Почему падают самолёты? Почему водитель автобуса (троллейбуса) остановил ведомый им транспорт не вплотную бордюру и этим создал трудности выходящим и входящим пассажирам? Число таких "почему" возрастает всё больше и больше, так как технический прогресс каждым годом увеличивает количество различных технических средств в промышленности и быту, многие из которых управляются и обслуживаются человеком. Именно поэтому в большинстве аварийных ситуациях виноват всё тот же пресловутый человеческий фактор, за которым всегда скрывается чья-то небрежность или халатность, неоправданный риск или элементарное нарушение инструкции и техники безопасности, а также слабое качество обучения или отсутствие качественного отбора кандидатов к обучению выбранной специальности. Отсутствие должной требовательности в процессе обучения и учебной практике не способствуют воспитанию творчески находить наиболее безопасный вариант выполнения инструкции в сложившейся конкретной ситуации. Примером творческого подхода к выполнению главной инструкции - спасение жизни пассажиров в сложившейся аварийной ситуации, проявили пилоты, успешно посадившие самолёт на кукурузное поле. Они отлично учли все особенности сложившейся ситуации (полная заправка самолёта топливом, рыхлость грунта, мягкая растительность, длина возможной полосы для посадки и многое другое) и посадили самолёт не строго по инструкции (выпустив шасси), а на "брюхо" самолёта со скольжением по природной ВПП и спасли жизнь людей сидящих за их спинами. Пилоты показали высочайшую способность в критической ситуации спокойно и точно выполнять все действия по управлению снижающегося самолёта с точным определением уменьшающейся высоты полёта и необходимой подвижности рулевых систем, закончив посадку мягким скольжением на "брюхе" самолёта. В авиации в таких случаях говорят, что пилоты чувствуют "поведение" самолета всем своим телом. Таким образом можно уверенно сказать, что самолёт А-321, управляемый пилотами Дамиром Юсуповым и Георгием Мурзиным, не упал, что, к сожалению, случается в других ситуациях, а совершил мягкую, не традиционную, посадку, сохранив здоровье и жизнь всех членов экипажа и пассажиров. Подобные и другие критические ситуации – производственные, бытовые и случайного характера – могут быть в различных видах деятельности человека: космонавтика, авиация, медицина, железнодорожный и автомобильный транспорт, спорт и другие виды жизнедеятельности человека в современном обществе.
Активная деятельность человека во всех видах производства и науки, к сожалению, превратили слово «реформа» в бытовое понятие, забывая или не желая знать глубокий смысл этого слова и необходимость использовать его (слово) только при полном понимании достижений (опыта) предыдущих поколений в изучаемой отрасли. Одной из самых древних наук является педагогика, впитавшая тысячелетний опыт обучения различным видам деятельности человека с глубоким учётом возраста и индивидуальных особенностей (способностей) обучаемых. На волне бытового понимания слов «демократия» и «свобода», а так же разницы содержания слов «дидактика» и «диалектика», используя своё служебное, а порой и научное положение на уровне власти, дают различные предложения по организации системы образования и современные «умные» предложения по содержанию учебных программ, а так же необходимости иметь и использовать большое количество различных учебников и методичек, разрешив школам самостоятельно решать вопрос о выборе их (учебники и методички) и использовании в учебном процессе. При этом некоторые из них (авторов предложений) не имеют понятия о необходимости государству иметь единое образовательное пространство, позволяющее выпускнику школы на Сахалине (условно) поступать в необходимое ему учебное заведение на одинаковых условиях с окончившими школу в других городах страны. К тому же, изменения в учебные программы или какие-либо организационные изменения учебного процесса, исключая какие-либо неожиданные обстоятельства, могут быть не чаще 1-го раза в пять лет на основании тщательного изучения поступивших предложений. При этом надо чётко понимать, что школа не научно – исследовательская лаборатория, а ученики не подопытные кошки и собачки.
