Сценарий театрализованной деятельности детей подготовительной логопедической группы, совместно с родителями. "Недетские истории войны"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, логопедическая группа, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., театрализованная деятельность


Цель: создать атмосферу эмоционального понимания сложной жизни детей во время Великой Отечественной войны через театрализованную деятельность

Задачи:

  • учить выражать разнообразие эмоционального состояния людей (страх, подавленность и др.) через театрализованные постановки
  • воспитывать нравственные чувства, чувства сопереживания и благодарности к тем людям (взрослым и детям), которые подарили мир нашей стране
  • сохранить память о детях войны у современных детей для передачи этой памяти из поколения в поколение
  • способствовать взаимодействию в организации и проведении мероприятий совместно с родителями для создания позитивной социализации в социуме деревни

Используемые образовательные технологии:

  • технология совместного проведения мероприятий с детьми и родителями
  • технология проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии

Предшествующая работа:

  • чтение произведений о войне
  • беседы о жизни детей во время войны, в т.ч. совместно с родителями
  • знакомство с подвигами серпуховичей во время войны (проектная деятельность)
  • знакомство с семейными историями о войне (подвиги родственников), в т.ч. совместно с родителями
  • разучивание ролей
  • совместное с родителями и педагогами изготовление декораций.

Организация

Играет тихая музыка. В зале на первом ряду сидят три бабушки. В зал входят мальчик и девочка с цветами, читают стихи: «День Победы» Т.Белозеров.

Мальчик:

Майский праздник —
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.

Девочка:

Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.

Дети подходят к бабушкам и дарят цветы.

Бабушка 1: Спасибо, дорогие ребята!

Девочка: Спасибо вам, ветераны!

Бабушка 2: Внученька, да мы не ветераны….

Мальчик: Как? Почему? Вы не были на войне?

Бабушка 3: На войне мы, конечно, были… Но только не с оружием, и не в окопе…

Девочка: А как же вы воевали?

Бабушка 1: Мы дети войны… Мы не воевали как солдаты… Но мы помогали, как могли…

Дети садятся рабом с бабушками. Включается видеоролик «Дети войны» с отрывком стихотворения Р.Рождественского «А мы не стали памяти перечить» (ролик о том, как дети, подростки во время войны помогали взрослым, работали, уходили в партизанские отряды, помогали в тылу).

Песня в исполнении родителей «Поговорю с ребенком о войне»

Сценка «Девочка» на основе стихотворения «В дни войны»

(Началась бомбёжка, слышны звуки боя. Девочка с мамой прячутся в бомбоубежище)

Мама прижимает к себе доску, и успокаивает ее.

- Не плачь, доченька, не бойся, я с тобой!

Они не могут успокоиться, девочка испугано прижимает к груди свою любимую куклу.

И шепчет ей, не плачь Маша, не бойся я с тобой. Мы победим фашиста!

(Озвучивание сценки: музыка и чтение стихотворения А.Барто)

Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

Девочка: Как же страшно вам тогда было! Не играть, не учиться не могли…

Бабушка 2: Почему не могли учиться? Учились… как могли старались учиться!

Мальчик: Расскажите нам, как вы учились в войну!

Сценка «Урок» на основе стихотворения "Не" и "Ни" С.Маршак

Деревню захватили фашисты, но учитель и дети в школе, сидят на корточках, вокруг декорация разрушенного класса. Проходит урок русского языка.

Монолог: автора, паренька и учительницы.

Автор:

Мне рассказывал смоленский Паренек:

Паренёк

В нашей школе деревенской
Шел урок.
Проходили мы частицы
"Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы
В эти дни.
Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.
Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.

Автор: И сказал учитель: "Фразу

Учитель:

Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
"Ни" и "не"."

Автор:

Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали:

Паренек:

"От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!"

Дети читают стихи под музыкальное сопровождение и показ презентации: «Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне» (отрывок) А.Молчанов

Ребенок 1:

Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.

Ребенок 2:

Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.

Ребенок 3:

Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!
Дети садятся к бабушкам.

Бабушка 3: А вспоминаю одного знакомого мальчишку, он чудом остался жив после расстрела деревни фашистами.

Мальчик: Он остался совсем один? Что же с ним случилось?

Бабушка 3: Он стал «сыном полка».

Девочка: Что значит «сыном полка»? Расскажите нам!

Сценка: «Сын полка» (по произведению В.Катаева)

1 сцена

(3 солдата, возвращались с разведки, выполняя боевое задание. Услышали в лесу шорох.
В окопе спал мальчик. Вдруг он проснулся и испугано посмотрел на разведчиков.)

