Внеклассное занятие "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины". 4-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: математика, старинные меры длины


Цель: расширить круг знаний младших школьников о старинных и современных единицах измерения.

Предметные: познакомить с историей измерения и разными мерами длины.

Метапредметные УУД:

  • познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного проекта с использованием учебной и дополнительной литературы; использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
  • коммуникативные: формировать приёмы и навыки учебного сотрудничества через организацию работы в группе; ориентироваться в информационном материале; формулировать и обосновывать свою точку зрения, строить понятные для окружающих высказывания;в)
  • регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

Личностные: проявлять широкий интерес к новому учебному материалу, исследовательской деятельности в области математики; формировать эстетические чувства в процессе моделирования проекта; формировать способность к самооценке; проявлять уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к товарищам.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, звуковые колонки, видеофильм на тему «Старинные меры длины», раздаточный материал для групп (бумага формата А-3, маркер, карандаши, фломастеры), линейка, рулетка, таблицы.

1. Организационный момент

- На уроке мы будем работать самостоятельно, используя карточки, парами и группами. Каждый из вас будет иметь возможность оценить свою работу. У нас все получится! Главное, чтобы мы друг другу во всем помогали. Работать будем группами. Вспомним правила работы в группе.

Внимание! Посмотрите на экран. Фрагмент из мультфильма «38 попугаев».

Учитель: Так что же измеряли герои мультфильма ? (Они измеряли длину удава).

Учитель: А чем герои сказки измеряли длину удава? (Они измеряли длину удава собой: «мартышками», «попугаями», «слонятами»).

Учитель: И что же получилось? (Получилось 38 попугаев и одно попугайское крылышко, 5 мартышек, 2 слонёнка).

Учитель: Что сказал Удав в конце сказки? (Он сказал, что в попугаях он гораздо длиннее).

Учитель: Это на самом деле так? (Нет. Просто мерки для измерения длины удава были разными).

Учитель: «Мартышки», «слонята» и «попугаи» - это мерки сказочные.

А мы поговорим сегодня о том, как же люди измеряли длину раньше и как они измеряют её сейчас.

2. Знакомство с новой темой

- С глубокой древности наши предки измеряли расстояние собой, своим телом. Это и удобно, и руки с ногами всегда при тебе, их нельзя «забыть дома».

- На Руси первые единицы измерения длины были неточные. Послушайте разговор двух купчих.

Сценка (разыгрывают два ученика) Одной купчихе нужно добраться до города. По дороге она встретила купчиху, которая возвращалась из этого города.

- Скажи, далеко ли еще до города?

- 40 вёрст.

- Близко ли это.

- Два дня пути.

- Что за расстояние такое?

Проблемный вопрос:

- Какая единицы измерения длины прозвучала в этой сценке? (верста), что мы должны знать, чтобы помочь купчихе узнать расстояние до города? (Что такое верста, чему она равна?) Слайд 1

Верста.

Многие старинные меры длины ушли в историю, но на устах у народа они остались. Названия этих мер можно встретить в поговорках, пословицах, фразеологизмах, стихах, сказках.

Например, словосочетание Коломенская верста (Слайд) Вдоль дороги через каждую версту ставили полосатые столбы, их тоже называли вёрстами.

- Кто-нибудь знает, что обозначает этот фразеологизм? (Высокий человек.)

Учитель: С глубокой древности, мерой длины всегда был человек, то есть наши предки всегда измеряли расстояние собой, своим: на сколько он протянет руку или выдвинет ногу. Поэтому первым счётным прибором человека были руки и ноги. Это и удобно, и руки с ногами всегда при себе, их нельзя «забыть дома».

Учитель: А знаете, что они означают?

Учитель: Хотите узнать?

3. Работа в группах

У каждой команды на столе лист №1 с заданием.

Прочитайте отрывки из произведений, определите автора и название произведения.

Найдите вам неизвестные вам старинные слова, меры длины, подчеркните их.

