В статье рассматриваются особенности методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, основные этапы методического сопровождения.
В современном обществе ребёнку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) трудно войти в социум, а социуму принять его, поэтому включение семьи в поле взаимодействия с обществом является важным и неотъемлем фактором.
Федеральный государственный образовательный стандарт уделяет большое внимание взаимодействию образовательного учреждения с родителями. Роль данного взаимодействия сложно переоценить, т.к. достаточное общение ребенка с родителями являются важными составляющими для каждого. Если в семье не созданы благоприятные условия для развития ребенка, то одно дошкольное образование, далее школа не смогут в полной мере достичь высоких результатов в воспитательно-образовательном процессе. Поэтому важной задачей педагогов является изучение семьи для выявления условий развития ребенка в ней.
По справедливому замечанию Н. В. Евдокимовой и соавторов, «дошкольное детство - это период в жизни каждого ребенка, на протяжении которого он полностью зависит от окружающих его взрослых - родителей, педагогов. На протяжении данного периода воспитатель является первым помощником родителей. В руках воспитателя ребенок становится творческим, активным, любознательным. Воспитание, в свою очередь, как процесс целенаправленного формирования личности, реализуется под воздействием взрослых, где руководящую роль занимает семья. Именно поэтому существует потребность регулярного повышения уровня педагогической компетентности родителей, надобности и актуальности организации для них инновационных форм и методов образования» [2].
В работе с родителями учащихся ФГОС [3] выделяет дифференцированный подход, который учитывает, микроклимат семьи, её социальный статус иродительские запросы, а также активность и заинтересованность родителей в помощи образовательному учреждению, в повышении своей культуры и педагогической грамотности.
Таким образом, значение семьи и ее вовлечение в воспитательно-образовательный процесс, организуемый педагогами ДОО, не вызывает сомнений.
Однако для того, чтобы данное взаимодействие было максимально действенным, педагогам необходимо владеть запасом современных педагогических технологий и методик. В свою очередь, в дошкольной образовательной организации должно быть организовано соответствующее методическое сопровождение в этой области.
Таким образом, цель настоящей работы - выявить особенности методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с родителями детей с ОВЗ.
Однако прежде, чем приступить непосредственно к рассмотрению данного вопроса, считаем целесообразным в первую очередь обратиться к основополагающему понятию настоящей работы - понятию «методическое сопровождение».
В настоящее время исследователями сформулировано достаточно много определений этого понятия. Однако наиболее компактным, но в то же время полным и целостным представляется нами понятия, данное Ю.Г. Ставцевой, согласно которому, «методическое сопровождение в современном ДОУ - это деятельность, которая совершенствует и развивает профессиональную компетентность педагогов в вопросах качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса» [4].
Анализ научной литературы, посвященной методическому сопровождению, позволил выделить четыре основных его этапа:
1 этап - аналитический. Основная цель данного этапа - получение максимально полной информации о возможностях и потребностях педагогов, уровне их профессиональной компетенции и основных пробелах в той или иной области;
2 этап - проектировочный, направленный на разработку плана профессионального развития педагогов в той или иной области;
3 этап - непосредственно, деятельности, направленный на реализацию разработанного плана;
4 этап - контрольно-оценочный, помогающий определить, насколько целесообразной и эффективной была реализация разработанного плана.
Таким образом, исходя из всего выше обозначенного, следует отметить, что методическое сопровождение педагогов в процессе взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья - это последовательно разработанная программа, направленная на оптимизацию работы педагогов с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья при помощи приобщения к этому процессу самих родителей.
На первом, аналитическом этапе она может быть организована в форме бесед и анкетирования родителей и педагогов, целью которых будет являться получение максимально полной информации о том, какие проблемы испытывают педагоги в своей профессиональной деятельности, работая с детьми с ОВЗ, каких знаний и навыков им не хватает; а также о том, чего ждут родители от педагогов, работающих с их детьми; насколько и те и другие заинтересованы во взаимодействии.
