Одной из приоритетных задач, стоящих перед российским образованием на современном этапе развития, является сохранение и развитие творческого потенциала молодых талантов, совершенствование выявления и организации непрерывного сопровождения одаренных детей в условиях современного образовательного пространства.
По заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Одаренные дети» была создана «Рабочая концепция одаренности» (далее Концепция), отражающая результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции мировой науки, а также опыт работы с одаренными детьми. В создании Концепции принимали участие такие видные российские ученые, как Ю.Д.Бабаева, Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, И.И.Ильясов, В.П.Дружинин, И.В.Калиш, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, А.А.Мелик-Пашаев, В.И.Панов, Д.В.Ушаков, М.А.Холодная, В.Д.Шадриков (научный редактор), Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич [1].
В данной Концепции одаренность рассматривается как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [1] .
Психологи считают, что нельзя рассматривать главным показателем всестороннего развития ребенка только его знания. Необходим комплексный подход, когда наряду со знаниями учитываются творческие способности. Важным является применение на уроках русского языка заданий поискового характера, которые направлены на развитие речевых способностей, познавательной сферы, воображения, внимания, памяти, мышления, а также на формирование нравственности, самостоятельности и ответственности.
Перед учителем стоит задача формирования и развития способностей ученика. Педагог должен организовать пространство, в котором ребенок получит возможность наиболее полно проявить себя. Для этого необходим нестандартный подход к работе. Также следует отметить, что педагог-профессионал в процессе педагогической деятельности всегда учитывает индивидуальные возможности и способности каждого учащегося [4].
Учебная работа во время урока может быть спланирована по-разному. Преобладающими видами работы на уроке русского языка являются коллективные, групповые.
Хороший результат дают проблемные методы обучения, повышающие активность школьников, интерес к учебной деятельности, мотивацию к самосовершенствованию.
При этом взаимодействие учителя с учениками строится на принципах демократичности, диалогичности, открытости. Педагог является не только носителем данных, но и консультирует, организует и управляет поисковой работой школьников. В данных обстоятельствах ученик становится субъектом учебной работы, что определяет сущность обучения в школе.
Каким образом можно организовать данный учебный процесс на уроках русского языка?
1) Обеспечить в пространстве деятельности школьников значимую для него проблемную познавательную ситуацию.
2) Найти противоречия в исследуемой теме и довести их до понимания ученика, который должен осознать имеющиеся противоречия как проблему.
3) Выстроить задачу творческого типа, которая вытекает из определенной проблемы.
На практике все это можно реализовать через творческие проекты, ролевые игры, мозговые штурмы, классные дискуссии, которые способствуют развитию способностей учеников.
Приведем пример. В начале учебного года проводится вводный урок русского языка по теме: «Из чего состоит язык?». Ученикам предлагаются задания: «Перечислите все языковые единицы. В каких учебных разделах языкознания изучают данные языковые единицы?» Сначала дети работают самостоятельно, затем задание обсуждается всем классом. Заслушиваются выступления учеников, после чего составляется единая таблица, в которую входят все языковые разделы и единицы.
В конце учебного года проводится заключительный урок «Путешествие слова», на котором слово рассматривается с учетом всех разделов лингвистики.
При изучении лексики на уроках русского языка детям задается вопросы: «Как появились иностранные слова в русском языке? Что появилось раньше: переносное значение или многозначность слова?». Для учащихся 3-4 классов начальной школы это сложная задача. Чтобы понять лексическое значение слова, необходимо составить предложения с многозначным словом. На примере пословиц можно изучить антонимы, а в собственной речи отыскать синонимы. В ходе изучении грамматических тем происходит наблюдение над языковыми фактами, их сравнение, что способствует формированию логического мышления, наблюдательности учеников.
Усложнение учебных заданий должно происходить постепенно. Очень важно, чтобы дети имели возможность самостоятельного поиска. Проявление учеником интереса является показателем его готовности к самостоятельной поисковой деятельности.
На уроках русского языка можно использовать материал других предметов (окружающий мир). Одаренным учащимся предложить следующие задания.
Вариант 1.
Прочитайте предложения. Выберите из них те, которые соответствуют теме “Домашние животные”. Можно ли считать выбранные предложения текстом? Придумайте начало и запишите выбранные предложения, раскрывая скобки.
