Срок реализации программы - 4 года
1. Пояснительная записка
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, обладают адекватной самооценкой, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Тяжёлые нарушения речи (ТНР) по-разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально-волевой сферы личности, межличностных отношений. Для детей с ТНР характерна общая психическая незрелость, низкая познавательная активность, которая обусловлена особенностями восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферой.
Одним из средств умственного развития ребенка с ТНР являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей, логического мышления ребенка.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки. Для этого разработана программа «Занимательная математика», рассчитанная на детей от 3-х до 8 лет. Название программы отражает основное направление деятельности – использование современных развивающих игр с блоками Дьенеша, цветными палочками Х.Кюизенера, Нумикон, Б.П.Никитина и т.д.
Целью программы является: развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников, в работе по формированию логико-математического мышления посредством развивающих игр -логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
2. Организация работы с детьми
В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:
- принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;
- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
- принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Анализ психолого-педагогических исследований позволяет прийти к выводу, что развитие логических приемов мышления имеет определенную последовательность. Понятно, что с произвольно взятой операции начать работу нельзя, так как внутри системы логических приемов мышления существует строгая взаимосвязь, один прием строится на другом.
Академик В.В.Давыдов отмечал, что развитие ребенка во многом зависит от той
деятельности, которую он выполняет в процессе обучения. Специальная работа, цель которой – формирование логических приемов мышления, значительно повышает результативность процесса, независимо от исходного уровня развития ребенка.
Развитие детей целесообразно рассматривать в русле развивающих занятий.
Необходимо через систему специальных заданий и упражнений логического содержания формировать и развивать именно логические структуры. Системные задания логико-конструктивного характера, развивающие мелкую моторику – активно влияет на математическое развитие дошкольника.
Краткое описание разделов (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будем обучать на занятии):
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий.
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Аналогия. Цель – учить выявлению сходных свойств разных объектов.
Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Систематизация. Цель – учить установлению последовательности событий. Учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по
картинке, пересказывать. Составлять рассказа по серии картинок, выстраивать картинки в логической последовательности.
Отрицание, Цель – учить мысленному выявлению признака предмета на основе противоположного признака (логическая операция, которая производиться с помощью «не»).
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Решение логических задач (происходит на каждом занятии) Цель – способствовать всестороннему развитию дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств.
В каждом занятии используются разнообразные игры и упражнения, составленные с учётом возрастных особенностей дошкольника, они помогут научить ребёнка быть внимательным, аккуратным и старательным, логически мыслить, анализировать и сравнивать предметы, выделять главное и второстепенное, делать выводы.
Обучение детей происходит поэтапно:
1 этап – 3-4 года: самые простые игры для усвоении свойств геометрических фигур, форм предмета, размера, цвета; усвоение определенного круга математических понятий.
2 этап – 4-5 лет: игры для развития творческого и абстрактного мышления, приобретение навыков измерения, счета, представлений о размере, форме предметов, об ориентировке во времени и в пространстве.
3 этап – 5-6 лет: игры, на развитие элементарных навыков алгоритмической культуры мышления: счет, счетные операции при помощи чисел, измерение, вычисление, направленные на изучение качественной и количественной классификации.
4 этап - 6-8 лет: более сложные игры на замещение и моделирование свойств, кодирование и декодирование информации. Развитие логических операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение.
2.2 Задачи программы
Младший возраст (от 3 до 4 лет):
- постепенно развивать игровой опыт каждого ребёнка, помогать открывать новые возможности игрового мира, пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками;
- развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины);
- способствовать развитию мелкой моторики рук, психических процессов (внимание, воображение, мышление);
- учить называть простейшие геометрические фигуры;
- помочь детям освоить приёмы сложения фигур;
- учить конструировать простые плоскостные фигуры;
- учить в процессе выполнения игровых заданий складывать одноцветные фигуры (конструировать геометрические фигуры красного, жёлтого, синего и зелёного цветов);
- учить находить геометрические фигуры на прозрачных пластинках и объединять их в группы;
- учить сортировать пластинки по цвету, количеству и пространственному расположению закрашенных полосок;
-учить конструировать предметы из частей по образцу.
Ожидаемые результаты:
- знает и называет величину предмета (высокий-низкий, длинный-короткий, широкий-узкий, большой-маленький)
- знает и называет цвета;
- различает и называет геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), составляет из них предметные формы;
- умеет последовательно выполнять действия, придерживаясь заданного алгоритма;
- ориентируется в количестве предметов;
-сравнивает предметы по форме и размеру;
- самостоятельно придумывает и складывает предметные силуэты из частей геометрических фигур, соотносит реальное изображение со схемами; понимает пространственные отношения (слева, справа, между, посередине);
- различает предметы по размеру (шире-уже), сравнивает их, находит связь между предметами по размеру, употребляет слова «такой же», «как», «не такой»;
- располагает предметы в пространстве;
Средний возраст (от 4 до 5 лет):
- способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта; способствовать развитию всех компонентов детской игровой деятельности;
- учить комбинировать, рассуждать (развитие мыслительных способностей);
- развить речь ребѐнку (т. к. требуется не только оценить ответ, но и обосновать свою оценку);
- учить рисовать на листе отрезки по заданным точкам;
- учить конструировать объёмные фигуры;
- учить складывать фигуры по схемам сложения;
- развивать умение различать и называть цвет, форму;
- развивать умение составлять по схеме фигуры из частей;
- учить увеличивать и уменьшать количество предметов;
- учить ориентироваться в пространстве;
- учить ориентироваться во временных понятиях;
- развивать познавательную сферу (процессы восприятия, памяти, воображения и мышления, внимания);
- развивать умение группировать предметы по заданным признакам.
