Цели и задачи:
- познакомить детей с некоторыми перелетными птицами;
- расширять словарный запас, развивать связную речь;
- развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята!
Сегодня я предлагаю вам прогуляться по весеннему лесу!
Слайд 1
Посмотрите, кого вы видите в весеннем лесу?
Ответы детей.
Наступила весна, в леса и города вернулись перелетные птицы.
Скажите, пожалуйста, почему они так называются «перелетные птицы»?
Предположения детей.
Птицы, которые питаются насекомыми или ищут корм около воды, зимой этого делать не могут. Без корма птицы не смогут выжить и поэтому улетают в теплые края. А весной, когда становится тепло, тает снег, появляются насекомые – можно уже найти себе корм, и птицы возвращаются в свои родные края. Вот почему их называют перелетными – в отличие от зимующих, которые остаются зимовать, эти птицы перелетают в теплые края и обратно.
Найдите всех перелетных птиц на слайде. Посчитайте, сколько перелетных птиц вы видите? Давайте сегодня познакомимся с этими перелетными птицами поближе.
Слайд 2
Дети рассматривают фотографию грача. Воспитатель читает загадку:
Всех прилетных птиц черней
Чистит пашню от червей.
Взад – вперед по пашне вскачь,
А зовется птица ….
На слайде появляются еще фотографии грачей. Пока дети рассматривают птиц, воспитатель рассказывает интересную информацию об этих птицах:
«Ребята, грач – крупная птица с черным оперением. Его можно встретить на всей территории России. Прилет грачей – признак наступившей весны. На ночь грачи устраиваются в ветках деревьев. Место их ночлега называют грачевником.
Эта птица уничтожает очень много вредных насекомых.
Давайте послушаем, какие звуки издает перелетная птица «грач».
Аудиодорожка на слайде.
Слайд 3
Дети рассматривают фотографию ласточки. Воспитатель читает загадку:
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Строит домик под окном
Из травы и глины.
На слайде появляются еще фотографии ласточек. Пока дети рассматривают птиц, воспитатель рассказывает интересную информацию о ласточках:
«Лапки у ласточек очень маленькие и слабые, им трудно удержать тело. Поэтому ласточки никогда не ходят по земле, они все время в полете. А когда устают, садятся на ветку дерева или провода. Даже пьют ласточки на лету, зачерпывая воду из реки клювом.
Давайте послушаем, какие звуки издает перелетная птица «ласточка».
Аудиодорожка на слайде.
Слайд 4
Дети рассматривают фотографию кукушки. Воспитатель читает загадку:
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда!
Ребята, если вы еще не догадались, что это за перелетная птица – думаю, вам поможет запись ее пения. Послушайте, какие звуки она издает.
Аудиодорожка на слайде.
Конечно, это кукушка!
На слайде появляются еще фотографии кукушек. Пока дети рассматривают птиц, воспитатель рассказывает интересную информацию о кукушках:
«Кукушки никогда не строят себе гнезд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнезда других птиц. Отложив на земле яйцо, кукушка берет его в клюв, и, подлетев незаметно к гнезду какой-нибудь птички, подкладывает яйцо туда пока хозяев «нет дома». Поэтому птенцов кукушки выращивают другие птицы».
Слайд 5
Дети рассматривают фотографию аиста. Воспитатель читает загадку:
Это старый наш знакомый
Он живет на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый!
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
На слайде появляются еще фотографии аистов. Пока дети рассматривают птиц, воспитатель рассказывает интересную информацию об аистах:
«Люди считают, что если аист поселился на крыше дома – то это к счастью! Поэтому многие специально укрепляют на крыше или высоких столбах колесо от телеги, или что-то, из чего аист может сделать себе гнездо и поселиться рядом с домом. Гнезда у аистов большие. Весной они всегда возвращаются в те места, где родились. Чинят свое старое гнездо, устраиваются в нем и высиживают новых птенцов – аистят.
Аист не издает никаких голосовых сигналов, а лишь щелкает, стучит своим клювом.
Давайте послушаем, как он это делает».
Аудиодорожка на слайде.
Слайд 6
Дети рассматривают фотографию соловья. Воспитатель читает загадку:
Кто в лесу выводит трели
На рожке и на свирели?
