Хотите верьте, хотите нет; но вот уже более десяти лет в нашей школе живет проект литературных игр «Zнай наших!». А любой проект живет до тех пор, пока он интересен. Цель нашего проекта проста: познакомить учащихся с книгами известных писателей не только нашей страны, но и других стран, не забывая при этом о книгах писателях нашего края, пишущих для детей.
За столько лет действия проекта выработалась определенная схема проведения, регламент и правила. Обычно играют целыми классами, но допустима и команда из нескольких человек, представляющая один класс. Одновременно в игре участвуют от двух до шести команд. Тема игры объявляется не менее чем за месяц до состязания.
Игру ведут, как правило, два взрослых человека, которые выступают в роли ведущих / в нашем случае это библиотекарь и учитель истории/.
Вся игра длится не более часа, поэтому ведущие обеспечивают высокий темп, а составители (у нас они же постоянные ведущие) – заботятся об оптимальном чередовании заданий разных типов. В связи с этим важная роль принадлежит конкурсам и заданиям.
Конкурсы – самая сложная часть проекта. Мы довольно быстро поняли, что нельзя использовать одну и ту же форму заданий. Становится скучно и участникам, и жюри. Поэтому жанры наших конкурсов каждый раз разные. Болельщики по ходу игры могут зарабатывать очки, выполняя специальные задания и отвечая на вопросы, с которыми не справились участники.
Победители и финалисты награждаются призами.
Позапрошлой весной мы решили чуть – чуть изменить нашей традиции и выбрать другую форму мероприятия и представить не одну книгу, а сразу несколько. Для презентации книг, а именно поэтических сборников, пишущих для детей, мы попробовали необычную для нас форму – поэтический марафон.
Поэтический марафон, посвященный Всемирному дню поэзии
Название проекта: «Классики, или Стихи, которые…»
Тип проекта:
- по доминирующей деятельности учащихся: творческий;
- по предметному содержанию: литература;
- по продолжительности: месяц.
Сроки проведения: март.
Проблема: снижение интереса детей к чтению, к поэзии в частности.
Цель: формирование устойчивого позитивного интереса к русской поэзии, возрождение традиций художественного чтения поэтических произведений.
Задачи:
- создание благоприятных условий для мотивации детей на чтение и познавательную деятельность;
- расширение круга чтения учащихся путём включения в него новых писательских имён и произведений;
- повышение литературно-языковой культуры учащихся;
- формирование информационной культуры детей;
- совершенствование интеллектуальных, коммуникативных навыков читателей.
Актуальность:
- направлен на реализацию национальной программы поддержки и развития чтения;
- способствует устранению проблемы мотивации детей к чтению, улучшению качества знаний и развитию творческих способностей детей;
- продукты проекта имеют практическое применение в учебно-воспитательной деятельности библиотеки и школы.
Ожидаемые результаты:
- активизация познавательного интереса читателей-учащихся к книге;
- повышение интеллектуального уровня детей;
- формирование гражданской культуры личности читателя-ученика.
- обеспечение стабильных потребностей и навыков работы с книгой;
- выявление способных и одарённых личностей;
- формирование умений практического и творческого применения знаний в учебно-воспитательной деятельности;
- создание наглядного материала: виртуальной книжной выставки, дипломов для вручения всем участникам Марафона, буклетов, закладок-лайфхаков с самыми яркими и запоминающимися строчками; которые будут иметь практическое применение для проведения интегрированных библиотечных уроков, массовых мероприятий, выполнения учащимися домашних заданий по предметам гуманитарного цикла.
Порядок и условия проведения Марафона /или Правила/:
- для Марафона каждая параллель начальной школы выбирает один поэтический сборник из предложенных библиотекарем;
- в Марафоне имеют право принять участие все желающие учащиеся 1-4-х классов;
- каждый участник может представить для участия в Марафоне только одно стихотворение;
- участником марафона может быть, как один чтец, так и коллектив чтецов;
- стихотворение должно исполняться наизусть, выразительно;
- все участники Марафона получают на память Дипломы участников.
Программа первого марафона была разделена на четыре условных отделения, по часу с небольшим каждое, между которыми паузы заполняют учителя, родители и старшеклассники.
В исполнении первоклассников громко и напористо звучали 36 стихотворений из сборника «Веселый слон» и книги Г. Кружкова «Здравствуй, корова!»