Ежегодно на совещаниях различного уровня власти руководители и присутствующие очень красиво и убедительно говорят о необходимости организовывать ученый процесс в школах в строгом соответствии с требованиями ОГОСТа, не говоря при этом в каких объективных единицах может измеряться уровень выполнения всех требований и отдельных его разделов. Именно поэтому требования ОГОСТа в большинстве разделов носят описательный, желательный характер, не учитывая того, что практическое выполнение этих требований будет зависеть от уровня квалификации учителя и необходимых условий для проведения учебного процесса.
В соответствии с ОГОСТом и вышеизложенным вытекают три главных задачи школы, которые решаются в течение всего периода обучения и помогают учащимся к окончанию школы заложить фундаменты хорошего здоровья, необходимых знаний и умений, а используя знания общеобразовательных дисциплин воспитать основы фундамента гражданской зрелости.
Физическая культура в комплексе с другими, современными формами системы здравоохранения имеют возможность успешно воспитать физические качества и жизненно необходимые навыки и умения. Исполнение многих физических упражнений, возможно, оценивать в объективных количественных, временных, пространственных или сравнительных величинах, что позволило установить для ряда физических упражнений уровень их выполнения для разных возрастных и половы категорий (нормы ГТО, разрядные звания), что является государственным стандартом качества исполнения конкретного физического упражнения (ГОСТ).
Читая книги, газеты, журналы, технические и другие печатные документы, мы не всегда чётко понимаем, что в печатной продукции используется шрифт, только утвержденный определённым ГОСТом (например, ГОСТ 7502 – 80), что позволяет доступность печатной информации каждому гражданину страны. Наряду с этим в стране существует соответствующий ГОСТ написания букв и цифр рукой человека. Образцы написания букв и цифр напечатаны на последней странице ученической тетради и поэтому доступны каждому ученику для сравнения написанной им буквы (цифры) с образцом стандарта. Обучение правильному написанию букв и цифр возлагается на школу, где возможно успешно использовать современные методики для решения этой сложной задачи. Беседуя с учителями разных школ (городскими, сельскими, поселковыми) и работающими с разными (год обучения) классами, мы выявили, что многие из них не понимают, что написание буквы (цифры) – одно из сложнейших физических упражнений, требующих воспитания высокого уровня координации человека. Различные двигательные действия руками, ногами и туловищем, а порой одновременно несколькими частями тела, требуют от человека в необходимый момент включить в работу отдельные или определённые группы мышц одновременно или последовательно. Так при написании буквы ученик должен наиболее удобно сидеть без избыточного напряжения, удерживая тремя пальцами (большим, указательным и средним) ручку, удобно положить кисть и предплечье на стол и максимально свободно писать отдельные детали или букву в целом. Отсутствие должного контроля к написанию букв уже в 3-х и 4-х классах, и абсолютного контроля в старших классах, наносится глубочайший урон в воспитании необходимого для каждого человека, качества координации. Подобная законная практика отношения к чистописанию создаёт существенные трудности выпускникам школы при обучении избранной специальности. В практической деятельности у некоторых руководителей в системе образования отсутствует понимание того, что написание буквы является сложнейшим физическим упражнением и в тоже время жёсткое утверждение того, что воспитание физических качеств учащихся главная задача только учителей физической культуры, наносят глубочайший урон в работе по воспитанию всех физических качеств выпускника школы. Возрастные особенности организма человека позволяют воспитывать физические качества успешно в определённом возрасте. В научных исследованиях Могендовича М.Р., Губмана Л.Б., Миняева В.И. выявлено, что наиболее успешное воспитание координации происходит в возрасте до 12-13 лет, в дальнейшем подтвердилось при обучении в фигурном катании, спортивных танцах и балете, спортивной и художественной гимнастике и в других видах спорта, где необходимо своевременное и точное выполнение требуемого физического упражнения. Именно поэтому обучение точному, в соответствии с ГОСТом, написанию букв российского алфавита (других языков) в начальной школе должно оценочно строго учитываться, а в старших классах учитывать это (написание букв) при оценке выполненного письменного задания. Необходимо помнить и чётко понимать, что выпускнику школы в дальнейших жизненных ситуациях различного характера придётся письменно, ручкой или карандашом излагать свои мысли не только грамотно, но и правильно, как положено по ГОСТу, написать буквы текста так, чтобы позволить читающему без всяких затруднений понять содержание написанного документа. Мы уверено, понимаем, что все школьники умеют писать, читать и говорить (произносить) слова, а если, в силу каких – либо причин, кто-то из них не может правильно произносить слова, то советуем ученику и его родителям обратиться к специалистам для оказания необходимой помощи в исправлении дефекта речи. И в тоже время в силу разных обстоятельств забываем, а порой даже не понимаем, что написание слов это одна из форм речи при общении людей и слова с написанными по ГОСТу буквами способствуют лучшему пониманию общающихся личностей.
