«Грамотное письмо –
не просто движение пишущей руки,
а особая речевая деятельность.
Чем развитее ребёнок,
чем богаче его словарь и синтаксис,
чем правильнее его произношение,
тем легче даётся ему правописание».
Н.С.Рождественский
Около века тому назад на одной итальянской фабрике в Неаполе работал мальчик лет 10. Он страстно хотел петь. Но его первый учитель разбил его мечты, сказав: «Ты не можешь петь. У тебя совершенно нет голоса».
Но мать мальчика, бедная крестьянка, обняла его, похвалила и сказала, что он обязательно будет петь, и что у него уже неплохо получается. Похвала и ободрение матери изменили жизнь ребёнка, вдохновили его.
Благодаря тому, что в мальчика вселили веру, мир может наслаждаться чарующим голосом Энрико Карузо.
Успех – как птица, может коснуться своим крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей. А может пролететь мимо… Быть учителем – значит создавать ситуацию успеха для ребят на уроке.
Успех учащегося на уроке русского языка – грамотное письмо. Поэтому мы сегодня с вами поговорим о развитии орфографической зоркости.
Учебный предмет «Русский язык» многогранен. Но из всех направлений больше всего затрудняет и тех, кто учит, и тех, кто учится.
Очень часто, когда у ученика, плохо написавшего диктант, спрашиваешь, как пишется слово, в котором он допустил ошибку, он отвечает, что знает это правило. Да, правила он заучил, но при письме не видит случаев, когда их применять, т.е. не развита орфографическая зоркость.
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.
Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Актуальная проблема школы - профилактика орфографической зоркости учащихся
Перед учителем встают вопросы:
- Как помочь ребёнку писать грамотно?
- Как развить орфографическую зоркость?
- И как добиться грамотного письма у детей?
Причины орфографической безграмотности могут служить не только психофизиологические проблемы, которые обусловлены стойкими нарушениями высших психических функций, но и таких как:
- Отсутствие положительной мотивации
- Несформированность звуко-буквенного анализа и синтеза
- Бедность и неточность словаря
- Слабая коммуникативная активность у детей
Теперь давайте попробуем ответить на вопрос: какие орфографические умения следует формировать у учащихся начальных классов?
Можно выделить четыре орфографических умения:
- ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);
- устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;
- применять правило
- проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.
Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо: обеспечить четкое разграничение понятий «звук» и «буква»; познакомить учащихся с признаками орфограмм; систематически применять упражнения.
- Найди правильный образ буквы.
- Превращение слов. Замени одну букву в слове, чтобы получилось новое слово
- Наборщик. Из букв слова составь новые слова
- Слоговое лото. Составь слова из слогов
- Изографы.
- Полустертые слова. Догадайся, какие слова написаны?
Следующая тема, которая доставляет учителю больше всего хлопот, - к теме «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением». Мысленно проверим знания и умения детей различными способами.
- Какими?
1.Сначала проведем традиционный опрос. Смогут ли ученики повторить изученное правило и привести примеры? Наверное, да.
2. Теперь предложим им карточки со словами, в которых пропущены буквы. Решат ли они поставленные задачи?
Скорее всего, да. Большая часть учеников вставит пропущенные буквы.
3. Третий способ проверки – диктант. Он, конечно, будет написан, но вероятность появления ошибок возрастает.
4. И вот настает момент, когда ученикам потребуется применить полученные знания и умения при создании собственных письменных высказываний… чаще всего детские тексты будут испорчены ошибками на изученное правило.
В чем же дело?
Правило знают, могут привести примеры и вставить пропущенные буквы, но при свободной записи мыслей допускают ошибки…
К сожалению, наши ученики не замечают «ошибкоопасных» мест и потому не применяют известные им правила, «орфографическая слепота» школьников – одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок.
Ведь только обнаружив орфографическую трудность и осознав ее как задачу, ученик может начать поиск ее решения. Поэтому, бесспорно, развитие орфографической зоркости учеников на основе опознавания или опознавательных признаков орфограмм и овладения рациональными способами действия по их выделению одно из важнейших направлений в обучении их решения орфографических задач. (Выдаю детям волшебные карточки).
Так же хотелось бы рассказать вам о том, как я работаю и провожу работу над ошибками.
«Система работы над ошибками как средство выработки орфографической зоркости учащихся»
Работа над ошибками – неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Особенно актуальной и эффективной она оказывается на уроках русского языка. Я использую этот вид работы для развития у учащихся универсальных учебных действий.
Первый этап 1 класс
Цель: научить детей видеть и исправлять свои ошибки и выработать устойчивый интерес к выполнению данного вида работы.
На первом этапе сначала выписываю слово, где допущена ошибка, при этом делаю пропуск. Ребенок должен прочитать слово, вставить правильную букву, поставить ударение, разделить на слоги (если необходимо), подчеркнуть эту букву и написать данное слово до конца строчки.
Второй этап
Цель: нахождение допущенной ошибки, ее исправление и классификация.
Этот этап предполагает работу во 2-3 классах.
Теперь я выношу на поля «палочку», и пишу номер орфограммы. Дети выполняют необходимую работу по памятке, которую наклеиваем в конце учебника.
Таким образом, я подхожу к осуществлению главных задач: дети находят ошибку, определяют вид орфограммы, вспоминают и применяют правило и, наконец, исправляют неправильно написанное слово. Данный этап работы над ошибками оказался наиболее эффективным средством по развитию орфографической зоркости учащихся, так как требовал от них внимательной проверки написанного.
Третий этап
Цель: исправление и классификация неверного написания слова не построчно, а во всей работе целиком, без помощи учителя.
Данный вид работы посилен только учащимся 4 класса.
Этот этап является главной ступенью осознанного отношения ученика к работе над ошибками, формирующей навыки самоконтроля. Также выношу на поля «палочку», и уже не пишу номер орфограммы Учащемуся надо самому найти все ошибки и исправить их, при этом написать их номера.
Зачем нужна эта работа?
Во-первых, нумерация орфограмм помогает фиксировать внимание на данной орфограмме, сосредотачиваться на проверке, дети хорошо запоминают номера орфограмм.
Во-вторых, вся эта работа направлена на формирование орфографической зоркости, умение решать орфографические задачи.
Данная система работы над ошибками в совокупности с другими видами работы помогла мне достичь значительных результатов. Однако считаю, что стопроцентной отдачи можно добиться лишь при соблюдении ряда данных правил:
- непрерывность в системе работы над ошибками;
- осуществление ежедневного контроля над работой учащихся (здесь целесообразно тесное использование педагогики сотрудничества с родителями).
Предлагаемая работа над ошибками разработана в соответствии с соблюдением дидактических принципов технологии деятельностного метода.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.
Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.