Учитель: Читая художественную и научно-популярную литературу, мы встречаем старинные меры длины. Назовите их. (Дюйм, вершок, пядь, ладонь, фут, аршин, локоть, аршин, сажень, верста).

На доске: появляются таблицы: Дюйм, аршин, верста, сажень, вершок.

Задание 1. Лист №1. В литературных произведениях можно встретить названия старинных мер длины.

1) Отрывок из сказки … «Женщина посадила ячменное зернышко в цветочный горшок. В горшке вырос большой чудесный цветок, похожий на тюльпан. -“Какой прелестный цветок”, - сказала женщина и поцеловала красивые лепестки. Цветок распустился, и в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая. Всего в дюйм ростом»…

Автор__________________________

Название________________________

Найдите в толковых словарях значение слова, чему равны меры _____________________

2) Да еще рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами

Автор___________________________

Название________________________

Найдите в толковых словарях значение слова, чему равны меры _____________

Старый Мазай любит до страсти
Свой низменный край.
За сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем.
… Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась,
К бедным зверкам: уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.

Автор___________________________

Название______________________________

Найдите в толковых словарях значение слова, чему равны меры _______________

- Найдите в толковых словарях значение слов и узнайте чему равны эти меры длины. Проверяет команда, которая первая выполнила задание.

4. Закрепление мер длины

Презентация. Слайд 2

(Дюйм – это единица длины, равная 1/12 фута. Это 2,54 см. – словарь С.И.Ожегова)

1. Вершок. Продолжаем путешествие. Слайд 3.

Учитель: Слово «вершок» означает «верх». Вершок - это ширина указательного и среднего пальцев, около 4,4 см.

Учитель: Вершками раньше измеряли рост мелких домашних животных

2. Аршин.

Слайд 4.

Учитель: Корень "АР" в слове аршин - в древнерусском языке (и в других, у соседних народов) означает "ЗЕМЛЯ", "поверхность земли", "борозда" и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути. Было и другое название этой меры – ШАГ.

Купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим аршином (линейкой) или по-быстрому – отмеряя 'от плеча'. Чтобы исключить обмер, властями был введён, в качестве эталона – "казенный аршин", представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.

Учитель: Как Вы думаете, сейчас этой меркой пользуются? (Наверное, нет).

Учитель: Иногда этой меркой пользуются строители – для измерения толщины досок, внутреннего диаметра труб и автомобильных шин

3. Пядь.

СЛАЙД 4.

Учитель: Найдите в толковом словаре значение слова. («Пядь – это старинная русская мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательными пальцами», написано в словаре С.И.Ожегова).

Учитель: Иконописцы величину икон измеряли пядями, а в быту – толщину снега.

Учитель: При игре в городки крестьянские ребятишки пользовались этой меркой. А когда вы были маленькими, мама и папа часто измеряли вас пядью, они очень хотели, чтобы вы быстрее выросли.

4. Ладонь.

Учитель: Что говорят нам словари? Найдите и прочитайте. (Из словаря В.И.Даля: «Ладонь – внутренняя сторона кисти руки». Значения слова «ладонь» как меры длины и у С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой тоже нет).

Учитель: На Руси ладонями измеряли высоту лошади.

5. Фут.

Учитель: Прочтите в словарях. (С.И.Ожегов: «Фут – это английская и старая русская мера длины, равная 30,48 см». В. И. Даль: «Фут – мера длины, 12 дюймов, седьмая доля сажени»).

Ученики: Фут – длина стопы человека. Фут – это «стопа» в переводе с английского языка.

Учитель: Фут применяли для измерения пути, роста человека, глубины воды, в строительстве и технике.

Учитель: В каких современных словах мы встречаем часть «фут»? (Футбол, футболист, футболка).

Учитель: Какое отношение к стопе они имеют? (Футбол – игра, в которой мяч отбивают ногами).

6. Локоть.

