Цель: создать атмосферу эмоционального понимания сложной жизни детей во время Великой Отечественной войны через театрализованную деятельность
Задачи:
- учить выражать разнообразие эмоционального состояния людей (страх, подавленность и др.) через театрализованные постановки
- воспитывать нравственные чувства, чувства сопереживания и благодарности к тем людям (взрослым и детям), которые подарили мир нашей стране
- сохранить память о детях войны у современных детей для передачи этой памяти из поколения в поколение
- способствовать взаимодействию в организации и проведении мероприятий совместно с родителями для создания позитивной социализации в социуме деревни
Используемые образовательные технологии:
- технология совместного проведения мероприятий с детьми и родителями
- технология проектной деятельности
- технология исследовательской деятельности
- информационно-коммуникационные технологии
Предшествующая работа:
- чтение произведений о войне
- беседы о жизни детей во время войны, в т.ч. совместно с родителями
- знакомство с подвигами серпуховичей во время войны (проектная деятельность)
- знакомство с семейными историями о войне (подвиги родственников), в т.ч. совместно с родителями
- разучивание ролей
- совместное с родителями и педагогами изготовление декораций.
Организация
Играет тихая музыка. В зале на первом ряду сидят три бабушки. В зал входят мальчик и девочка с цветами, читают стихи: «День Победы» Т.Белозеров.
Мальчик:
Майский праздник —
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Девочка:
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
Дети подходят к бабушкам и дарят цветы.
Бабушка 1: Спасибо, дорогие ребята!
Девочка: Спасибо вам, ветераны!
Бабушка 2: Внученька, да мы не ветераны….
Мальчик: Как? Почему? Вы не были на войне?
Бабушка 3: На войне мы, конечно, были… Но только не с оружием, и не в окопе…
Девочка: А как же вы воевали?
Бабушка 1: Мы дети войны… Мы не воевали как солдаты… Но мы помогали, как могли…
Дети садятся рабом с бабушками. Включается видеоролик «Дети войны» с отрывком стихотворения Р.Рождественского «А мы не стали памяти перечить» (ролик о том, как дети, подростки во время войны помогали взрослым, работали, уходили в партизанские отряды, помогали в тылу).
Песня в исполнении родителей «Поговорю с ребенком о войне»
Сценка «Девочка» на основе стихотворения «В дни войны»
(Началась бомбёжка, слышны звуки боя. Девочка с мамой прячутся в бомбоубежище)
Мама прижимает к себе доску, и успокаивает ее.
- Не плачь, доченька, не бойся, я с тобой!
Они не могут успокоиться, девочка испугано прижимает к груди свою любимую куклу.
И шепчет ей, не плачь Маша, не бойся я с тобой. Мы победим фашиста!
(Озвучивание сценки: музыка и чтение стихотворения А.Барто)
Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Девочка: Как же страшно вам тогда было! Не играть, не учиться не могли…
Бабушка 2: Почему не могли учиться? Учились… как могли старались учиться!
Мальчик: Расскажите нам, как вы учились в войну!
Сценка «Урок» на основе стихотворения "Не" и "Ни" С.Маршак
Деревню захватили фашисты, но учитель и дети в школе, сидят на корточках, вокруг декорация разрушенного класса. Проходит урок русского языка.
Монолог: автора, паренька и учительницы.
Автор:
Мне рассказывал смоленский Паренек:
Паренёк
– В нашей школе деревенской
Шел урок.
Проходили мы частицы
"Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы
В эти дни.
Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.
Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.
Автор: И сказал учитель: "Фразу
Учитель:
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
"Ни" и "не"."
Автор:
Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали:
Паренек:
"От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!"
Дети читают стихи под музыкальное сопровождение и показ презентации: «Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне» (отрывок) А.Молчанов
Ребенок 1:
Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.
Ребенок 2:
Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.
Ребенок 3:
Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!
Дети садятся к бабушкам.
Бабушка 3: А вспоминаю одного знакомого мальчишку, он чудом остался жив после расстрела деревни фашистами.
Мальчик: Он остался совсем один? Что же с ним случилось?
Бабушка 3: Он стал «сыном полка».
Девочка: Что значит «сыном полка»? Расскажите нам!
Сценка: «Сын полка» (по произведению В.Катаева)
1 сцена
(3 солдата, возвращались с разведки, выполняя боевое задание. Услышали в лесу шорох.
В окопе спал мальчик. Вдруг он проснулся и испугано посмотрел на разведчиков.)
Командир шёпотом - Тише, свои.
