Методы диагностики и развития художественных способностей одаренных детей на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО, Профессия — педагог

Ключевые слова: одаренные дети, художественные способности


Введение

Актуальность темы поиска одаренных детей в сфере изобразительного искусства с целью поддержки развития их таланта выражается в большом общественном значении данной проблемы, поскольку, как показывают специальные исследования, очень малый процент людей создает те новые культурные и технические ценности, которые составляют основу благополучия всего человечества.

Идентифицировать на практике одаренность очень сложно. В первую очередь потому, что трудно ответить на вопрос: кого считать одаренным? Особенно если поиск происходит среди детей, ведь их потенциальные возможности еще окончательно не проявились.

Целью данной работы является поиск наиболее эффективных методов, позволяющих диагностировать и развить художественные способности у одаренных детей на уроках изобразительного искусства.

Задачами данной работы являются:

  • изучить специальную литературу, посвященную работе с одаренными детьми;
  • исследовать содержание ключевых понятий одаренности;
  • определить практические направления для повышения эффективности работы с одаренными детьми на основе собственного опыта и опыта других учителей;
  • разработать рекомендации в сфере диагностики и развития талантов одаренных учащихся.

Основная часть

1. Особенности одарённости

Научный подход к такому явлению, как одаренность, возник в начале ХХ века, когда французскими учеными - психологом  А.Бине и врачом Т.Симоном - была разработана первая шкала, которая позволяла определить уровень отклонений умственного развития детей от возрастной нормы.

Одаренность - это системное качество психики, которое развивается в течение жизни. Она определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности, в сравнении с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Важным для педагога и психолога является своевременное выявление такой одаренности ребенка, диагностика определенных ее наклонностей, помощь в развитии его способностей.

Одаренность - это индивидуальное сочетание способностей, которое позволяет человеку легко, быстро, на качественно-новом уровне приобретать необходимые для успешного выполнения деятельности навыки и умения. Согласно этого выделяются два вида одаренности:

  • специальная одаренность, создает возможность успеха в определенной деятельности;
  • общая одаренность, которая, в отличие от специальной, обеспечивает успешность освоения широкого круга видов действительности.

Но одаренность не является единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности. Признаки одаренности - это те особенности ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены при наблюдении за его действиями. Признаки явной (выявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности.

2. Методы диагностики и развития художественных способностей одаренных детей на уроках изобразительного искусства.

Одной из важных задач, стоящих перед учителем изобразительного искусства на современном этапе развития образования, является развитие творческих способностей учащихся. Учителю необходимо выявить наклонности учащихся к тому, или иному виду творческой деятельности и помочь ребенку развить их, поддержать устойчивое развитие.

У каждого учителя есть свои педагогические наработки для достижения ощутимых положительных результатов в области развития творческих способностей своих воспитанников, поскольку каждый ученический состав, каждый отдельно взятый ученик - неповторим, имеет определенный запас творческих задатков.

На занятиях для развития творческих способностей учащихся мною используются знания, полученные из опыта работы лучших учителей, их педагогических достижений. Следуя этим знаниям, можно выделить следующие основные рекомендации для работы с одаренными детьми.

Коррекция педагогической деятельности. Для того, чтобы объективно оценить рост учащихся, чтобы учитель имел возможность скорректировать творческий потенциал ученика на верное решение учебной задачи, ученик должен выполнять задание под руководством учителя. Желательно избегать выполнения творческих задач в домашних условиях. Поэтому учителю необходимо так спланировать ход урока, чтобы ученик большую часть задания выполнял под его руководством. В качестве домашнего задания рекомендуется самостоятельная детализация выполненной с учителем работы.

Использование межпредметных связей. Перед выполнением учебного задания учитель создает на уроке творческую атмосферу, используя межпредметные связи (музыку, историю, литературу, народоведение, географию и др.) с целью активизации творческого потенциала ребенка и усвоения приобретенного им опыта.

Учебные задачи. На каждый урок учитель ставит одно конкретное учебное задание для учеников. При оценке знаний учащихся основное внимание необходимо уделить реализации задачи, стоящей перед учеником на уроке  (форма, цвет, пространство, объем, композиция, восприятие действительности в произведениях искусств).

Для повышения эффективности деятельности учащихся, учителю необходимо использовать наглядные примеры. От уровня наглядности впоследствии зависит уровень выполнения ученических работ. Это не значит, что дети должны делать "копию" данного произведения, продемонстрированного учителем. Ученик, изучая произведения художников, должен сделать собственное произведение, тем самым обогащая свой внутренний мир.

Секреты художника. Подростки теоретически готовы к выполнению учебных задач. Они по собственному опыту знают и частично умеют дать объяснение явлениям и процессам, происходящим вокруг них. Но обосновать, найти причины их возникновения и передать их на плоскости и в объеме средствами изобразительного искусства они не могут. Они не знакомы с "кухней художника", поэтому очень важно, чтоб учитель помог практически понять, как именно художник в своих произведениях добивается ощутимых результатов. Это практическая демонстрация учителем процесса работы над произведением, показ последовательности работы над творческими задачами, которые должны сопровождаться комментариями педагога.

Техники. Ребенок приступает к выполнению учебного задания, которое перед ним поставил учитель. Учитель владеет информацией о способностях того или иного ученика. Педагог должен учесть этот фактор и дать ребенку возможность развить свои способности, выполняя учебные задания в различных техниках и материалах, чтоб ребенок имел возможность выполнять задания на бумаге разного качества и формата.

