Технология проблемно-диалогического обучения.

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3

Ключевые слова: проблемно-диалогическое обучение, проблемные диалоги


В современном мире, который динамично развивается, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком и объёмом информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование. «Образование сегодня – это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию. Современное образование должно стать процессом личностного развития».

В жизни нам постоянно приходится решать различные проблемы (куда пойти учиться и работать, какую взять книгу для чтения, что съесть на обед и т.п.). А так как наша жизнь постоянно меняется, то нам приходится решать такие задачи, с которыми мы раньше не сталкивались. Поэтому школа должна готовить учеников к жизни. Объяснять, организовывать закрепление знаний учениками таким образом, чтобы они могли самостоятельно применять полученные знания в жизни.

Для этого в рамках реализации ФГОС целесообразно использовать проблемно-диалогическую технологию. Она одна из наиболее универсальных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании. Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Технология проблемно-диалогического обучения лежит в основе образовательной системы развивающего обучения Л.В. Занкова, системы нового поколения «Школа 2100». Этот проект, выполненный группой академиков РАО А.А. Леонтьевым, Ш. А. Амонашвили, С. К. Бондыревой и рядом ведущих российских учёных – Бунеевым Р. Н., Вахрушевым А. А., Горячевым А. В., Даниловым Д. Д., Ладыженской Т. А. и другими, целиком построен на лучших российских педагогических традициях, исследованиях последних лет и полностью учитывает особенности детской психики и закономерности восприятия. Главная идея образовательной системы – ориентированность на личность, на формирование ученика как самостоятельно мыслящего человека. Поэтому я на личном опыте убедилась в результативности проблемно-диалогического обучения.

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти, же самые знания и овладевать ими» - Шалва Амонашвили.

Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Работая продолжительное время в школе, постоянно задавала себе вопросы:

  • Как изучение нового материала сделать интересным для детей?
  • Как сделать активным участником учебного процесса каждого ребенка?
  • Как добиваться максимального усвоения знаний на уроке?

Все эти вопросы можно решить, если процесс обучения строить на принципах развивающего обучения. Ни от случая к случаю, а систематически готовить уроки в соответствии с технологией проблемно-диалогического обучения. В этом случае объяснение учителем нового материала сменится поиском, решением возникших проблем, выходом из затруднительных ситуаций, самостоятельным выведением правил, свойств и т.д. Создание «коллизий», проблемных ситуаций, организация «затруднения в деятельности», постановка учебной задачи и т.д. методически правильно организованные учителем на уроке, это возможность, предоставленная учителю: учить детей учиться.

Изучение и анализ перечисленного опыта, исходя из собственного опыта, могу сделать вывод: от того, насколько грамотно используется технология проблемно-диалогического обучения в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе

«Начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления».
Е.П. Шеболкина

Современные возможности урока (мультимедийный проектор, интерактивная доска, нэтбуки) позволяют сделать уроки более интересными и запоминающимися. Я объединила организацию проблемных диалогов с демонстрацией презентаций, но использую презентации не только как иллюстративный материал для активизации внимания учащихся современными средствами, но и как возможность прийти к открытиям на уроках более легко и свободно. Благодаря зрительному восприятию, детям легче удерживать логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний. Каждый появляющийся новый слайд презентации, либо служит для активизации внимания и мышления учащихся, либо побуждает к выполнению заданий, или идёт как подтверждение правильных ответов и выводов, проверки самостоятельной работы по эталону. Организация проблемных диалогов с использованием презентаций предоставляет учащимся большую возможность «самостоятельно» прийти к открытию новых знаний на уроках. Их можно организовать разными приемами:

  1. одновременно преподношу ученикам противоречивые факты, теории, мнения;
  2. сталкиваю разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал;
  3. организую ситуацию на противоречии житейского представления учащихся и научного факта и др.

В любых случаях возникает проблемная ситуация «с удивлением» или «с затруднением», а дальше – побуждающий диалог.

В этом случае на этапе совместного «открытия» знаний уместно организовать групповую работу учащихся. Работа по микрогруппам в коллективе – одна из лучших и эффективных форм организации деятельности. Очень важна на этом этапе роль учителя. Необходимо обеспечить учащихся групп всем необходимым для поисковой деятельности, дать четкий инструктаж по порядку работы, все заметить и своевременно оценить. Итак, каждая группа получает свое задание, изучает и предъявляет на всеобщее обсуждение

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала. Ещё Сократ говорил: «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».