Для участия в Марафоне второклассники с нескрываемым удовольствием и желанием выбрали и прочитали почти 40 стихотворений из книги «Стихи, которые…»
Ребята третьих классов /32 уч-ся/ решили остановить свой выбор на книгах серии «Пестрый квадрат»: Марины Бородицкой «Тайный гонец», Дины Бурачевской «Как будто», Михаила Есеновского «Прическа номер один».
Четвероклассники /48 уч-ся/, представляя книги М. Цветаевой «Каток растаял» и «Мой рыцарь», сборники «Поэты Золотого века детям» и «Поэты Серебряного века детям», читали стихи любимых классиков скромно и внимательно, боясь упустить важную суть.
Итак, наступил март 2018 г.
Все пять часов /с 10 часов до 14 часов/ прошли ярко и эмоционально – пролетели, как один миг. Выступления юных чтецов, которые следовали один за другим, доставили немало удовольствия и радости зрителям. Каждый желающий /161 уч-ся/ выбрал и прочитал стихотворение /153/, которое бы понравилось не только самому, но вызвало интерес и эмоциональный отклик у слушателей, а было их не много и не мало, а 285 ребят. Слушали так, что в воздухе чувствовалось сопереживание и восторг, а я-то боялась, что наша неугомонная малышня не будет слушать и им будет скучно. Ничего подобного. Тишина в зале.
Мы, взрослые, увидели, что дети умеют чувствовать, восторгаться, сопереживать. А самое главное, как они умеют слушать стихи!
Весенний поэтический день получился ярким и запоминающимся. За неделю до поэтического марафона в каждом классе начальной школы было рассказано об истории праздника /Всемирного дня поэзии/, библиотекарь познакомила с творчеством разных поэтов и интересными биографическими фактами.
Среди прочитанных стихов в этот день были короткие и длинные, лирические и печальные, знаменитые и забытые, о природе и погоде, о привычках и слабостях, о дружбе. Одним словом, про все и на любой вкус. Поэтому в зале можно было увидеть и услышать много человеческих эмоций: и восторг, и смех, и слезы, и восхищение.
Поэтический марафон стал не только праздником поэзии и свободного чтения стихов, он стал праздником книги и чтения, праздником русской словесности.
Прошло два года, как мы провели наш первый весенний поэтический марафон. С тех пор состоялся такой же праздник поэзии, посвященный Борису Заходеру. Тема следующей встречи, которая знакомила со стихотворениями известных авторов «Про любимых усатых-лохматых», была предложена ребятами. В этом учебном году тема марафона выбиралась долго-долго, а в итоге получился необычный литературный вечер «Вкусная поэзия», на котором были прочитаны стихи Юлии Симбирской, Анастасии Орловой, Михаила Яснова и других современных поэтов.
Несмотря на то, что Всемирный день поэзии – молодой праздник, в школе зародилась и успешно развивается традиция устраивать вот такие поэтические фестивали.
Список книг
«Русские поэты для детей и взрослых»
- Моравская, Мария Людвиговна. Апельсиновые корки [Текст]: [6+] / Мария Моравская; художник Андрей Дубровский. – Москва: Август, 2018. – 57 с.: цв. ил.; 22 см. – (Серия "Русские поэты для детей и взрослых").
- Поэты золотого века детям [Текст]: [сборник: для дошкольного и младшего школьного возраста: 0+] / художник Анна Твердохлебова. – Москва: ОНИКС-ЛИТ, печ. 2017. – 63 с.: цв. ил.
- Поэты Серебряного века детям [Текст]: [сборник: для дошкольного и младшего школьного возраста]. – Москва: ОНИКС-ЛИТ, 2018. – 63 с.: цв. ил.
- Цветаева, Марина Ивановна. Каток растаял [Текст]: [для детей от 10 лет] / Марина Цветаева; иллюстрации Екатерины Рожковой. – Москва: Август, 2018. – 94 с.: ил.
- Цветаева, Марина Ивановна. Мой рыцарь [Текст]: [из книг "Вечерний альбом" (1910) и "Волшебный фонарь" (1912): 6+] / Марина Цветаева; художник Катя Толстая; [составление, статья, примечания Е. Путиловой]. – Санкт-Петербург: Детское время, 2017. – 76, [3] с.: цв. ил.
