При разработке урока-игры «Крестики-нолики» и интерактивной презентации были использованы новые, современные подходы к организации уроков в современной школе в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Далее приводится примерное описание организации урока-игры по математике в 5-6 классах по теме: «Решение нестандартных задач по математике», с использованием интерактивной презентации, представленной в качестве конкурсного материала.
Тип урока – урок итогового обобщения и повторения изученного.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка. Девизом игры крестики-нолики стали слова В.А.Крутецкого «Успех порождает успех!».
Цели урока:
1) В направлении личностного развития.
- Воспитание качеств личности, обеспечивающих культуру речи, социальную мобильность, любознательность.
- Развитие внимания и сообразительности, логического мышления, формирование коммуникативных навыков, волевых качеств личности, высокой мотивации обучения, через использование игровых форм.
2) В метапредметном направлении.
- Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер деятельности человека.
- Тренировка смекалки, развитие способности наблюдать, проявлять инициативу и быть ответственным за свое решение.
3) В предметном направлении.
- Представление учащимся разнообразных занимательно-развлекательных задач, направленных на развитие мыслительных способностей, сообразительности, внимания, интереса к предмету.
- Формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи урока:
1) В направлении личностного развития.
- Воспитывать у учащихся интерес к математике и познанию, самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, внимательность, сосредоточенность, умение применять имеющиеся знания на практике, защищать свои убеждения.
- Формировать положительный мотив обучения, коммуникативную компетентность учащихся, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, оценивать деятельность окружающих и свою.
2) В метапредметном направлении.
- Активизировать различные виды памяти ученика, формировать способность ориентироваться в необычных ситуациях, пополнить запас знаний, представлений и понятий ученика, развивать его фантазию, необходимых при организации деятельности в любой сфере.
3) В предметном направлении.
- Выявить учащихся, которые обладают творческими способностями и стремятся к углублению своих знаний по математике.
- Вовлечь в учебную деятельность всех учеников, даже пассивных.
- Повысить уровень математического развития учеников и расширить их кругозор.
- Развивать у учащихся умений работы с учебной информацией, умений планировать и контролировать свою деятельность, развивать речь и логическое мышление каждого ученика. Углубить представления учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
Раздаточные материалы: карточки с вопросами игры <Приложение1>, таблицы для подведения итогов урока <Рисунок1>.
Рисунок 1
Техническое оснащение: компьютер, интерактивная доска, интерактивная презентация к уроку.
Краткое описание организации урока-игры «Крестики-нулики».
В игре участвуют 2 команды, в каждой команде выбирается капитан команды. Из учащихся класса и присутствующих гостей выбираются жюри. Жюри на протяжении игры фиксирует в таблице итогов <Приложение 2> результаты игры. В каждой команде выбираются капитаны. Капитаны команд тянут жребий, чтобы выяснить какая команда начинает игру, а также, какая команда станет командой «Крестиков» и какая – командой «Ноликов».
План урока
Начало игры. Учитель приветствует команды, болельщиков и членов жюри. Играющие команды занимают свои места и начинается игра.
Главная страница презентации к уроку интерактивное табло с номерами вопросов игры <Рисунок2>. На табло 9 интерактивных кнопок, пронумерованных по порядку.
Рисунок 2
Интерактивные кнопки открывают 6 вопросов игры, два вопроса сюрприз (по одному очку каждой команде, т.е. открывается или «Х» или «0»), и музыкальную паузу. Все задачи, используемые в игре, аналогичные и одинаковые по уровню сложности, поэтому не зависят от номера <Рисунок 3>.
Рисунок 3
Игра. Ведущий игры последовательно открывает вопросы. Читается вопрос, отображенный на табло, карточка с вопросом передается команде. Если команда может ответить без подсказок, то команда должна после обсуждения 30 сек. дать свой ответ. Если нужны подсказки, то они открываются на интерактивной доске до тех пор, пока команда не остановит ведущего. После чего обсуждение 30 сек и ответ команды. Если на заданный вопрос команда отвечает правильно, то в таблице итогов появляется ее знак, если нет, то знак ее соперников. В конце игры подводятся итоги: если на табло больше крестиков, то победила команда «Крестиков», если больше ноликов, то побеждает команда «Ноликов». В случае если число крестиков и ноликов одинаково, то ведущий предлагает решить обеим командам одновременно дополнительную задачу. Побеждает та команда, которая ответит быстрее и использует меньшее число подсказок.
Задачи для игры «Крестики-нолики».
№1 Логическая задача
1 команда
Сережа был с папой в тире. Они договорились, что Сережа делает 5 выстрелов и за каждое попадание получает еще 2 премиальных выстрелов. Сережа стрелял 11 раз. Сколько у него было попаданий?
