Актуальность: Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, развитию выразительной и правильной речи, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка. Именно поэтому я и выбрала эту тему самообразования.
Цель:
- Развитие речи детей в театральной деятельности.
- Для достижения поставленной цели мы определили ряд задач.
Задачи:
- Воспитание творческого, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;
- Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, эффективному общению и речевой выразительности;
- Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций,
- Воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
- Активация и обогащение словарного запаса детей;
Предлагаем делить работу на этапы и выделить четыре основных:
- Дыхательный;
- Артикуляционный;
- Двигательный;
- Результативный.
1. Дыхательный тренинг
Широко распространен и в театральной деятельности, и в педагогическом подходе к развитию речи.
Наша задача научить правильно дышать. Вдох организует правильность выдоха. Поэтому он не менее важен.
С помощью упражнений мы добиваемся плотного выдоха, без лишнего дрожания.
А театральная задача помогает мотивировать ребенка на действие.
Предлагаем вашему вниманию упражнение.
Упражнение «Взлёт ракеты»
Дети садятся на корточки, берут вдох, совершают обратный отсчёт и пуск ракеты с помощью звука вибрирующими губами от воздуха. Уголки губ слегка прижимаются и звук, произносимый детьми, начинается с низкого и заканчивается высоким, руки согнуты в локтях и делают вращательные движение - мотор.
Далее они кружатся, показывая пальчиком в небе на воображаемую ракету и траекторию её полёта, берут новый вдох и тянут длинную «У». Педагог даёт команду возвращаться и приземляться на другой планете. Дети берут новый вдох и, делая руками мотор, медленно спускаются на корточки, а звук «У» произносят наоборот - от верхнего регистра к нижнему.
Таким образом мы можем отправиться в самые далёкие уголки галактики, перелетая на любые планеты и звёзды.
Развитию дыхания, а значит и речи помогут и коротенькие песенки-попевки. В данном случае попутно у детей развивается чувство ритма и музыкальный слух. Наша задача - организованный вдох, затем коротенькая задержка и плавный выдох на пении.
Попевка «Спутник»
Над горами, над морями
Спутник наш ведёт полёт.
пролетает он над нами,
нам сигналы подаёт.
После пения педагог задаёт любой ритмический рисунок, используя ладони, ноги, шлепки по коленям, которые дети затем повторяют.
2. Второй этап работы - артикуляционный
Направленный на совершенствование четкости дикции и произношения.
Мы используем воображение, креативность, спонтанность реакции ребенка.
Это раскрепощает, даёт возможность не бояться ошибиться или быть смешным.
Игра «Привет» на инопланетном языке»
Дети стоят в кругу. Передают по кругу невидимый клубок и произносят произвольный набор звуков или слогов. Главная задача - произнести четко и ясно, а следующему участнику необходимо повторить это приветствие и придумать своё.
Далее мы берем в качестве речевого тренинга скороговорку. Её произносим в кругу по очереди. Каждый ребенок говорит одно слово из скороговорки сначала до конца. Важно произносить без остановки друг за другом, четко, легко. По возможности, ускоряя темп.
Затем дети берутся за руки и произносят скороговорку вместе, раскачивая руки вперёд-назад. Затем присаживаются и на один выдох - одновременно с движением - говорят всю скороговорку и наоборот.
Скороговорка
-
Прилунился лунолет, в лунолете - луноход.
Чистоговорки мы так же рассказываем в игровой форме с элементами театрализации. С их помощью дети отрабатывают те или иные буквосочетания.
Дети говорят чистоговорку и принимают позу по смыслу слов, замирают, после чего педагог говорит: «1,2,3 - скорее отомри!»
Космические чистоговорки
- АВТЫ - АВТЫ - АВТЫ - в ракете космонавты.
- НУ - НУ - НУ - я вижу Луну.
- АНЕ - АНЕ - АНЕ - на Марсе марсиане.
- КЕТА - КЕТА - КЕТА - вверх летит ракета.
- ДА - ДА - ДА - яркая звезда.
- АНДР - АНДР - АНДР - на космонавте скафандр.
- НА - НА - НА - круглая луна.
- ЛЯ - ЛЯ - ЛЯ - круглая «Земля».
3. Нахождение себя в пространстве
Это упражнение крайне важно для сценической деятельности. Оно направлено на развитие внимания, координации, чувства партнёра.
Но я решила добавить сюда и элементы развития речи.
Поэтому каждый из детей выбирает себе любой звук с любым сочетанием букв, которые он будут произносить, пока двигается.
Упражнение «Спутник на орбите»
По хлопку педагога дети начинают движение по залу в хаотичном порядке, издавая свой сигнал. Например: пи-пи-пи, до-до-до, са-са-са…
По хлопку дети останавливаются, соблюдая тишину. Важно не сбиваться со своего звука, не столкнуться с товарищем и вовремя остановиться.
4. Результат совместного творчества
Это самый важный этап. По нему мы можем оценить на сколько эффективно проходил тренинг. Есть ли моменты, которые требуют корректировки.
Недавно мы участвовали в городском московском Космическом баттле и прошли в финал. Наша команда «Орбитики» во главе с командиром готовы произнести девиз и помочь ученым в освоении космоса. «Летаем ракетами - дружи-планетами!»
Выводы: Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо.
Театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. Наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Увлечённый театральным замыслом постановки ребёнок учится тому, как навыки, полученные в театральной игре, можно использовать в повседневной жизни.
Какие изменения наблюдаются у воспитанников после подобной работы?
- У детей обогащается и активизируется словарный запас.
- Речь становится более отчетливой, яркой, интонационно выразительной.
- Совершенствуются исполнительские умения в создании художественного образа.
- Повышается интерес к театрально-игровой деятельности.
- Дети принимают активное участие в праздниках и развлечениях.
- Таким образом достигается цель и задачи, стоящие перед педагогом.
Спасибо за внимание!