В современном дошкольном образовании, речь рассматривается как одна из основных принципов обучения и воспитания, т.к. от освоения связанной речи зависит благополучное обучение в школе, способность к коммуникации и общее интеллектуальное развитие. К сожалению, сегодня речевое развитие у большинства дошкольников с ОНР ниже положенной нормы. Речь является одним из основных этапов в жизни человека. У детей плохо говорящих, есть нарушение речи, они начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми и нерешительными. Речь ребенка развивается тогда, когда у него есть возможность постоянно расширять свои представления об окружающем, накапливать словарный запас через игры, театрализованную деятельность, вызывая у детей удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Игра является основной деятельностью ребенка. Играя с ребенком, не забываем при этом объяснять свои действия и манипуляции. Ввод нового или трудного слово - активный прием, обогащения словаря детей.
Семья и детский сад - это два главных социальных института для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Дети овладевают культурным опытом путем общения с другими людьми. Общественность ждет от детей в будущем умение во взаимной дискуссии и общении, уважать других людей, а также относиться с сочувствием к ним и симпатией, правильно строить свое поведение. Социальное и личностное становление ребенка во многом зависит, от того как у него будут складываться первоначальные отношения в коллективе, т.е. в группе ДОУ. Важность исследуемой проблемы просматривается в том, что детям дошкольникам, свойственно недостаточное становление различий эмоциональных состояний и самоконтроля.
Следовательно, главная задача системы образования, чтобы дошкольник с ОНР умел правильно общаться, т.к. от этого будет зависеть в будущем благополучие освоения детьми школьных знаний, умений и навыков; межличностное взаимодействие с педагогами и сверстниками, а главное – это благополучность в социальной адаптации детей дошкольников. К сожалению, сегодня в большинстве случаев степень речевого развития детей дошкольного возраста ниже положенной нормы.
Театрализованная деятельность вносит многообразие в жизнедеятельность ребенка в детском саду, дарит ему радость и считается одним из наиболее результативных методов влияния, в котором более четко выражается принцип обучения - учимся играя.
В ходе театрализованной деятельности:
- знания детей об окружающем мире становятся шире;
- развиваются такие психические процессы как: восприятие, воображение, память;
- начинает активно совершенствоваться словарный запас, улучшаться грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, скорость, четкость речи, интонационная сторона речи и выразительность речи;
- развивается эмоционально-волевая сфера;
- улучшается координация, плавность, моторика, переключаемость, целенаправленность движений;
- стимулируются мыслительные операции;
- развивается ответственность друг за друга, чувство коллективизма;
- формируется стимул для развития самостоятельной, поисковой и творческой активности;
- активное участие в театрализованной деятельности повышает детям настроение, увлекает их, заинтересовывает их этим процессом.
Все разделы программы, в которые входит развитие речи, тесно связанны с содержанием театрализованных игр, даже младших дошкольников. Для детей старшего дошкольного возраста, театрализованные игры воздействуют на активизацию различных сторон речи:
- словаря;
- грамматического строя;
- диалогической и монологической речи;
- совершенствованию звуковой стороны речи.
Активизации речевого развития дошкольника также способствует самостоятельная и театральная деятельность, которая содержит не только процесс игры ребенка с куклами или персонажами, или собственными действиями согласно роли, но также и художественно-речевую деятельность:
- подбор темы;
- предоставление знакомого содержания;
- сочинение;
- исполнение от лица персонажей.
Становление выразительной речи, считается одним из этапов развития речи в театрализованной деятельности. Выразительность речи формируется в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышек к интонационно-речевой у детей средней группы и далее языковой выразительности у детей старшего дошкольного возраста.
При создании условий, в которых ребенок может выражать свои эмоции, стремления, чувства не только в обычной беседе, но и публично, не стесняясь наличия других слушателей - развитие выразительной стороны речи будет стремительно расти. Для этого необходимо использовать любимые и известные сказки, которые включают в себя целый комплекс выразительных средств русского языка и дают ребенку возможность ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Так инсценированные сказки могут обучить пользоваться различными средствами в их сочетании (мимика, речь, движения, напев, пантомима).
Примерный проект деятельности:
- музыкально-ритмическая разминка;
- дыхательная и речевая гимнастика;
- литературно-художественная практическая деятельность (связанная речь);
- игры, физическая минутка;
- театрализованная деятельность.
Использование театральной деятельности в целях формирования коммуникативных способностей у детей с ОНР, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствование звуковой стороны и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
- целостности социально-эмоционального и познавательного развития;
- насыщение этой деятельности эмоционально и интересным значимым для детей содержанием;
- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- наличия эффективных и интересных приемов и методов с детьми;
- совместного участия в данном процессе детей и взрослых.
Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, учат искренне сопереживать: радость, печаль, гнев, тревогу и др. Через театрализованную игру ребенок не только распознает эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передает с помощью выразительных средств разнообразных эмоций, которых не хватает ребенку. Родителям часто бывает некогда почитать ребенку книжку. А когда взрослый читает вслух, у малыша загораются глаза, интонационно выделяя характер каждого героя произведения. Ребенок радуется, когда вместе с ним обыграйте сказку или отрывок из сказки, становясь медведем, маленьким зайчиком или хитрой лисой. Для полноценного развития детям необходимо фантазировать, вживаться в разные образы, придумывать различные сюжеты. Играя, ребенок забывает обо всем. Он устремляется в мир фантазии и сказки. Дошкольники стремятся к загадочному миру сказок, т.к. он пробуждает фантазии, помогает творить, становиться самостоятельным, ответственным, заряжает позитивными эмоциями, объединяет людей.