Ожидаемые результаты:
- ребёнок правильно называет геометрические фигуры (квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
- умеет сгруппировать предметы по форме (круглые, треугольные, квадратные, овальные);
-правильно называет структурные компоненты геометрических фигур;
- правильно ориентируется в игровой ситуации, самостоятельно может увеличить или уменьшить количество предметов;
- легко ориентируется в пространстве, владеет необходимыми речевыми навыками;
- ориентируется во временных ситуациях;
- выполняет счёт до 5, понимает итог счета как количество предметов;
- умеет группировать предметы по заданным признакам;
- умеет соотносить число с количеством предметов (понимает количественное значение числа);
- составляет сюжетные картинки по замыслу;
-умеет конструировать предметы с опорой на схему;
- умеет группировать предметы по форме;
- умеет складывать предметные силуэты из частей по замыслу и схематичному рисунку;
- умеет ориентироваться на плоскости зрительно с помощью словесного диктанта.
Старший возраст (от 5 до 6 лет):
- учить анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать (развитие мыслительных способностей);
- обогащать игровой опыт каждого ребёнка, повышать влияние игры на его развитие;
- развивать познавательные способности (память, воображение, речь), творческие способности (воспроизведение нетипичных изображений предметов)
- способствовать освоению математического содержания (геометрические фигуры и их структура, модели фигур и предметов);
- развивать умение складывать предметные формы по схемам, по собственному замыслу или описанию взрослого;
- развивать умение конструировать предметные формы по схемам (конструктивным и силуэтным);
- способствовать познанию принципа образования чисел;
- развивать навыки счета (прямого и обратного).
Ожидаемые результаты:
- правильно называет геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник), тела ( шар, куб), называет их структурные компоненты (угол, сторона);
- умеет рисовать геометрические фигуры по заданным точкам;
- умеет составлять по силуэтной схеме фигуры из частей;
- умеет сравнивать геометрические фигуры по форме и размеру, группировать их по признакам;
- умеет делить целое на части, сравнивать их между собой;
-понимает пространственные отношения;
- умеет рисовать изображения с помощью графического диктанта;
- умеет обобщать геометрические фигуры (круглые, треугольные, четырёхугольные);
- считает до 10 и более, понимает итог счета как обозначение количества предметов.
Старший дошкольный возраст (от 6 до 8 лет). Подготовительная группа:
- развивать у ребёнка познавательный интерес, желание и потребность узнавать новое;
- учить детей операциям: анализа - синтеза, сравнения (с помощью палочек Кюизенера), отрицания (использованию частицы отрицания «не»), классификации, систематизации, ограничению, обобщению (с помощью боков Дьенеша), умозаключению (решение логических задач), упорядоченности действий ориентировке в пространстве;
- обучать решению логических задач;
- развивать наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности; формирование базисных представлений об окружающем мире; математических речевых умений;
- развивать умение конструировать предметные формы по схемам (конструктивным и силуэтным);
- самостоятельно придумывать фигуры и складывать их из заданных частей;
- закрепить знание основных признаков геометрических фигур и тел;
- обучать количественному и порядковому счёту до 10 и более;
- учить понимать отношение целого и части;
- способствовать дальнейшему развитию сенсорных способностей и психических процессов;
- вызвать интерес к решению сложных интеллектуальных задач;
- способствовать дальнейшему развитию пространственных и временных представлений;
Ожидаемые результаты:
- правильно называет геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, ромб, трапеция) и тела (куб, шар, цилиндр, конус);
- называет их структурные компоненты (сторона, угол, вершина);
- умеет конструировать предметные формы по схемам (конструктивным и силуэтным);
- самостоятельно придумает фигуры и силуэты и складывает их из заданных частей;
- умеет составлять целое из частей;
- владеет счетом в прямом и обратном порядке до 10 и более;
- ориентируется по плану и выполняет задание последовательно;
- умеет решать логико-математические задачи;
- умеет делить целое на равные и неравные части;
- владеет образованием чисел в пределах 10; решает математические примеры и задачи.
2.3 Формы и режим занятий
Программа «Занимательная математика» рассчитана на четыре года для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня после дневного сна, небольшими подгруппами, является вариантом организации совместной деятельности педагога с детьми по развитию математических представлений.
Режим занятий:
- I год обучения: дети младшей группы с 3-4 лет; длительность занятий 10 минут; общее количество занятий —31.
- II год обучения: дети средней группы 4-5 лет; длительность занятий 10-15 минут; общее количество занятий —31.
- III год обучения: дети старшей группы 5-6 лет; длительность занятий 15 минут; общее количество занятий —31.
- IV год обучения: дети подготовительной группы 6-7 лет; длительность занятий 30 минут; общее количество занятий - 31.
Формы проведения занятий:
- логико-математические игры;
- интегрированные занятия;
- совместная игровая познавательная деятельность (совместные игровые мероприятия детей и родителей);
- самостоятельная игровая деятельность.