Материалы. Наличие доброкачественных материалов – одно из условий для развития творческих способностей учащихся (кисти, краски, мягкие графические материалы).

Цвет. Чтобы ребенок эффективнее работал в цвете, почувствовал, как образуются новые оттенки, необходимо научить его работать по увлажненной бумаге. Научить передавать средствами цвета настроение пейзажей, используя для этого кроме красок на материалах поролон, соль, воду, парафин и др.

Дифференциация. Исходя из предпочтений учеников к тому или иному виду деятельности, учитель выбирает учебное задание, учитывая дифференцированный подход к выполнению работы каждым учеником.

Фронтальная работа учителя. Во время выполнения учебного задания детьми, учитель направляет их усилия на верный путь решения задачи. Педагог учит как вовремя остановиться, чтоб не испортить работу, как подмечать и исправлять собственные недостатки, как найти оптимальный путь к воплощению творческого замысла на плоскости, в объеме.

Оценивание практических достижений учеников. Учитель для оценки практических достижений учеников использует два метода: индивидуальная оценка и групповая (коллективная).

Современные методы работы с ученическим коллективом доказывают, что оценка учебных достижений также может нести в себе воспитательные функции. Чтобы оценивание проходило эффективнее, педагоги-практики отдают предпочтение групповой форме оценки знаний, привлекая к этому учеников. Учат их оценивать, анализировать и находить ошибки в собственных творческих достижениях, сравнивая их с уровнем работ своих сверстников. Групповая форма оценки учебных достижений помогает объективно оценивать уровень развития практических навыков ребенка, но не дает возможности оценить усилия каждого ученика при выполнении практического задания. Учитель должен наблюдать за учениками во время урока, быть в состоянии определить приложенные к выполнению практической работы усилия каждого отдельного ученика. Ребенок, наиболее продуктивно работающий на занятии, должен поощряться оценкой, получить стимул для его дальнейшей творческой деятельности.

Оценивание теоретических знаний учащихся. Теоретические знания учащихся мы можем определить с помощью различных методов, таких как: опроса, в виде игры, проведения различных конкурсов, викторин, разгадывания кроссвордов, ответов на вопросы к теме, тестов и пр. Главным при этом должен стать не дословный ответ на поставленный вопрос, а понимание его содержания, эрудированность ученика.

Формы работы с учащимися. Выполнение на уроках поставленных задач детьми как индивидуально, так и в составе творческой группы, дает возможность ребенку скорректировать свои знания, воображение, фантазию с учетом мыслей и взглядов своих сверстников, учит ребенка прислушиваться к мнению других людей.

Заключение

В процессе исследования проблемы в сфере диагностики и развития творческих способностей одаренных детей, мною была изучена специальная литература, на основании которой можно сделать вывод, что одаренность - это индивидуальное сочетание способностей, позволяющее ребенку легко и быстро, на высоком уровне приобрести новые знания и умения.

На основании проведенного анализа различных исследований в сфере детской художественной одаренности, мною были определены основные направления для повышения эффективности работы с одаренными детьми и разработаны рекомендации.

Рекомендации включают в себя обязательное использование на практике следующих методов и техник работ с учащимися: коррекция педагогической деятельности; использование межпредметных связей; учебные задачи; секреты художника; техники; материалы; цвета; дифференциация подхода к каждому ребенку; фронтальная работа учителя; оценивание практических достижений учеников; оценивание теоретических знаний учащихся; формы работы с учащимися.

Использование данных рекомендаций на уроках изобразительного искусства помогает наиболее эффективно выявить в коллективе одаренных детей, посредством развития в них интереса к данному виду деятельности.  Результатом использования перечисленных методов является также общее повышение эффективности деятельности учащихся, развитие их творческих способностей, талантов.

На практике моя активная педагогическая позиция с использованием вышеперечисленных методов и техник выражается в участии в методической жизни школы и города. Учащиеся, следующие разработанным мною рекомендациям и под моим руководством, принимают активное участие в конкурсах и выставках, занимая призовые места.

Список используемой литературы

  1. Анискина Н. Педагогическая поддержка одаренности. - Изд. дом. Школьный мир .: 2005
  2. Барко В.И., Тютюнников А.М. Как определить творческие способности ребенка? - М., 1991.
  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издательский центр "Академия", 1998.
  4. Гильбух Ю.С. Внимание: одаренные дети. - М., 1991.
  5. Губенко А.В. Социально-каталитические условия развития одаренной личности // Одаренный ребенок. - 2008. - № 9. - С. 2-10.
  6. Жук Л.В. Одаренный ребенок в условиях современной образовательной системы // Одаренный ребенок. - 2009. - № 1. - С. 3-7.
  7. Зазимко А.В. Основные теоретические подходы к определению одаренности. - Одарённый ребенок, 1998, № 8, с.5 - 12.
  8. Коновець С. Подготовка учителя изобразительного искусства. ─ Ровно, 2002.
  9. Орлов В. Искусство и педагогические технологии. ─ Искусство и образование. ─ № 1. ─ 2001.
  10. Олийник Т. Учимся рисовать натюрморт. ─ Искусство и образование. ─ № 1.─ 2001.
  11. Руденко И. Человек - портрет вселенной. ─ Журнал Искусство и образование. ─ № 1. ─ 2001.