Цель нашего исследования состояла в определении причин ухудшения координационных возможностей выпускников современной школы и влияние различных технических средств на воспитание этого качества. Для решения поставленной задачи нашего исследования мы сочли возможным сравнивая динамику изменения качества почерка учащихся 4-х, 9-х и 11-х классов, как основных этапов обучения в школе.
Беседа о значении написания различных документов (заявление, сообщение, объяснение, письмо и др.) почерком (шрифтом) похожим к утвержденным ГОСТом нашей страны сопровождалась показом образцов написания букв и цифр, представленных на последнее странице обложки ученической тетради. При этом выяснилось, что не все учащиеся имеют такие тетради, а большинство из них (учеников) уже забыли, когда от них требовали делать сравнения своего почерка с предлагаемыми образцами ГОСТа, уверено утверждая, что они правильно пишут все буквы русского алфавита, а любые документы можно напечатать. Беседа завершалась предложением написать свои фамилии, имя, отчество или другие 3-4 разных слова с общим количеством букв не менее 19-25 букв. Указанное количество букв давало нам возможность более объективно оценивать в трехбалльной системе (5.4.3 качество написания букв и устойчивость, уверенность воспитанного сложного двигательного навыка. Участие в проводимом эксперименте было абсолютно добровольным и составило 1417чел. в том числе 4-е классы 102чел., 9-е классы 207чел., 10-11 классы 493чел. А также для сравнительного анализа из 3-х,5-х,7-х и 8-х классов участвовало 242чел., из 12 школ города Твери и Тверской области. Полученные результаты в каждой возрастной группе определялись в %% количества оценок 5. 4. 3. Это давало нам возможность более объективно оценивать и сравнивать полученные результаты. При анализе полученных результатов в первую очередь бросается в глаза тенденция снижения качества почерка от года к году. Даже к концу обучения в начальной школе качество написания букв заметно ухудшено. Так количество полученных 5 и 4 в 4-х классах заметно снизилось (3-й класс соответственно 57,1% и 32.7%), а в 4-х таких оценок оказалось соответственно 32.7% И 42,3%) при многократном увеличении числа получивших оценку 3 балла (3-й класс =7,1% и в 4-м классе – 25,0%).. Предполагаем, что новая обстановка обучения в основной школе (количество учебных предметов и домашних заданий, разные учителя, количество уроков) способствовали учащимся 5-х классов меньше уделять внимания на правильное написание букв при выполнении различных письменных заданий на уроке и дома. В конце учебного года, в этих классах, количество писавших на 5 снизилось до 28,3% (в 4-м было 32,7%) при некотором увеличении хорошистов (соответственно 42,3% и было 38,0%) и в тоже время заметно увеличилось число посредственных оценок (было 25,0%, стало - 33,7%). Сравнивая полученные результаты, мы увидели, как переход в каждый следующий год обучения сопровождался чётким уменьшением числа отлично и хорошо пишущих (4-й класс соответственно 32,7% и 42,3% и 9-м классе – 18,8% и 21,5%) и при значительном увеличении числа с плохим почерком (4-й класс – 25,0% в 9-м классе 59,4%). Мы предполагаем, что не все окончившие 9-й класс продолжат обучение в 10-м классе, а попавшие в 10-й и 11-й классы обучаются более успешно, что позволяет им выполнять письменные и другие учебные задания в спокойной обстановке, с уделением достаточного внимания правильного написания букв. Полученные нами результаты выявили в этих классах некоторое увеличение числа отличников и хорошистов (10-11-е классы соответственно 23,6% и 25,6% и в 9-х классах – 18,8% и 21,8%) и заметное уменьшение посредственных оценок (10-11-е классы -50,8% в 9-х классах было 59,4%). Предполагаем, что заметное увеличение числа