Учитель: (Из словаря В.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: «Локоть – старинная русская мера длина, равная 0,5 метра». А в словаре В.И.Даля так: «Локоть – длина от угла этого до конца среднего перста, около 14 вершков»).

Учитель: Локоть - это длина от локтя до конца среднего пальца.

Учитель: Локтями измеряли ткань. Купцу для того, чтобы отмерить ткань моднице на платье, удобнее было пользоваться локтями. При этом он старался взять продавца маленького роста. Как вы думаете, почему? (Можно сэкономить ткань, принести прибыль хозяину).

Учитель: Аршинами измеряли также рост человека и высоту деревьев.

7. Сажень.

Учитель: «Сажень – старая русская мера длины, равная трём аршинам» – из словаря С.И.Ожегова.

Учитель: Сажень – это расстояние между вытянутыми руками.

А косая сажень - расстояние от носка стопы до конца вытянутой руки.

В строительстве для измерения длины бревен и при межевании земельных участков применяли саженные верёвки.

8. Верста.

Ученики: С.И.Ожегов так определяет значение слова «верста»: «Верста – старая русская мера длины, равная 1, 06 км».

Учитель: Верста – это применяемая на Руси мера, которой отчитывали путь. Раньше её звали «поприще». Обозначало первоначально она расстояние от поворота пахотного плуга до следующего поворота. Что примечательно, в разное время в версту вкладывали разную длину, так как была путевая верста, измеряющая расстояние, и межевая, измеряющая землю.

Вёрстами измеряли расстояния. Вдоль дороги через каждую версту ставили полосатые столбы, их тоже называли вёрстами.

2 задание. Возьмите лист №2 и конверт №2

- Вам нужно соотнести картинки старинных мер с мерами длины и приклеить.

Физкультминутка. Игра «Покажите на себе». Проводят ученики

3 дюйма, 7 пядей, 2 вершка, 3 ладони, 1 локоть, 4 фута, 5 саженей, 1 перст

1). От каждой команды выходит по 1 участнику, показывает старинную меру длины в движении, ребята повторяют.

2). Игра « Я свободен». Ребята находят пару. Ученики в паре по команде учителя отвечают на вопрос учителя. Например: «Начинает тот, кто выше ростом».

3 задание. Лист № 3

Игра «Объясни, как понимаешь?»

- В современном русском языке старинные единицы измерения и слова, их обозначающие сохранились, в основном, в виде пословиц и поговорок, устойчивых выражений, а также в литературных произведениях.

Запишите объяснение.

  • « Семимильными шагами» - ____________ (т.е. гигантскими) – когда хотят сказать о достижении крупного успеха в течение короткого времени
  • «Не уступить ни пяди» - ____________ (не отдавать даже самой малости) «Один как перст» ___________
  • «Сам с вершок, а ума с горшок» ____________ (О маленьком, но умном человеке
  • «От горшка два вершка» ____________ (Так говорят о том, кто ещё очень мал).
  • - Давайте посчитаем: два вершка – это всего лишь около 9 сантиметров (4,45*2). Разве бывают такие люди? Ошибка?! Абсолютно нет. Дело в том, что раньше рост человека измеряли, начиная с двух аршинов, так как чуть больше 142 сантиметров было обязательным для взрослого человека. Вот к этой базе и прибавляли потом вершки. Так что от горшка в два вершка – это 151 сантиметр!
  • «Как на ладони» ____________ (Полностью открыто, предельно ясно).
  • "Писать аршинными буквами"____________ (Писать крупно).
  • Мерить на свой аршин ____________ (О человеке, который судит только со своей точки зрения).
  • "Коломенская верста"____________ (Шутливое название очень высокого человека

Задание 4. Лист 4

Задачи.

Задачи

Вычисления

От Алеши Поповича.

«Я от Тугарина сам видел, вышиной он – три сажени,
Про между плеч – сажень косая,
Конь под ним как лютый зверь.»

