Повышение оценки качества образования в ДОО: опыт и рекомендации

Разделы: Работа с дошкольниками, Администрирование школы

Класс: д/с

Ключевые слова: мониторинг, система оценки качества образования


Вопрос повышения оценки качества образования в ДОО волнует многих.

Для начала необходимо определиться в понятиях (Рис. 1)

Для нас качество образования – это степень соответствия стандарту дошкольного образования нашей образовательной деятельности.

Систему оценки качества образования часто путают с мониторингом. Поэтому определимся: мониторинг — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации.

Некоторые под системой оценки качества образования понимают контроль. Для нас контролем - это выявление, измерение и оценивание (т.е. процесс).

Оценка – суждение о качестве (в т.ч. о качестве проверки). Оценка качества не подменяет внутришкольный контроль, а дополняет его и (или) выступает его инструментом. Федеральные требования к оценке качества образования разграничивают оценку и контроль, внешнюю и внутреннюю оценку. Говоря о понятиях, наверно, надо еще обратить внимание на то, что часто путают понятия «оценка» и «отметка». Оценка – это словесное описание качества: «хорошо, профессионально, грамотно, креативно…», а отметка – это знаковое изображение оценки, всегда идет после оценки: «пятерка», «10 баллов», и т.д.

Таким образом, подходим к выводу, что МСОКО, ВСОКО, НОКО и пр. – система ОЦЕНКИ (суждений о качестве), а не контроля.

Наглядно место оценки в системе мониторинга можно представить на модели (Рис. 2).

Рис.2

Роль и место каждого из представленных компонентов рассмотрим на примере контроля.

Например, на субботнике руководителю можно стоять рядом и контролировать ход работы без оценки, можно контролировать и давать оценку, можно не стоять, а подойти в конце работы и дать оценку результата, можно ничего этого не делать, поставить отметку «+», «-». (но тогда мы можем получить реакцию «За что?», «Не справедливо!»).

Вернемся к оценке качества образования. Встает вопрос: Нам это надо?

Методические рекомендации к федеральным требованиям к оценке качества образования определяют внутреннюю оценку качества образования как обязательную компетенцию ОО. Т.е. мы обязаны разработать свою систему оценки качества образования.

При ее создании перед руководителем встают вопросы: что оценивать? зачем? кто эксперт-оценщик? как оценивать? какие специфические индикаторы могут с большой долей объективности свидетельствовать о качестве образования?

Что оценивать? - степень соответствия стандарту.

Что требует стандарт?

  • качество результатов освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования;
  • качество реализации образовательной деятельности;
  • качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность

Вторая составляющая ВСОКО – качество реализации образовательной деятельности.

В структуру этого раздела входят следующие показатели:

  • основные образовательные программы (их соответствие требованиям ФГОС общего образования и контингенту учащихся);
  • дополнительные образовательные программы (соответствие запросам родителей);
  • реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие требованиям ФГОС общего образования);
  • качество занятий и индивидуальной работы с детьми;
  • удовлетворенность детей и родителей занятиями и условиями в ОО.

Оценка качества условий, которые обеспечивают образовательную деятельность, может складываться из следующих пунктов:

  • материально-техническое обеспечение;
  • информационно-развивающая среда, в т.ч. средства информационно-коммуникационных технологий и учебно-методическое обеспечение;
  • санитарно-гигиенические и эстетические условия;
  • медицинское сопровождение и общественное питание;
  • психологический климат в ОО;
  • использование социальной сферы микрорайона и города;
  • кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов);
  • общественно-государственное управление (совет ОО, педагогический совет, родительские комитеты, ученическое самоуправление) и стимулирование качества образования;
  • программно-методические материалы, документооборот и локальные нормативные акты.

Кроме того, в ФЗ 276 говорится о независимой оценке качества, там своя система. Что она подразумевает?

  • открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
  • удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций.

Вопрос «Зачем?» - самый важный. Каждый на него отвечает сам. Как ответите, такое качество и получите.

Далее определимся, кто эксперт-оценщик? Вспомним многоуровневую СОКО и сразу поймем, что таковых много. И руководитель образовательной организации в этом списке - во главе ВСОКО. Нормативной основой ВСОКО на локальном уровне является Положение о внутренней системе оценки качества образования.

Следующий вопрос: Как оценивать?

Исходя из Федерального закона № 273-ФЗ оценивание происходит:

  • В процессе проведение самообследования;
  • В процессе обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
  • В процессе текущего контроля уровня освоения ООП.

У каждого руководителя в запасе имеется масса таблиц, шкал, методик. Эта система разработана глубоко и разносторонне, она работает, дает результаты.

Какие специфические индикаторы могут с большой долей объективности свидетельствовать о качестве образования в прогимназии? Вот здесь поделюсь немного нашим опытом.

Нами была поставлена задача создать собственную систему оценивания результатов нашей деятельности с учетом своеобразия прогимназии. Для этого мы разработали алгоритм (Рис. 3)

Рис. 3

Определили принципы:

  1. Сочетание внутренней (прогимназия), внешней (родители, учредители) и самооценки педагога.
  2. Оценивание носит сравнительный характер (Внутреннее - среди педагогов прогимназии; внешнее сравнение просматривается через место в муниципальном рейтинге (как правило), самооценивание – в сравнении с предыдущими показателями.)
  3. Простота в обработке данных.

Теперь осталось определиться в формате оценки. В нашем бурном ритме жизни хотелось бы, чтобы это было что-то, не требующее больших временных и физических затрат. Объединить все выше сказанное и добиваться высоких результатов нам помогает рейтинговая оценка результативности педагогов. Кадры решают все. ¾ перечисленных выше критериев оценки качества реализуются руками педагогов.

Здесь важно учитывать психологические особенности людей (Рис. 4).

Рис. 4

Также важно учитывать, что

  • люди теряются в большом количестве критериев, многие критерии просто упускают;
  • критерии необходимо озвучить заранее и ни в коем случае не менять;
  • приоритетные критерии оцениваются баллами с большим разрывом;
  • людям нужна аргументированная оценка – чтобы они поставили свое резюме – справедливо или не справедливо они оценены;
  • оценка обязательно должна быть выставлена, должна прозвучать.

Мы разработали Положение о рейтинговой оценке деятельности педагогических работников. Ежегодно на итоговом педагогическом совете публично рассматриваем результаты, некоторых педагогов просим проанализировать причины отставания. В систему оценки мы включили такие критерии, как пропуски по болезни одним ребенком в среднем, посещаемость в группах, участие детей и педагогов в конкурсах, распространение опыта (семинары и публикации), сопровождение одаренных детей, охват детей дополнительными образовательными услугами.

По результатам рейтингования дошкольных образовательных организаций нашего муниципального района можно смело сказать, что такой формат позволяет действительно добиваться повышения оценки качества образования.