«Стихи, которые…»
- Вежливый слон [Текст]: стихи: [для дошкольного возраста: 0+] / Рената Муха, Вадим Левин, Виктор Лунин; иллюстрации Инны Красовской. – Москва: Махаон, 2017. – 123, [4] с.: цв. ил.; 25 см. – (Весёлые книжки).
- Ерошин, Алексей Дмитриевич. Шёл по городу скелет [Текст] / Алексей Ерошин; художник Максим Покалёв. – Москва: Мелик-Пашаев, 2017. – 47 с.: цв. ил.
- Кружков, Григорий Михайлович. Здравствуй, корова! [Текст]: [сборник стихов: для младшего школьного возраста: 0+] / Григорий Кружков; художник Мария Пчелинцева. – Москва: Нигма, 2018. – 52, [3] с.: цв. ил.
- Лучшие поэты от А до Я [Текст]: [стихи: для детей до 3 лет] / [ответственный редактор М.А. Мельниченко; художники: О. Гончаров и др.]. – Москва: РОСМЭН, 2018. – 126, [1] с.: цв. ил.
- Стихи, которые… [Текст]: сборник/ Н.Ю. Боровков: рис. Р. Сахалтуев. М.: Лабиринт пресс, 2017. – 112с, [4] с.: ил.
- Яснов, Михаил Давидович. Самое доброе слово [Текст]: [стихи для детей: для младшего школьного возраста: 6+] / Михаил Яснов; художник Алиса Сербиненко. – Москва: Издательский дом Мещерякова, 2018. – 126, [1] с.: цв. ил.; 23 см. – (Серия "Книги Михаила Яснова"; кн. 1.
«Пестрый квадрат»
- Бородицкая, Марина Яковлевна. Тайный гонец [Текст]: [для детей среднего школьного возраста: 6+] / Марина Бородицкая; рисовала Н. Бугославская. – Москва: Эгмонт, cop. 2018. – 61, [2] с.: цв. ил.; 22 см. – (Пёстрый квадрат).
- Бурачевская, Дина И. Как будто [Текст]: [сборник стихотворений: для детей среднего школьного возраста: 0+] / Дина Бурачевская; [рисовала Анна Кольцова]. – Москва: Эгмонт, cop. 2017. – 61, [2] с.: цв. ил.; 23 см. – (Серия "Пёстрый квадрат").
- Гиваргизов, Артур Александрович. Записки собаки охотника (и много всего другого) [Текст]: [сборник стихотворений: для детей среднего школьного возраста: 6+] / Артур Гиваргизов; художник Ляля Ваганова. – Москва: Эгмонт Россия, cop. 2018. – 63 с.: цв. ил.; 23х22 см. – (Пёстрый квадрат)
- Гиваргизов, Артур Александрович. Когда некогда [Текст]: [стихи: для детей среднего школьного возраста: 0+] / Артур Гиваргизов; иллюстрации Ирины Дешалыт. – Москва: Эгмонт Россия, 2017. – 46, [1] с.: цв. ил.; 22 см. – (Серия "Пёстрый квадрат").
- Дядина, Галина Сергеевна. Вот иду я в шубе [Текст]: [для детей среднего школьного возраста: 6+] / Галина Дядина; художник Татьяна Шахуро. – Москва: Эгмонт, 2018. – 63 с.: цв. ил.; 22 см. – (Серия "Пёстрый квадрат").
- Есеновский, Михаил Юрьевич. Причëска номер один [Текст]: [для детей среднего школьного возраста: 6+] / Михаил Есеновский; художник Маша Згода. – Москва: Эгмонт, cop. 2018. – 62, [1] с.: цв. ил.; 23 см. – (Серия "Пестрый квадрат").
- Собакин, Тим. Из переписки с коровой / Тим Собакин; худож. Зина Сурова. – Москва: Эгмонт, 2010. – 47 с.: цв. ил.; 22 см. – (Серия "Пестрый квадрат").
Поэтическая серия издательства «Самокат»
- Аксельрод, Елена. В море мылся великан [Текст]: стихи для детей / Елена Аксельрод; илл. Алины Рубан. – Москва: Самокат, 2012. – 80 с.: ил. – (Поэтическая серия "Самоката").
- Бородицкая, Марина Яковлевна. Прогульщик и прогульщица: стихи для детей и не только / Марина Бородицкая; худож. Ирина Иванова. – [2-е изд.]. – Москва: Самокат, 2008. – 79 с.: ил. – (Поэтическая серия "Самоката").