« Видишь, там сивая кобыла? Кобылу подыми-ка ты, да неси ее полверсты»
- Найди, сколько метров нужно пронести кобылу

1060:2 = 530

Рост царевны равен 2 аршинам 3 вершкам. Она стройная девочка. Её талия примерно 3 пяди. Из одежды она предпочитает синюю юбку, длина которой 1 локоть.

2 аршинам 3 вершкам- 2*71+3*4,5=155,5 см
3 пяди - 18*3=54см

Практическая работа

В то время, когда команды решают задачи, по 2 ученика от команды выполняют практическую работу.

1 команда измеряет в пядях размер парты.

2 команда измеряет длину классной доски в локтях.

3 команда - длину класса в саженях.

4 команда – в футах ширину класса. Показывают записи.

Учитель: Как вы думаете, одинаковыми ли были у людей длина пальцев, ширина ладоней, длины стоп или рук? (Нет).

Учитель: Удобно ли было человеку пользоваться теми единицами измерения длины, о которых мы говорили? (Тоже нет).

Учитель: Так почему же старинные единицы измерения длины были заменены новыми, едиными для всех стран? (Потому что возникла необходимость в более точном измерении, а старинные меры этим требованиям не отвечали).

Учитель: Что же нужно для точного измерения длины, какой вывод мы сделаем? (Мерка должна быть точной и единой для всех)

Учитель: Назовите современные единицы измерения длины (Сейчас мы измеряем длину в мм, см, дм, м, км).

Учитель: Как Вы думаете, современные мерки точнее? (Конечно)

Учитель: Когда они появились, знаете? (Нет)

Учитель: В конце 18 века во время Великой французской революции впервые была введена мера длины, не связанная с телом человека.

За такую единицу была взята одна сорокамиллионная часть длины меридиана, проходящего через Париж. Назвали эту единицу метр, ею и её частями мы пользуемся и сейчас.

Позднее появился сантиметр и дециметр.

5. Итог урока

- С какими единицами измерения длины вы познакомились сегодня на занятии?

- Для чего нам их надо знать?

- Почему возникла необходимость в единых мерах длины?

Я надеюсь, что вам было интересно. Обязательно расскажите родителям, о чем мы говорили на занятии. Научите их. Узнайте, сколько в вас было вершков (4,5), при рождении? И измерьте длину телевизора по диагонали в дюймах Посчитайте сколько фишек вы набрали?

Презентация буклетов. Покажите, какой буклет получился.

6. Рефлексия

В путешествии мы были,
Мили, версты находили.
Меры веса и длины
В старину были странны.
Измеряли все в локтях,
В пядях, футах и вершках.
Дюймы, версты и шаги,
Сажени и аршины.
Человек, не зная скуки,
Измерял все по себе,
Вершок аршина подлинней,
Узнали мы из словарей,
Но чтобы лучше всех их знать,
Нужно математику нам изучать.

Список литературы

1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста / Е.А.Алябьева. – М.: Творческий центр, 2003.

2. Андерсен Г.-Х. Дюймовочка / Г.-Х.Андерсен. – М. : АСТ, 2013. – 20 с.

3. Аргинская И.И. Математика: учебник для 1-го класса / И.И.Аргинская, Е.П.Бенесон, Л.С.Итина. – Самара: Учебная литература, 2012.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. – М. : «Терра», 1994.

5. Ершов П.П. Конек – Горбунок / П.П.Ершов. – М. : АСТ, 2010. – 120 с.

6. Некрасов Н.А. Дед Мазай и зайцы / Н.А.Некрасов. – М. : Проф-Пресс, 2013. – 8 с.

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М. : «Азъ», 1995.

8. Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане / А.С.Пушкин. – М. : Амфора, 2011. – 48 с.

9. Старинные меры длины [Электронный ресурс].

10. Я познаю мир. История. Детская энциклопедия. – М. : АСТ, 2001. - С.