На уроках математики чаще всего я использую проблемную ситуацию с затруднением, которое вызывается практическим заданием, не сходным с предыдущими. Организую с классом побуждающий диалог. В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание, например, ученикам дается задание, не выполнимое вообще. Я ставлю вопросы, которые помогают школьникам понять заложенное в проблемной ситуации противоречие. Обобщающий вопрос может быть: «Кто догадался, какая тема нашего урока?», или «Какой возникает вопрос?». Следует отметить, при побуждающем диалоге возможно появление неточных или совершенно ошибочных ответов учащихся. Недопустимо в данном случае реагировать на них отрицательной оценкой. Догадаться, прийти к более точным ответам я помогаю учащимся следующими вопросами: «Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее? Кто еще хочет сказать?» Суть поиска решения учебной проблемы проста: помочь ученикам открыть новое знание. Важно организовать обучение на уроке таким образом, чтобы ученики получали не готовое знание, а добывали его в процессе собственной учебной деятельности. «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность», Б. Шоу.

Для уроков окружающего мира наиболее характерными являются проблемные ситуации с удивлением или затруднением.

Окружающий мир, 2 класс.

Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне?

Ученики: Очень мало, почти нет.

Учитель: Давайте посмотрим презентацию «Цветение растений пустыни в апреле».

Обучающиеся испытывают удивление. Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из презентации? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?

Русский язык, 3 класс.

– Подберите проверочные слова: мороз, порог, образ.

– Каким способом вы проверяли написание этих слов? (изменяли форму слова так, чтобы в конце после согласного был гласный.)

– А теперь запишите слова: вестник, тростник, сердце. Каким способом вы их проверите? (таким же).

– Какие буквы требовали проверки? Вы смогли их проверить данным способом? (нет).

– Смогли вы выполнить задание? Почему? (не знаем способа проверки.)

– Сформулируйте тему урока.

Чтение: 1 класс.

Знакомимся с ироническим отношением автора к герою в произведениях К.И. Чуковского «Федотка», Е. Чеповецкого «Болезнь Пети…». Мы встречаемся с фразеологизмами и с образами преувеличения в них.

– Кто напомнит нам, что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов, применяемые нами в жизни). Для чего нам нужны фразеологизмы?

Задание от словаря фразеологизмов.

По командам на компьютере открываем картинку, на которой изображён фразеологизм. Какие фразеологизмы мы можем взять для наших героев, соотнесите иллюстрацию и фразеологизм.

  • Идти на поводу. (родители жалеют, а не за что)
  • Закрывать глаза. (все вокруг не хотят видеть, что человек поступает неправильно).
  • Знать меру. (пожелаем нашим героям)
  • Вывести на чистую воду. (домработница Дуся)

Происходит обмен мнениями, обучающиеся приходят к выводу, как и зачем мы используем в нашей жизни фразеологизмы.

При использовании метода – побуждающий диалог, ставится цель: стимулировать учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и обозначению проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. После окончания диалога мы вместе делаем вывод, потом учащиеся проверяют правильность своих выводов по учебнику. Снова ситуация успеха.

Организация проблемных диалогов с использованием презентаций оживляет работу учащихся и предоставляет учащимся большую возможность «самостоятельно» прийти к «открытиям» новых знаний на уроках, что обеспечивает ситуацию успеха практически для каждого ребенка. Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.

Данная технология является:

  • результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
  • здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний;
  • носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Список литературы:

  1. Г.А. Данюшевская, Влияние проблемно-диалогического обучения на творческое и личностное развитие младших школьников / Г.А. Данюшевская // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - №8.
  2. А.Н. Дибленкова, Как реализовать принцип психологической комфортности на уроках / А.Н. Дибленкова // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 8.
  3. Н.В. Ладыженская, Преемственность в использовании проблемно-диалогического метода в курсе риторики / Н.В. Ладыженская // Начальная школа плюс До и После. - 2003. -№6.
  4. Е.Л. Мельникова, Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя / Е.Л. Мельникова// - М.: 2006. - 168«.
  5. Н.А. Новак, Применение проблемно-диалогической технологии на уроках по программе «Школа 2100» / Н.А. Новак // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - №8.
  6. Т.Ю. Перова, В лабиринте знаний (Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка) / Т.Ю. Перова // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7.
  7. Л.Г. Петерсон, М.А.Кубышева и др. Что значит «уметь учиться» //М.: 2008.
  8. Технологии проблемного диалога можно прочитать на сайте автора проблемного диалога Е.Л. Мельниковой на сайте ОС «Школа 2100» или http://nachalka1-4.ucoz.ru.
  9. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова – Москва- 2010 г.