Знать, опять среди ветвей
Поселился …
На слайде появляются еще фотографии соловьев. Пока дети рассматривают птиц, воспитатель рассказывает интересную информацию об этих птицах:
«Пение этой птицы настолько приятно, что даже есть выражение «поет как соловей»! именно так люди говорят о талантливом певце или певице: «Поет, как соловей!» Давайте послушаем пение этой птицы».
Аудиодорожка на слайде.
Слайд 7
Дети рассматривают фотографию скворца. Воспитатель читает загадку:
На шесте - дворец
Во дворце - певец,
А зовут его…
На слайде появляются еще фотографии скворцов. Пока дети рассматривают птиц, воспитатель рассказывает интересную информацию о скворцах:
«С давних пор повелось, что прилет скворцов означает приход весны. Скворцы очень любят жить в специально построенных для них домиках – скворечниках. Скворцы уничтожают очень много вредных насекомых, спасают целые сады от гибели. Поэтому люди в благодарность и для того, чтобы привлечь как можно больше скворцов в свой сад готовят для них вот такие специальные домики – скворечники. Скворцы -прекрасные певцы! Давайте послушаем пение этих птиц».
Аудиодорожка на слайде.
ФИЗМИНУТКА
Ребята, давайте немного разомнемся – сделаем «Птичью зарядку».
Летят, как самолетики, (легкий бег на носках)
Изящны и легки,
Раздвоенные хвостики,
Красотки-ласточки.
А вот летит соловушка, (ходьба мелким шагом)
Серая головушка.
Как он песенку споет –
Сердце радостно замрет.
Грачи по травке еще ходят, (ходьба приставным шагом)
Грачат-малюток следом водят.
На одной ноге стоит, (шаг с высоким подъемом колена)
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад –
Ищет аист лягушат.
Послушайте, послушайте: (шаг,хлопок, шаг, хлопок)
В лесу который год
Проказница кукушка
На веточке поет.
Слай 8
Ребята, рассмотрите внимательно слайд. Назовите части тела птицы и признаки, которые отличают птиц от других животных.
На слайде появляется обводка частей тела птицы.
Дети формулируют ответы:
- У птицы есть туловище.
- У птицы есть хвост.
- У птицы есть крылья.
- У птицы есть ноги.
- У птицы есть голова и шея.
- У птицы на голове есть глаза.
- У птицы на голове есть клюв.
- Тело птицы покрыто перьями и пухом.
- Птицы появляются из яиц.
Слайд 9, 10
Давайте поиграем в игру «Нелепицы».
Послушайте предложение, расскажите, чего не бывает и как должно быть на самом деле.
А картинки подскажут нам правильный ответ.
Воспитатель читает высказывание. Дети формулируют правильный ответ.
На слайде появляется картинка-подсказка.
Высказывания для игры «Нелепицы»:
Птенцы высиживают яйца.
- Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
- Дети сделали скворечник для аиста.
- Скворец живет в будке.
- Тело птицы покрыто шерстью.
- Птенцы строят гнёзда.
Слайд 11
Давайте посчитаем, сколько и каких птиц прилетело к нам из теплых стран.
Дети пересчитывают птиц. При проверке на слайде мигает правильное число.
Обращаем внимание на правильное согласование числительного с существительным.
Сколько аистов прилетело?
- Один аист.
Сколько скворцов прилетело?
- Два скворца.
Сколько соловьев прилетело?
- Три соловья.
Сколько кукушек прилетело?
- Четыре кукушки.
Сколько грачей?
- Пять грачей.
Сколько ласточек?
- Семь ласточек.
Слайд12
Ребята, теперь вы хорошо разбираетесь в перелетных птицах! Давайте найдем знакомых птиц на картинке, и назовем, где они находятся.
Варианты ответов детей:
- Кукушка сидит на дереве (на елке).
- Грач стоит на пеньке.
- Скворец сидит на ветке дерева.
- Соловей сидит на ветке дерева.
- Аист стоит перед деревом.
- Ласточка летит в небе.
Слайд 13
Молодцы! Сегодня мы познакомились с некоторыми перелетными птицами, послушали, как они поют. И выполнили несколько интересных заданий.
Эти фанфары звучат для вас!!!
Аудиодорожка на слайде.
Список литературы
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5–7 лет с ОНР. Альбом 3/ Н.Э.Теремкова. – 2-изд., испр. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019. – 32с.