Вопрос повышения оценки качества образования в ДОО волнует многих.
Для начала необходимо определиться в понятиях (Рис. 1)
Для нас качество образования – это степень соответствия стандарту дошкольного образования нашей образовательной деятельности.
Систему оценки качества образования часто путают с мониторингом. Поэтому определимся: мониторинг — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации.
Некоторые под системой оценки качества образования понимают контроль. Для нас контролем - это выявление, измерение и оценивание (т.е. процесс).
Оценка – суждение о качестве (в т.ч. о качестве проверки). Оценка качества не подменяет внутришкольный контроль, а дополняет его и (или) выступает его инструментом. Федеральные требования к оценке качества образования разграничивают оценку и контроль, внешнюю и внутреннюю оценку. Говоря о понятиях, наверно, надо еще обратить внимание на то, что часто путают понятия «оценка» и «отметка». Оценка – это словесное описание качества: «хорошо, профессионально, грамотно, креативно…», а отметка – это знаковое изображение оценки, всегда идет после оценки: «пятерка», «10 баллов», и т.д.
Таким образом, подходим к выводу, что МСОКО, ВСОКО, НОКО и пр. – система ОЦЕНКИ (суждений о качестве), а не контроля.
Наглядно место оценки в системе мониторинга можно представить на модели (Рис. 2).
Роль и место каждого из представленных компонентов рассмотрим на примере контроля.
Например, на субботнике руководителю можно стоять рядом и контролировать ход работы без оценки, можно контролировать и давать оценку, можно не стоять, а подойти в конце работы и дать оценку результата, можно ничего этого не делать, поставить отметку «+», «-». (но тогда мы можем получить реакцию «За что?», «Не справедливо!»).
Вернемся к оценке качества образования. Встает вопрос: Нам это надо?
Методические рекомендации к федеральным требованиям к оценке качества образования определяют внутреннюю оценку качества образования как обязательную компетенцию ОО. Т.е. мы обязаны разработать свою систему оценки качества образования.
При ее создании перед руководителем встают вопросы: что оценивать? зачем? кто эксперт-оценщик? как оценивать? какие специфические индикаторы могут с большой долей объективности свидетельствовать о качестве образования?
Что оценивать? - степень соответствия стандарту.
Что требует стандарт?
- качество результатов освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования;
- качество реализации образовательной деятельности;
- качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность
Вторая составляющая ВСОКО – качество реализации образовательной деятельности.
В структуру этого раздела входят следующие показатели:
- основные образовательные программы (их соответствие требованиям ФГОС общего образования и контингенту учащихся);
- дополнительные образовательные программы (соответствие запросам родителей);
- реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие требованиям ФГОС общего образования);
- качество занятий и индивидуальной работы с детьми;
- удовлетворенность детей и родителей занятиями и условиями в ОО.
Оценка качества условий, которые обеспечивают образовательную деятельность, может складываться из следующих пунктов:
- материально-техническое обеспечение;
- информационно-развивающая среда, в т.ч. средства информационно-коммуникационных технологий и учебно-методическое обеспечение;
- санитарно-гигиенические и эстетические условия;
- медицинское сопровождение и общественное питание;
- психологический климат в ОО;
- использование социальной сферы микрорайона и города;
- кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов);
- общественно-государственное управление (совет ОО, педагогический совет, родительские комитеты, ученическое самоуправление) и стимулирование качества образования;
- программно-методические материалы, документооборот и локальные нормативные акты.
Кроме того, в ФЗ 276 говорится о независимой оценке качества, там своя система. Что она подразумевает?
- открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
- удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций.
Вопрос «Зачем?» - самый важный. Каждый на него отвечает сам. Как ответите, такое качество и получите.
Далее определимся, кто эксперт-оценщик? Вспомним многоуровневую СОКО и сразу поймем, что таковых много. И руководитель образовательной организации в этом списке - во главе ВСОКО. Нормативной основой ВСОКО на локальном уровне является Положение о внутренней системе оценки качества образования.
Следующий вопрос: Как оценивать?
Исходя из Федерального закона № 273-ФЗ оценивание происходит:
- В процессе проведение самообследования;
- В процессе обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
- В процессе текущего контроля уровня освоения ООП.
У каждого руководителя в запасе имеется масса таблиц, шкал, методик. Эта система разработана глубоко и разносторонне, она работает, дает результаты.
Какие специфические индикаторы могут с большой долей объективности свидетельствовать о качестве образования в прогимназии? Вот здесь поделюсь немного нашим опытом.
Нами была поставлена задача создать собственную систему оценивания результатов нашей деятельности с учетом своеобразия прогимназии. Для этого мы разработали алгоритм (Рис. 3)
Рис. 3
Определили принципы:
- Сочетание внутренней (прогимназия), внешней (родители, учредители) и самооценки педагога.
- Оценивание носит сравнительный характер (Внутреннее - среди педагогов прогимназии; внешнее сравнение просматривается через место в муниципальном рейтинге (как правило), самооценивание – в сравнении с предыдущими показателями.)
- Простота в обработке данных.
Теперь осталось определиться в формате оценки. В нашем бурном ритме жизни хотелось бы, чтобы это было что-то, не требующее больших временных и физических затрат. Объединить все выше сказанное и добиваться высоких результатов нам помогает рейтинговая оценка результативности педагогов. Кадры решают все. ¾ перечисленных выше критериев оценки качества реализуются руками педагогов.
Здесь важно учитывать психологические особенности людей (Рис. 4).
Рис. 4
Также важно учитывать, что
- люди теряются в большом количестве критериев, многие критерии просто упускают;
- критерии необходимо озвучить заранее и ни в коем случае не менять;
- приоритетные критерии оцениваются баллами с большим разрывом;
- людям нужна аргументированная оценка – чтобы они поставили свое резюме – справедливо или не справедливо они оценены;
- оценка обязательно должна быть выставлена, должна прозвучать.
Мы разработали Положение о рейтинговой оценке деятельности педагогических работников. Ежегодно на итоговом педагогическом совете публично рассматриваем результаты, некоторых педагогов просим проанализировать причины отставания. В систему оценки мы включили такие критерии, как пропуски по болезни одним ребенком в среднем, посещаемость в группах, участие детей и педагогов в конкурсах, распространение опыта (семинары и публикации), сопровождение одаренных детей, охват детей дополнительными образовательными услугами.
По результатам рейтингования дошкольных образовательных организаций нашего муниципального района можно смело сказать, что такой формат позволяет действительно добиваться повышения оценки качества образования.