Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет ученику решать основные задачи социализации: формировать свою Я – концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается деятельность:
- социально значимая, имеющая социальный эффект;
- результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) "продукта", имеющего для ученика практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
- задуманная, продуманная и осуществленная учеником;
- в ходе которой ученик вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;
- через которую формируются социальные навыки ученика.
Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.
Обратимся к сущности понятия "социальное проектирование". Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
- словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
- графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
- числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждениях образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.
Виды социальных проектов учащихся, реализуемых образовательных учреждениях:
- Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
- Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
- Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
- Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
- Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
Цель социального проектирования:
- привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
- включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования:
- повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
- формирование социально-личностных компетенций: навыки "разумного социального" поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
- закрепление навыков командной работы.
Признаки проекта:
- Цель – изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового.
- Установленные сроки начала и завершения.
- Определенные ресурсы.
- Измеряемый продукт или результат.
Управление проектом:
- Управление проектом – это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения.
- Управление включает три основных вида деятельности:
- Планирование.
- Организация.
- Контроль.
Планирование:
Определение желаемых результатов проекта. Т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта. Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными. Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)
Организация:
Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды.
Если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. А кому это надо? Поэтому и существует разделение труда, в том числе и в проектной деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять обязанности в команде, прежде нужна сама команда.
Управление:
Включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее.
Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).
Решение возникающих проблем. Если входе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить.
Обмен информацией с заинтересованными лицами. Заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект) могут быть администрация, школы, родители, соседи, различные общественные организации и т.д.
Работа над проектом принесет удовольствие и удовлетворение, если ее результат будет важен и полезен окружающим.
За шесть лет моей работы по внедрению метода проектов в предметную область "Математика", учащимися было создано большое количество проектов, которые успешно были представлены на уроках, конкурсах, во внеурочной деятельности.
Я хочу вам представить два социальных проекта. Первый проект "Математика вокруг нас" реализованный учениками 9-х классов.
Идея проекта состоит в том, чтобы показать какое место в повседневной жизни человека занимает математика. Проект имеет высокую общественную значимость, так как помогает ответить на многие вопросы не только для себя, но и для других людей.
Оценив актуальность этого проекта, соразмерность ожидаемого от проекта пользы с потраченными усилиями и временем мы начали работу над проектом. Целевой аудиторией мы выбрали учащихся 8-9 классов, их родителей и учителей школы. Продукт проекта – брошюра под названием «Математика в быту и в повседневной жизни».
Цель работы: доказать присутствие математики в течение всей жизни каждого человека.
Задачи:
- исследовать значение математики в современной жизни ;
- показать значимость математических задач и на уроках, и в профессиях, и на практике;
- показать решение математических, логических и практических задач на примере заданий ОГЭ и ЕГЭ;
- показать меж предметную связь.
Хотелось бы отметить, что выбранная тема интересна. В ходе работы учащиеся провели исследовательскую работу по изучению направлений применения математики в повседневной жизни. Систематизировали полученный материал. Подобрали к каждому направлению соответствующие задачи, рассмотрели различные способы этих задач. Выбрали наиболее простое и понятное решение. Оформили на компьютере. Научились создавать брошюру. Для презентации своей брошюры подготовили соответствующее выступление. Презентация прошла успешно, всем желающим были подарены брошюры «Математика в быту и в повседневной жизни».
Поставленная цель была достигнута.
Идея второго социального проекта возникла в связи с тем, что всегда есть ученики в знаниях которых есть пробелы. А работа с пробелами, с «западающими» темами требует системности и дополнительных материалов. Этим мы и решили заниматься.
Так же была проведена работа по выявлению «западающих» тем в 7–10 классах и работа началась. В этом проекте продуктом стали «Карточки коррекции знаний и умений».
Работа над проектом позволяет почувствовать как ученикам, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.
Эффективность работы над социальными проектами не вызывает сомнения. На это указывают следующие показатели:
- повышение уровня мотивации обучения;
- повышение уровня знаний учащихся;
- более высокое качество продукта проекта, обусловленное их практической необходимостью людям.
Литература:
- Луков В.А. Социальное проектирование: учеб. пособие. – 6-е изд., испр. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та: Флинта, 2006. – 240 с.
- Педагогика. Социальное проектирование в школе (в помощь студенту– практиканту): метод. пособие / авт.-сост. В.Б. Сбитнева; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2007. – 43 с.
- Правовое воспитание учащихся: (Из опыта работы) // сост. Г.П. Давыдов, А.Ф. Никитина, В.М. Обухов. – М.: Просвещение, 1979. – 159 с.
- Абдвлина Л.В, Чепелева Б.П, Грибкова М.В, Мищенко Т.М. Опыт совершенствования педагогического профессионализма. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 80с.
- Казанцева С.И. Формирование гражданственности школьников посредствам организации социальных практик // Пермский педагогический журнал. – 2011. – № 2.
- Лебедева Г.А., Мальсагова Г.Н. Социальное проектирование: пособие для студентов вузов, организаторов и участников социальных проектов / Соликам. гос. пед. ин-т. – Соликамск, 2008. – 104 с.