отличников и хорошистов в 10-х и 11-х классах связано с тем, что в школе им был прочитан курс по правилам написания различных официальных документов, а некоторым из них уже пришлось писать такие документы. Продолжая сравнительный анализ полученных результатов, мы видим, что уровень контроля качества написанных букв не учитывается строго даже в 3-м и 4-м классах, а в старших классах его практически нет. Такая ситуация способствует значительному снижению количества отличных и хороших почерков (57,1% и 35,7% в 3-м классе, 32,7% и 42,3% в 4-м классе и соответственно в 9-м классе – 18,8% и 21,8%, в 10-м классе - 26,6% и 25,5%, в 11-м классе - 21,6% и 25,6%) при многократном увеличении числа посредственно пишущих буквы русского, родного языка (7,1% в 3-м классе, 25,0% в 4-м классе и соответственно в 9-м классе -59,4%, в 10-м классе - 47,8% и в 11-м классе - 52,7%). В порядке исключения и абсолютно лично, без сообщения полученных результатов другим участникам нашего исследования, мы попросили согласившихся авторов прочитать ими написанные слова и мы увидели, что для некоторых из них сделать (прочитать) это было крайне сложно. Таких участников нашего исследования оказалось мало их количество не оказало заметного влияния на общее количество слабо владеющих техникой написания букв в соответствии с имеющимся в России ГОСТом.
Подводя итог обсуждению полученных результатов можно уверенно утверждать, что существующая система организации и проведения учебного процесса в школе на всех этапах обучения крайне слабо способствует воспитанию одного из главных, сложных и жизненно необходимого физического качества каким является координация. Полученные результаты подтверждают, что только в начальной школе проводится успешное воспитание этого качества. В старших классах учителя-предметники не понимают или не хотят понимать, что они имеют возможность через оценку почерка на учебной доске или в тетради совершенствовать технику написания букв и цифр в соответствии с ГОСТами, а порой просто забывают, что они обязаны продолжать процесс обучения правильному написанию букв русского, государственного языка и этим помогают совершенствованию координационных возможностей учащихся. В силу годами сложившегося не понимания того, что любое письменное задания это документ, подтверждающий не только знания ученика по предложенной теме, но и умение написать так, как это требуется по технике написания букв русского, государственного в нашей стране языка, что позволит написанный текст успешно прочитать другим людям.
Всякие ссылки на то, что воспитанием координации должны заниматься учителя физической культуры глубоко ошибочны и примитивны. Многие учителя – предметники не знают или не хотят знать, что учителя физической культуры в процессе общей физической подготовки действительно решают задачи по воспитанию всех физических качеств человека, но не всегда имеют технические и организационные возможности для воспитания и объективной оценки уровня координационных и других физических качеств ученика. На уроках большинства учебных дисциплин в классах (кабинетах) ученик имеет все удобные условия (учебная доска, стол, стул) для совершенствования своих координационных качеств, добиваясь более четкого написания букв и цифр при выполнении учебного задания. Такое содружество учителей различных учебных дисциплин будет способствовать более успешному воспитанию важного жизненно необходимого физического качества выпускнику школы при выборе будущей специальности, где высокие координационные возможности специалиста (пилоты, врач – хирург, водитель, космонавт, лекальщик и др.) помогут спасти жизнь людей, как это получилось у пилотов, посадивших самолёт на кукурузное поле, или при решении различных сложнейших задач защиты нашей Родины.