На втором этапе, прежде, чем приступить к разработке плана работы, целесообразным, с нашей точки зрения, является подробный анализ информации о том, какие формы и методы взаимодействия педагогов и родителей существую в настоящий момент, а также определение наиболее действенных, наиболее подходящих методов для конкретной группы родителей и детей. В этом случае целесообразно обратиться к опыту других педагогов и учреждений, к изучению различных теоретических источников, освещающих вопросы взаимодействия педагогов и родителей детей с ОВЗ.
В частности, по мнению Е. П. Арнаутовой[1], наиболее оптимальными формами взаимодействия родителей и педагогов являются:
1. Индивидуальные формы, среди которых выделяются:
- родительский час, проводимый воспитателем, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, цель - информирование родителей о ходе образовательной деятельности ребенка.
- беседы и консультации специалистов, организуемые в качестве помощи родителям детей с ОВЗ.
2. Коллективные формы взаимодействия, к которым относятся:
- общие родительские собрания. Здесь осуществляется обсуждение с родителями задач и содержания работы, происходит информирование родителей по вопросам взаимодействия детского сада с социальными службами и другими учреждениями, решаются вопросы организации воспитательного процесса;
- день открытых дверей, в ходе которого происходит знакомство родителей с образовательным учреждением, его условиями, оснащением, направлениями работы;
- тематические доклады, семинары, консультации. Данная форма взаимодействия даёт родителям возможность обучиться формам и методам оказания помощи детям, у которых проблемы с развитием, ознакомиться с формами и задачами подготовки ребенка с ОВЗ к школе;
- проведение праздников и развлечений - привлечение родителей к организации и проведению мероприятий для детей.
Таким образом, овладение максимально полной информацией в данной области поможет разработать наиболее оптимальную и действенную программу взаимодействия.
На третьем этапе происходит внедрение разработанных форм и методов в воспитательно-образовательный процесс. С нашей точки зрения, данный этап должен быть реализован с соблюдением следующих, сформированных нами принципов:
- эмпатия, уважительное отношение к каждому родителю и ребенку;
- избегание критики, необходимость поиска достижений для каждого ребенка (с нашей точки зрения, важно говорить родителю пусть о маленьких, но достижениях ребенка: сам застегнул пуговицу, сам завязал шнурки). Родители, и без того, как правило, находящиеся в постоянном стрессе, связанным с ограниченными возможностями здоровья своего ребенка, нуждаются в поддержке, в понимании того, что их ребенок, как и все, разветвится, учится чему-то новому и им есть за что гордиться своим ребенком;
- индивидуализация (работа с родителями, исходя из особенностей каждого ребенка), нахождение времени во время коллективных форм для каждого ребенка;
- активное приобщение родителей к воспитательно-образовательному процессу. Взаимодействие с родителями важно выстроить так, чтобы те знания и навыки, которые получил ребенок в ДОУ, он смог развить и дома. Родители в рамках взаимодействия не просто получают какую-то информацию о своем ребенке, но и рекомендации к действию.
Наконец, на четвертом этапе определение эффективности разработанной методики взаимодействия может быть реализовано с помощью таких методов, как наблюдение (если работа педагогов и родителей была эффективной, то это будет заметно пусть по самым маленьким, но положительных изменениям в поведении ребенка), а также анкетирования родителей на предмет того, считают ли они полезным для себя и своего ребенка представленное взаимодействие, а также с помощью саморефлексии педагога (как он сам сможет оценить уровень своей профессиональной компетенции после проведенных мероприятий).
В заключение хотелось бы отметить, что взаимодействие детского сада и семьями детей с ОВЗ, является необходимым условием адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В тесном сотрудничестве образовательного учреждения и семьи у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья воспитывается адекватное, самостоятельное поведение, соответствующее социальным нормам общества в разнообразных жизненных ситуациях. Это довольно длительный процесс, который требует от родителей и педагогов взаимопонимания, творчества, креативности, а самое главное - терпения. Взаимодействие будет более эффективным, если будут использоваться разнообразные формы и методы работы. В дальнейшем совместная работа даст только положительные результаты.
Библиографический список
- Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей // Управление ДОУ. 2018. № 4. 66с.
- Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2017 167с.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
- Ставцева Ю.Г. Методическое сопровождение педагогического процесса в ДОУ // Гаудеамус. 2016. Т15. №2. С.109-117.