатулку - булку»
«сад - листопад, картина - рябина»
На полянку вышел зайка |
Обсыпается мой сад, |
Видит там синичек стайка |
Что поделать? Листопад |
Он открыл свою шкатулку |
Невеселая картина, |
Дал синичкам с маком булку |
Опечалена рябина |
Задание для участников:
Птицы - границы, леса - небеса. |
Почки - листочки, стебель - мебель. |
Клёны - зелёный, леса - голоса. |
Дружно-нужно, красиво-игриво. |
Рефлексия
Задачи:
- выяснить степень осознанности и усвоения материала мероприятия;
- создать условия для самостоятельных выводов каждого ученика;
- обобщить полученные результаты.
Формы, приемы, методы деятельности: наглядный, иллюстративный метод (создание коллажей по теме), метод самооценивания.
Подводятся итоги квеста.
Вывод: нужно защищать и беречь природу нашей Республики, которая столь щедро окружает нас красотой и приносит немалую пользу. У нас очень красивая природа. Мы должны гордиться тем, что живём в таком прекрасном месте. Наша задача сохранить эту красоту для следующих поколений.
Самое ценное и главное сокровище на Земле – любовь: любовь к людям, любовь к растениям и животным, любовь к природе и жизни. Давайте поделимся этим сокровищем друг с другом!