- Вейцман, Марк Израилевич. Обычная драка [Текст]: [поэтический сборник: для среднего и старшего школьного возраста: 0+] / Марк Вейцман; худож. Ирина Иванова. – Москва: Самокат, 2013. – 78, [1] с.: цв. ил.; 22 см. – (Поэтическая серия "Самоката").
- Вишневецкая, Марина. Кто такие сутки? [Текст]: для дошкольного и младшего школьного возраста: [поэтический сборник: 0+] / Марина Вишневецкая; илл. Любови Березиной. – Москва: Самокат, 2018. – 80 с.: цв. ил. – (Поэтическая серия "Самоката").
- Вронский, Юрий Петрович. Грустный кондитер [Текст]:Норвеж. стихи для детей [младш. возраста] / Илл. А. Флоренской. – Москва: Самокат, 2012. – 80 с.: ил.; 22 см.
- Гиваргизов, Артур Александрович. Когда некогда [Текст]: [стихи: для среднего школьного возраста] / Артур Гиваргизов; ил. Ирины Дешалыт. – Москва: Самокат, 2012. – 79 с.: цв. ил. – (Поэтическая серия "Самоката").
- Гиваргизов, Артур Александрович. Мы так похожи: [поэтический сборник: для семейного чтения] / Артур Гиваргизов. – 2-е изд. – Москва: Самокат, 2008. – 79 с.: ил. – (Поэтическая серия "Самоката").
- Григорьев, Олег Евгеньевич. Стихи для детей [Текст]: [для семейного чтения] / Олег Григорьев; [ил. Ирины Затуловской]. – 3-е изд. – Москва: Самокат, 2010. – 77, [2] с.: цв. ил. – (Поэтическая серия "Самоката").
- Грозовский, Михаил Леонидович. Я был в стране чудес: [поэтический сборник: для младшего и среднего школьного возраста] / Михаил Грозовский; худож. Татьяна Ситникова. – Москва: Самокат, 2009. – 78, [1] с.: ил., цв. ил. – (Поэтическая серия "Самоката").
- Коваль, Юрий Иосифович. Сколько хочешь крокодилов [Текст]: стихи: [для младшего и среднего школьного возраста] / Юрий Коваль; нарисовала Таня Кузнецова. – Москва: Самокат, 2016. – 79 с.: цв. ил. – (Поэтическая серия "Самоката").
- Кружков, Григорий Михайлович. Письмо с парохода: [поэтический сборник: для среднего школьного возраста] / Григорий Кружков; ил. Татьяны Кормер. – Москва: Самокат, 2009. – 78, [1] с.: цв. ил. – (Поэтическая серия "Самоката").
- Левин, Вадим. Стихи с горчицей [Текст]: для малышей и взрослых: [поэтический сборник: 0+] / Вадим Левин; рис. Анны Романовой. – Москва: Самокат, 2015. – 79 с.: цв. ил. – (Поэтическая серия "Самоката")
- Стамова, Татьяна. Расклейщики афиш [Текст]: стихи для детей / Татьяна Стамова; худож. Виктория Попова. – Москва: Самокат, 2013. – 79 с.: ил. – (Поэтическая серия "Самоката").
- Стихи французских поэтов для детей / составил и перевел с фр. Михаил Яснов. – М.: Самокат, 2006. – 76, [2] с.: ил., портр.– (Поэтическая серия "Самоката").
- Тимофеевский, Александр Павлович. Пусть бегут неуклюжи [Текст]: [поэтический сборник: для семейного чтения] / Александр Тимофеевский. – Москва: Самокат, 2008. – 78, [1] с.: цв. ил. – (Поэтическая серия "Самоката").
- Шевчук, Игорь. Шёл хомяк в пиджаке [Текст]: [поэтический сборник: 0+] / Игорь Шевчук. – Москва: Самокат, 2018. – 78, [1] с.: цв. ил. – (Поэтическая серия).
- Яснов, Михаил Давидович. Собиратель сосулек: [поэтический сборник: для младшего и среднего школьного возраста] / Михаил Яснов; худож. Зина Сурова. – Москва: Самокат, 2009. – 76, [3] с.: цв. ил. – (Поэтическая серия "Самоката").