Повышение оценки качества образования в ДОО: опыт и рекомендации

01.06.2020

Вопрос повышения оценки качества образования в ДОО волнует многих.

Для начала необходимо определиться в понятиях (Рис. 1)

Для нас качество образования – это степень соответствия стандарту дошкольного образования нашей образовательной деятельности.

Систему оценки качества образования часто путают с мониторингом. Поэтому определимся: мониторинг — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации.

Некоторые под системой оценки качества образования понимают контроль. Для нас контролем - это выявление, измерение и оценивание (т.е. процесс).

Оценка – суждение о качестве (в т.ч. о качестве проверки). Оценка качества не подменяет внутришкольный контроль, а дополняет его и (или) выступает его инструментом. Федеральные требования к оценке качества образования разграничивают оценку и контроль, внешнюю и внутреннюю оценку. Говоря о понятиях, наверно, надо еще обратить внимание на то, что часто путают понятия «оценка» и «отметка». Оценка – это словесное описание качества: «хорошо, профессионально, грамотно, креативно…», а отметка – это знаковое изображение оценки, всегда идет после оценки: «пятерка», «10 баллов», и т.д.

Таким образом, подходим к выводу, что МСОКО, ВСОКО, НОКО и пр. – система ОЦЕНКИ (суждений о качестве), а не контроля.

Наглядно место оценки в системе мониторинга можно представить на модели (Рис. 2).

Рис.2

Роль и место каждого из представленных компонентов рассмотрим на примере контроля.

Например, на субботнике руководителю можно стоять рядом и контролировать ход работы без оценки, можно контролировать и давать оценку, можно не стоять, а подойти в конце работы и дать оценку результата, можно ничего этого не делать, поставить отметку «+», «-». (но тогда мы можем получить реакцию «За что?», «Не справедливо!»).

Вернемся к оценке качества образования. Встает вопрос: Нам это надо?

Методические рекомендации к федеральным требованиям к оценке качества образования определяют внутреннюю оценку качества образования как обязательную компетенцию ОО. Т.е. мы обязаны разработать свою систему оценки качества образования.

При ее создании перед руководителем встают вопросы: что оценивать? зачем? кто эксперт-оценщик? как оценивать? какие специфические индикаторы могут с большой долей объективности свидетельствовать о качестве образования?

Что оценивать? - степень соответствия стандарту.

Что требует стандарт?

  • качество результатов освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования;
  • качество реализации образовательной деятельности;
  • качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность

Вторая составляющая ВСОКО – качество реализации образовательной деятельности.

В структуру этого раздела входят следующие показатели:

  • основные образовательные программы (их соответствие требованиям ФГОС общего образования и контингенту учащихся);
  • дополнительные образовательные программы (соответствие запросам родителей);
  • реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие требованиям ФГОС общего образования);
  • качество занятий и индивидуальной работы с детьми;
  • удовлетворенность детей и родителей занятиями и условиями в ОО.

Оценка качества условий, которые обеспечивают образовательную деятельность, может складываться из следующих пунктов:

  • материально-техническое обеспечение;
  • информационно-развивающая среда, в т.ч. средства информационно-коммуникационных технологий и учебно-методическое обеспечение;
  • санитарно-гигиенические и эстетические условия;
  • медицинское сопровождение и общественное питание;
  • психологический климат в ОО;
  • использование социальной сферы микрорайона и города;
  • кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов);
  • общественно-государственное управление (совет ОО, педагогический совет, родительские комитеты, ученическое самоуправление) и стимулирование качества образования;
  • программно-методические материалы, документооборот и локальные нормативные акты.

Кроме того, в ФЗ 276 говорится о независимой оценке качества, там своя система. Что она подразумевает?

  • открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
  • удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций.

Вопрос «Зачем?» - самый важный. Каждый на него отвечает сам. Как ответите, такое качество и получите.

Далее определимся, кто эксперт-оценщик? Вспомним многоуровневую СОКО и сразу поймем, что таковых много. И руководитель образовательной организации в этом списке - во главе ВСОКО. Нормативной основой ВСОКО на локальном уровне является Положение о внутренней системе оценки качества образования.

Следующий вопрос: Как оценивать?

Исходя из Федерального закона № 273-ФЗ оценивание происходит:

  • В процессе проведение самообследования;
  • В процессе обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
  • В процессе текущего контроля уровня освоения ООП.

У каждого руководителя в запасе имеется масса таблиц, шкал, методик. Эта система разработана глубоко и разносторонне, она работает, дает результаты.

Какие специфические индикаторы могут с большой долей объективности свидетельствовать о качестве образования в прогимназии? Вот здесь поделюсь немного нашим опытом.

Нами была поставлена задача создать собственную систему оценивания результатов нашей деятельности с учетом своеобразия прогимназии. Для этого мы разработали алгоритм (Рис. 3)

Рис. 3

Определили принципы:

  1. Сочетание внутренней (прогимназия), внешней (родители, учредители) и самооценки педагога.
  2. Оценивание носит сравнительный характер (Внутреннее - среди педагогов прогимназии; внешнее сравнение просматривается через место в муниципальном рейтинге (как правило), самооценивание – в сравнении с предыдущими показателями.)
  3. Простота в обработке данных.

Теперь осталось определиться в формате оценки. В нашем бурном ритме жизни хотелось бы, чтобы это было что-то, не требующее больших временных и физических затрат. Объединить все выше сказанное и добиваться высоких результатов нам помогает рейтинговая оценка результативности педагогов. Кадры решают все. ¾ перечисленных выше критериев оценки качества реализуются руками педагогов.

Здесь важно учитывать психологические особенности людей (Рис. 4).

Рис. 4

Также важно учитывать, что

  • люди теряются в большом количестве критериев, многие критерии просто упускают;
  • критерии необходимо озвучить заранее и ни в коем случае не менять;
  • приоритетные критерии оцениваются баллами с большим разрывом;
  • людям нужна аргументированная оценка – чтобы они поставили свое резюме – справедливо или не справедливо они оценены;
  • оценка обязательно должна быть выставлена, должна прозвучать.

Мы разработали Положение о рейтинговой оценке деятельности педагогических работников. Ежегодно на итоговом педагогическом совете публично рассматриваем результаты, некоторых педагогов просим проанализировать причины отставания. В систему оценки мы включили такие критерии, как пропуски по болезни одним ребенком в среднем, посещаемость в группах, участие детей и педагогов в конкурсах, распространение опыта (семинары и публикации), сопровождение одаренных детей, охват детей дополнительными образовательными услугами.

По результатам рейтингования дошкольных образовательных организаций нашего муниципального района можно смело сказать, что такой формат позволяет действительно добиваться повышения оценки качества образования.


aid: 681963