Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки

Классы: 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: английский язык, технология критического мышления


Каждому современному педагогу хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества. Важнейшей задачей образования на современном этапе становится формирование предметных и универсальных способов действий. За последние несколько лет технология развития критического мышления (ТРКМ) стала неотъемлемой частью школьной практики. Ещё совсем недавно к ней относились как к интересной новинке, а сегодня тысячи учителей по всей стране применяют ее на практике. Фактически нет ни одного учебного предмета, где бы обучающимся не предлагалось обобщить изученный материал или ознакомиться с новым при помощи различных приемов и стратегий данной технологии.

Под «критическим мышлением» понимают процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработку решения о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что - опровергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать с полученной информацией.

Основная задача школы на современном этапе - научить учиться. Сегодня есть острая потребность использовать такие образовательные технологии, которые научат детей учиться и получать удовольствие от процесса получения знаний. Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.

Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс. Например, применяя технологию развития критического мышления через чтение аутентичных текстов на уроках иностранного языка, учитель развивает личность обучающегося в первую очередь при непосредственном обучении языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель мотивирует обучающегося, развивает у него желание применить на практике, полученные на уроке знания, а так же проявлять интерес не только к изучаемому материалу, но и к самому процессу обучения. Рассмотрим пример работы с аутентичным текстом в 6 классе на тему «London». Заранее обучающиеся разделились по группам, для каждой группы есть своё, конкретное задание: первая группа работает с лексикой в тексте о достопримечательностях Лондона; вторая группа - заполняет таблицу «тонких» и «толстых» вопросов; третья - рисует кластер. Сначала работают индивидуально со своими заданиями, потом работают в группах, обмениваются информацией, и подводят итоги своей проделанной работы, в завершении составляют пересказ этого текста используя кластер. Получая новую информацию, через работу с аутентичным текстом, обучающиеся учатся рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Кроме того аутентичные тексты являются оптимальным средством обучения культуре страны изучаемого языка, они как нельзя лучше иллюстрируют функционирование языка в форме, принятой носителями языка, и в естественном социальном контексте.

Активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала на уроке иностранного языка обеспечивает работа в группе или сотрудничество обучающихся. Эта технология является наиболее эффективной и продуктивной альтернативой традиционным способам обучения. Рассмотрим пример групповой работы в 7 классе по теме «Popular folk tale in your country». Учитель инструктирует обучающихся о последовательности работы, подводит их к делению на 3 разнородные группы: «You have card on your desks, please, divide into groups according to this notes». Обучающиеся делятся на группы и знакомятся c материалом и алгоритмом работы, планируют учебное сотрудничество с партнёрами. Учитель контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует порядок работы, оказывает помощь отдельным обучающимся при необходимости. Каждый из обучающихся в группе выполняет определённое задание:

1. Сбор и изучение информации по своей сказке.

2. Обучающиеся знакомятся с материалом, планируют работу в группе, распределяют задания (сюжет, иллюстрация, написание, возможные вопросы: What is the folk tale about? Who are the main characters? What happens in the story? What moral values does the text suggest?).

3. Выполняют задание «Write a short version of folk tale for an international English magazine», с последующим обсуждением, внося коррективы, дополнения, уточнения.

4. Учитель осуществляет проверку подготовленных проектов, через вопросы: Have you collected the information? Why did you choose this folk tale? What folk tale do you like best? Did you like the theme of the lesson? Did you work hard? Did you like to work in groups? Организовывая работу на своих уроках в групповой форме учитель повышает учебную и познавательную мотивацию обучающихся, снижая уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, в решении каких- то задач, а самое главное в группе происходит взаимообучение, что повышает обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

На уроках иностранного языка можно применять ещё один эффективный и рациональный способ развития критического мышления - «интеллект-карту». Интеллект карта, или карта мышления (mind-map) — отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, возможность представить и наглядно выражать свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать. Обучающийся может систематизировать и структурировать свои знания, использовать как план своего выступления. В своей работе мы просим обучающихся использовать разные цвета. Например, изучив темы «Past Simple» и «Past Continuous» в 7 классе, обучающимся предлагается задание составить «интеллект - карту». Горизонтально располагается чистый лист бумаги (лучше А4). Лист делится на две части, в каждой части располагается центральный образ: Past Simple и Past Continuous, с которого и начинается работа. Каждый обучающийся индивидуален, каждый строит свои «интеллект - карты» по- разному, так как понятно ему: используя рисунки, разные цветовые решения, графические изображения, знаковую систему, так как личная ассоциация здесь работает лучше чужой.. Любая информация начинает восприниматься, анализироваться и запоминаться гораздо быстрее и эффективнее, чем при ее обычном линейном представлении в виде цифр и букв. Кроме того если обучающемуся нужно что-то вспомнить, достаточно будет взглянуть на короткие ключевые слова по которым можно восстановить мысли.

Приёмом обучающего письма является «Бортовой журнал». При чтении, аудировании, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую графу журнала «Что нового они узнали из текста», связывая полученную информацию со своим видением мира «Что мне уже известно по данной теме», со своим опытом. Например, изучая тему «British teenage magazines» в 7 классе, обучающиеся записывают в таблицу свои мысли.

Пример «Бортового журнала»

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

About half of British young people aged 12-16 read teenage magazines

The most popular magazines for girls are “Sugar” and “Bliss”

These magazines include beauty and fashion, celebrity gossip.

Boy’s don’t usually find these magazines very interesting.

Usually, teenage magazines contain a lot of language that only teenagers use.

A lot of these magazines can help teens find solutions to problems they don’t feel comfortable discussing with their parents.

Применение этого приёма позволяет не только получить адекватную картину степени усвоения учениками материала, но и помогает ученикам развивать умение фиксировать информацию, дает возможность наглядно представить заданную проблему.

Таким образом, в результате применения методов критического мышления в процессе обучения иностранному языку актуализируется субъектная позиция личности каждого ребенка. Данные методы способствуют организации учебной деятельности обучающихся в соответствии с механизмами ценностной ориентации поиск – оценка – выбор – проекция, и действительно позволяет повысить учебную мотивацию, качество образовательного процесса, способствует навыкам работы с информацией любого типа и повышает социальную компетенцию.

Литература

  1. Дорждеева С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках иностранного языка. [Электронный ресурс], https://urok.1sept.ru/ - статья в Интернете.
  2. Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки.[Электронный ресурс] – http://www.evolkov.net/critic.think/articles/ Volkov.E.