Существует несколько основных подходов к работе с личностным выгоранием. Один из них — это забота о себе и снижение уровня стресса: стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни; получение удовольствия; умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
Педагог постоянно включен в разнообразные быстроменяющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно и конструктивно реагировать.
Важным аспектом работы по сохранению психологического здоровья педагога является овладение приемами саморегуляции. Необходимость саморегуляции возникает, когда профессионал сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения, находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, находится в ситуации оценивания со стороны коллег, других людей, администрации. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используются разнообразные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др. Овладев ими, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией.
Для профилактики и преодоления негативных эмоциональных состояний иррациональные убеждения могут быть переработаны в рациональные. Для этого их необходимо вовремя выявлять и систематически замещать на рациональные убеждения. Необходимо провести самоанализ внутреннего диалога и устранить из него все деструктивные речевые обороты, обращения к себе, в которых сквозят обреченность, самообвинения, отсутствие веры и надежды на успех. Например, «я ничего не могу изменить», «меня никто не понимает». Необходимо заменить их на конструктивные или позитивные, способствующие мобилизации внутренних психологических ресурсов и укрепляющие уверенность в собственных силах.
10 факторов, влияющих на поддержание психологического здоровья педагога
(автор И.В.Никишина)
- Умение радоваться
- Разнообразие впечатлений
- Обращение к музыке.
- Игры с детьми.
- Общение с природой.
- Культура общения
- Самоодобрение
- Самоорганизация труда
- Самоконтроль и саморегуляция
- Самоценность личной жизни.
Для ситуативной саморегуляции эмоционального состояния во время действия эмоциогенных факторов могут использоваться:
- Дыхательные упражнения успокаивающей направленности (характеризуются постепенным удлинением выдоха до продолжительности удвоенного вдоха).
- Сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте (зрительных, звуковых, телесных и других ощущениях). Например, при первых признаках напряжения представить внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную энергию и внутреннее напряжение, связанное с нею.
- Сочетание приемов концентрации внимания, актуализации воображения и дыхательных упражнений. Например, можно использовать следующий прием перед предстоящей неприятной беседой: глубоко вдохнуть, во время выдоха резким движением в воображении, как бы сорвать напряжённую маску со своего лица. После этого начинать беседу.
- Активизация чувства юмора, – попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации, простить партнеру его ошибку, несообразительность, эмоциональность.
- Отвлечение – постараться, как можно ярче представить ситуацию, в которой обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию.
- Переключение на интересную деятельность, любимое занятие – создать новую доминанту. При перевозбуждении в коре головного мозга образуется доминантный очаг возбуждения, который обладает способностью тормозить все остальные очаги, подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Чем увлекательнее дело, тем легче создать конкурирующую доминанту.
Практические рекомендации
Мимическая гимнастика
- Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться.
- Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.
- Расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас). Расслабиться.
- Расслабить веки, лоб, щеки (лень). Расслабиться.
- Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость). Расслабиться.
- Сжать губы, прищурить глаза, сморщить нос (презрение). Расслабиться.
- Улыбнуться, подмигнуть (мне весело, вот я какой!)
Использование педагогом предложенных рекомендаций в повседневной деятельности поможет сохранять «рабочее» самочувствие, снизит вероятность развития профессионального «выгорания», позволит «быть на дружеской ноге» со своей работой.
Литература
1. Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л.А.Коростылевой. - Вып. 6. - Санкт-Петербург: Издательство СПб ГУ, 2002. - С.111-119.
2. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е.Водопьянова, Е.С.Старченкова. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 328 с.
3. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания / М.М.Скугаревская // Медицинские новости. — 2002.— № 7.— С. 3-9.