Командир шёпотом - Тише, свои.

Ваня - наши.

Уходят за кулисы, на сцене капитан и Ваня.

2 сцена

(Командир батареи приказал оправить Ваню в тыл)

Ваня: Дяденька! Слушайте, не везите меня.

Капитан: Приказано.

Ваня: Пусть я у вас буду жить. Я вам буду-котелки чистить, воду носить.

Капитан: Не положено.

Ваня: А я всё равно убегу.

Уходят за кулисы.

3 сцена

На сцене Командир и Ваня.

Командир: (посмотрел на мальчика) Звать-то тебя как?

Ваня: Ваня Солнцев, ещё прозвали «Пастушок»

Командир: Как ты здесь очутился, если капитан приказал отвезти тебя в тыл?

Ваня: А я убежал.

Командир: Как же ты убежал?

Ваня: Первый раз сбежал, он меня поймал. Второй раз он меня к своей ноге привязал, а я ночью верёвку развязал и опять убежал.

Командир: А что ты хочешь?

Ваня: хочу быть разведчиком, сыном полка

Командир: поехали, к разведчикам.

Ведущий: Так Ваня Солнцев стал сыном полка.

Дети садятся к бабушкам.

Бабушка 1: А многие наши ровесники в войну поддерживали наших солдат на передовой. Приезжали с концертами: пели песни, читали стихи, танцевали…

Танец «Синий платочек»

Бабушка 2: А вспоминаю свое старшего брата….

Видеосценка по стихотворению Б.Лискина «Василий Васильевич», 1944

Дети и взрослые смотрят видеоролик со сценкой, исполненной детьми.

В великой русской кузнице за каменной горой
Стоит, гудит, работает заводик номерной.
Туда Василь Васильевич приходит чуть заря
И весело командует: "За дело, токаря!

За горы за Уральские молва о нем идет,
А он себе работает и бровью не ведет.
Во всем Урале токаря, пожалуй, лучше нет.
Привет, Василь Васильевич, примите наш привет!

С глазами светло-синими, с кудрявой головой
Работает, старается гвардеец тыловой.
Фотографы газетные бегут его снимать.
Никто Василь Васильича не может обогнать.
В минуту получается готовая деталь,
На грудь ему повешена отличия медаль.
Девчата им любуются, подходят и молчат,
А он и не оглянется, не смотрит на девчат.
За горы за Уральские молва о нем идет,
А он себе работает и бровью не ведет.
Василию Васильичу всего тринадцать лет.
Привет, Василь Васильевич, примите наш привет!

Девочка: Да, сложное у вас было детство!

Мальчик: Как много горя выпало на судьбы детей войны!

Музыкально-литературная композиция детей, родителей и педагогов. Дети встают по одному и выстраиваются в ряд, читают стихотворение «Дети войны» Л.Г.Корневой

Ребенок 1:

Дети войны, вы взрослели под грохот снарядов,
Вам колыбельные петь матерям не пришлось,
Вы не носили красивых и пышных нарядов.
Пулей свинцовою детство от вас унеслось.

Ребенок 2:

Дети войны провожали отцов молчаливо,
Все понимая – пришел расставания час.
От матерей своих прятали слезы стыдливо,
Не поднимая печально опущенных глаз.

Ребенок 3:

Дети войны на заводах отцов заменили
«Все для победы! Для фронта!» - был лозунг один.
Жили в цехах, за станками и ели, и пили,
Ночи не спали, но верили – мы победим!

Ребенок 4:

Дети войны под бомбежкой, в холодных окопах
Дети полков. Партизанских отрядов сыны
Родине отдали жизнь до последнего вздоха –
Как вам хотелось дожить до конца той войны!

Ребенок 5:

Дети войны – те девчушки, мальчишки – ребята!
Трудно сказать, да и было ли детство у вас?
Вместо домов вам достались сожженные хаты,
А в узелке – лишь сухарик один про запас.

Ребенок 6:

Дети войны, как детьми вы остаться сумели,
Хоть повидали так много и горя, и зла.
Ваши сердца от жестокости не очерствели,
В клубах пожарищ душа оставалась светла.

Ребенок 7:

А вам хотелось бегать и смеяться,
В небесной сини голубей гонять,
Но с детством рано довелось расстаться,
За день пришлось на годы старше стать.

К ним подходят родители, педагоги. Дети, родители и педагоги поют Песню «О той войне» (видеоряд кадров о войне, о детях на войне, о ветеранах труда, среди которых много детей, работавших в войну наравне со взрослыми).