Подсказки:
1) Если Сережа попадет один раз, то получит 2 премиальных выстрела, значит, он выстрелит 7 раз.
2) Если Сережа попадет 2 раза, то получит 4 премиальных выстрела (за каждое попадание по 2 выстрела).
3) Сколько раз Сережа выстрелит, если попадет 3 раза? Сколько премиальных выстрелов получит Сережа за 3 попадания?
4) Сколько выстрелов делает Сережа без попаданий?
5) Если Сережа стрелял 11 раз, то сколько он сделал премиальных выстрелов?
Решение: 1 попадание 5+2=7 выстрелов; 2 попадания 5+4=9 выстрелов; 3 попадания 5+6=11 выстрелов.
Ответ: 3 попадания.
2 команда
Улитка ползет по дереву, высота которого 10 м. За день она проползает 4 м вверх, а ночью соскальзывает на 3 м вниз. За сколько дней улитка доползет до вершины дерева?
Подсказки:
1) Какое расстояние проползет улитка за первые, вторые и третьи сутки?
2) Сколько всего метров проползет улитка за одни сутки?
3) Сколько всего метров проползет улитка за одни сутки?
4) Сколько всего метров проползет улитка за 6 суток?
5) Сколько метров останется проползти улитке после 6 суток, на 7 день?
Решение: За 1 сутки 4-3=1 метр; за 6 суток 6 м; за 7 день она достигнет вершины дерева, а ночью снова опуститься на 3 м.
Ответ: за 7 дней.
№2 Задача-шутка.
1 команда
Разделить 5 яблок между пятью лицами, чтобы каждый получил по яблоку, и одно яблоко осталось в корзине.
Ответ: Один человек берет яблоко вместе с корзиной.
2 команда
В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате?
Ответ: 4 кошки.
№3 Литературный турнир
1 команда
Отрывок из произведения «Про одного ученика и шесть единиц».
Задачу задали у нас
Ее решал я целый час,
И вышло у меня в ответе:
Два землекопа и две трети…
Задание: Назвать автора и ответить верно, ли решена задача.
Подсказки:
Автора легко определить, если вспомнить отрывки из других его произведений.
1)
Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - «Нужны пошире,
И не две, а все четыре».
2)
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне
С цифрой «5» на медной бляшке
В синей форменной фуражке?
3)
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
4) Чтобы ответить верно, ли решена задача, нужно вспомнить числа, которые мы используем при счете, может ли получится две трети части человека?
Ответ: задача решена неверно, получается не целое число землекопов, автор С.Маршак.
2 команда
Отрывок из повести «Витя Малеев в школе и дома».
«Выбегаю на улицу, смотрю – идет Шишкин. – «Слушай, - говорю, - Костя. Мальчик и девочка рвали в лесу орехи, нарвали 120 штук, мальчик взял себе вдвое больше, чем девочка. Что делать, по-твоему?» - «Надавать, - говорит, - ему по шее, чтоб не обижал девочек!»
Задание: Назвать автора и решить задачу, сколько орехов у мальчика и сколько орехов у девочки.
Подсказки:
1) Герои из других произведений этого автора совершали удивительные путешествия на воздушном шаре, на ракете…
2) Некоторые герои этого автора совершали удивительные превращения в ослика, в коротышек…
3) Отрывок: «Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он как закричит: «Ай»,- и прыг на диван».
4) Подсказки для решения задачи:
Пусть девочка взяла одну часть орехов, тогда мальчик взял две части орехов.
Вместе мальчик и девочка нарвали 120 орехов, что составляет 3 части.
В одной части будет 40 орехов.
Решение: 120:3=40 орехов – одну часть, взяла девочка; 40.2=80 орехов – две части, взял мальчик.
Ответ: Автор Н.Носов, 40 и 80 орехов.
Дополнительная задача.
Если одинаковое число крестиков и нуликов, дополнительная задача для двух команд, побеждает та команда, которая ответит, используя меньше число подсказок.
Вопрос: Какой выдающийся русский ученый жил в 1711-1765 гг.
Подсказки:
1) «Арифметику» Магницкого и «Грамматику» Смотрицкого он называл «вратами своей учености».
2) Этот русский ученый ввел следующие термины: треугольник, формула, квадрат и многие др.
3) По его инициативе был основан первый в России университет в Москве, а в Петербурге была создана первая в России Академия художеств.
4) Он составил первую русскую грамматику. А.С.Пушкин называл его «первым нашим университетом». Его имя Михайло.
Ответ: М.В.Ломоносов.
Подведение итогов. Рефлексия
Участникам игры предлагается оценить игру по 10-балльной шкале, ответив на вопросы <Рисунок 1>.