Ваня - наши.
Уходят за кулисы, на сцене капитан и Ваня.
2 сцена
(Командир батареи приказал оправить Ваню в тыл)
Ваня: Дяденька! Слушайте, не везите меня.
Капитан: Приказано.
Ваня: Пусть я у вас буду жить. Я вам буду-котелки чистить, воду носить.
Капитан: Не положено.
Ваня: А я всё равно убегу.
Уходят за кулисы.
3 сцена
На сцене Командир и Ваня.
Командир: (посмотрел на мальчика) Звать-то тебя как?
Ваня: Ваня Солнцев, ещё прозвали «Пастушок»
Командир: Как ты здесь очутился, если капитан приказал отвезти тебя в тыл?
Ваня: А я убежал.
Командир: Как же ты убежал?
Ваня: Первый раз сбежал, он меня поймал. Второй раз он меня к своей ноге привязал, а я ночью верёвку развязал и опять убежал.
Командир: А что ты хочешь?
Ваня: хочу быть разведчиком, сыном полка
Командир: поехали, к разведчикам.
Ведущий: Так Ваня Солнцев стал сыном полка.
Дети садятся к бабушкам.
Бабушка 1: А многие наши ровесники в войну поддерживали наших солдат на передовой. Приезжали с концертами: пели песни, читали стихи, танцевали…
Танец «Синий платочек»
Бабушка 2: А вспоминаю свое старшего брата….
Видеосценка по стихотворению Б.Лискина «Василий Васильевич», 1944
Дети и взрослые смотрят видеоролик со сценкой, исполненной детьми.
В великой русской кузнице за каменной горой
Стоит, гудит, работает заводик номерной.
Туда Василь Васильевич приходит чуть заря
И весело командует: "За дело, токаря!За горы за Уральские молва о нем идет,
А он себе работает и бровью не ведет.
Во всем Урале токаря, пожалуй, лучше нет.
Привет, Василь Васильевич, примите наш привет!С глазами светло-синими, с кудрявой головой
Работает, старается гвардеец тыловой.
Фотографы газетные бегут его снимать.
Никто Василь Васильича не может обогнать.
В минуту получается готовая деталь,
На грудь ему повешена отличия медаль.
Девчата им любуются, подходят и молчат,
А он и не оглянется, не смотрит на девчат.
За горы за Уральские молва о нем идет,
А он себе работает и бровью не ведет.
Василию Васильичу всего тринадцать лет.
Привет, Василь Васильевич, примите наш привет!
Девочка: Да, сложное у вас было детство!
Мальчик: Как много горя выпало на судьбы детей войны!
Музыкально-литературная композиция детей, родителей и педагогов. Дети встают по одному и выстраиваются в ряд, читают стихотворение «Дети войны» Л.Г.Корневой
Ребенок 1:
Дети войны, вы взрослели под грохот снарядов,
Вам колыбельные петь матерям не пришлось,
Вы не носили красивых и пышных нарядов.
Пулей свинцовою детство от вас унеслось.
Ребенок 2:
Дети войны провожали отцов молчаливо,
Все понимая – пришел расставания час.
От матерей своих прятали слезы стыдливо,
Не поднимая печально опущенных глаз.
Ребенок 3:
Дети войны на заводах отцов заменили
«Все для победы! Для фронта!» - был лозунг один.
Жили в цехах, за станками и ели, и пили,
Ночи не спали, но верили – мы победим!
Ребенок 4:
Дети войны под бомбежкой, в холодных окопах
Дети полков. Партизанских отрядов сыны
Родине отдали жизнь до последнего вздоха –
Как вам хотелось дожить до конца той войны!
Ребенок 5:
Дети войны – те девчушки, мальчишки – ребята!
Трудно сказать, да и было ли детство у вас?
Вместо домов вам достались сожженные хаты,
А в узелке – лишь сухарик один про запас.
Ребенок 6:
Дети войны, как детьми вы остаться сумели,
Хоть повидали так много и горя, и зла.
Ваши сердца от жестокости не очерствели,
В клубах пожарищ душа оставалась светла.
Ребенок 7:
А вам хотелось бегать и смеяться,
В небесной сини голубей гонять,
Но с детством рано довелось расстаться,
За день пришлось на годы старше стать.
К ним подходят родители, педагоги. Дети, родители и педагоги поют Песню «О той войне» (видеоряд кадров о войне, о детях на войне, о ветеранах труда, среди которых много детей, работавших в войну наравне со взрослыми).