Под окном растёт кудрявая (Р,р) ябина.
Наша любимица (Р,р)ябинка дает много молока.
Тяжелый груз перевозит (Т,т)уман.
По полю стелется (Т,т)уман.
Мой (Д,д)руг – отличник.
Сторожит хозяйство верный (Д,д)руг.
Мы любим наших животных.
Вариант 2.
Прочитай текст. Выпиши “снежные” слова, дополни ряд своими словами. Придумай и запиши небольшой рассказ о приключениях маленькой снежинки.
Высоко в небе зимой плавают перистые облака, которые состоят из множества мелких ледяных кристалликов. Они растут, превращаются в снежинки и целыми стаями устремляются вниз. Идёт снег. Но падать он может по-разному. Если подует влажный ветер, снежинки слегка подтаивают по концам, слепляются на лету и превращаются в “хлопья”. Подует северный ветер – на землю посыпятся твёрдые белые шарики, похожие на крупу. В народе такой снег называют “крупкой”. Подует сильный ветер – заструится снег по земле “позёмкой”, весело и задорно. Задует ещё сильнее – начнётся метель. Иногда ветер так расхулиганится, что может разыграться снежная буря – “буран”. А самый первый, чистый, нетронутый никем снег называют “порошей”.
“Снежные” слова: _____________________.
Необходимо организовать поиск и обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребёнок обязательно учится оценивать себя. Очень важным является опыт оценки результатов своей работы на основе критериев, что развивает навык отстаивания своих идей. Значимый психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен самостоятельно. Если он допустит ошибку, не следует акцентировать внимание на неудаче, чтобы не разрушить мотивацию и, как следствие, сформировать отвращение к учёбе [2].
Знания не даются в готовом виде. Необходимо широкое использование творческих заданий: составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, нескольких заданий одновременно, что стимулирует развитие мышления.
Например, при изучении темы «Глагол» предложить учащимся записать текст с изменением времени глагола. В ходе выполнения данного задания учащиеся наблюдают, что происходит с текстом. Делают выводы о значении времени глаголов в русском языке.
Для запоминания словарных слов, можно использовать творческое задание «Энциклопедия слова». Учащиеся находят в словарях лексическое значение изучаемого слова, подбирают к нему однокоренные слова, синонимы, антонимы. Можно предложить подобрать загадки и пословицы, составить предложения.
На уроках русского языка задаются интересные, адаптированные для данного возраста вопросы. Учащимся необходимо давать возможность выбора тем, вопросов. Выполняя различные задания на уроках, одарённый ребенок может взять на себя роль лидера. Помочь с выбором может педагог. Участники получают прекрасную возможность для формирования своей самооценки. С учётом того, что дети имеют разные возможности для усвоения знаний, оправдано создание дифференцированных групп.
Применение разноуровневого обучения позволит каждому ребёнку усвоить необходимый и посильный объём информации.
Например: при изучении темы «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением» учащимся предлагаются задания по выбору. Каждый ребенок выбирает сам уровень сложности
П…тнистый, м…довый, ш…рокий, цв…тной, в…лна, д…лекий, д…ревья, сл…дить, приб…жать.
1) Задание 1-го уровня: вставьте пропущенные буквы; подберите к выделенным словам однокоренные слова.
2) Задание 2-го уровня: вставьте пропущенные буквы и напишите их вместе с проверяемыми словами; подберите к выделенным словам однокоренные слова.
3) Задание 3-го уровня: вставьте пропущенные буквы, подчеркните вставленную букву, выделите корень, поставьте ударение; укажите над словами название частей речи.
Считается целесообразным после каждого вида работы делать выводы. Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Что нового я узнал? Где необходимы мне полученные знания?»
Таким образом, такая важная задача, как выявление и развитие одарённых детей может быть решена с помощью создания благоприятной среды на уроках русского языка, А это, в свою очередь, предъявляет особые требования к педагогу, уровню его профессионализма, готовности использовать в своей практике современные подходы и методы в изучении русского языка.
Литература
1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности [Текст]/ Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, М.А.Холодная, В.Д.Шадриков [и др.]. – 2-е изд. – М.: ИЧП Магистр, 2003. – 90 с.
2. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / коллектив авт.; под ред. Н.В.Бордовской. – 3-е изд., стер. – Москва: КНОРУС, 2016. – 432 с.