Санкт-Петербург – город новой культуры

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение

Класс: 7

Ключевые слова: краеведение, Санкт-Петербург


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (66 МБ)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная работа представляет собой технологическую карту и конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями ФГОС, одним из которых является активная познавательная деятельность учащихся не только во время урока, но и вне учебного занятия. Данный урок посвящен теме «Петербург – город нового типа». При его организации использовались игровые технологии (деловая игра). Данный урок проходит в форме судебного заседания. Проведению его предшествует совместная подготовка учителя и учащихся: учитель распределяет роли в классе, каждый участник деловой игры в соответствии с занимаемой ролью в качестве домашней подготовки ищет аргументы в защиту собственной позиции, представляет аргументы учителю во внеурочное время, учитель выстраивает ход урока. В начале урока учитель обозначает вопрос, на который учащимся необходимо ответить в конце урока: «Имело ли рождение Петербурга прогрессивное для России значение или же стало тяжелым испытанием для жителей нашей страны?» Для того чтобы разобраться в данной проблеме, «свидетели» каждой стороны излагают найденные в ходе самостоятельной работы с краеведческой литературой, аргументы. В течение урока все учащиеся заполняют таблицу, в которых отображают аргументы каждой стороны по вопросам, предложенным учителем; последний столбец «Интересные факты» заполняется самостоятельно каждым учащимся в зависимости от того, какие положения докладчиков его заинтересовали в наибольшей степени. В завершении урока проходит дискуссия, где в рамках оставшегося времени слушаются точки зрения «присяжных», также работу над таблицей учащиеся завершают выводом.

Задачи урока:

1. Предметные:

  • Изучить последствия реформаторской деятельности Петра I;
  • Знать особенности строительства Петербурга, условия, в которых вырос город.

2. Метапредметные:

  • Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний (учебник, справочник, краеведческая литература),
  • Уметь работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, готовить сообщения.
  • Уметь анализировать, систематизировать полученные знания.

3. Личностные:

  • формировать представления об этикетных нормах поведения в процессе работы с другими докладчиками,
  • формировать ценностное отношение к наследию Петербурга, которое проявляется:
  • в словесном выражении собственного впечатления от объекта;
  • в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Учитель: Здравствуйте! Тема сегодняшнего урока - Санкт-Петербург - город новой культуры. Цель урока – разобраться в том, каким образом появление нового в культурном отношении города - Петербурга – повлияло на жизнь нашей страны - России. Имело ли рождение Петербурга прогрессивное для России значение или же стало тяжелым испытанием для жителей нашей страны. И, конечно, мы уточним, о каких новшествах в области культуры идет речь. В этом нам поможет разобраться сегодняшнее судебное заседание. Итак, у нас, как и положено, есть судья, прокурор. адвокат и свидетели обеих сторон. Они проделали непростую работу накануне, продумав свои доводы. Всех остальных присутствующих мы попросим быть присяжными, на основании мнения которых и будет вынесено окончательное решение. В свою очередь мною будут указаны те моменты, которые всем присутствующим необходимо зафиксировать в своих конспектах, для того чтобы в конце, проанализировав все показания, вынести правильное решение.

Судья: Здравствуйте! Сегодня слушается дело по истории нашего города. Когда-то Санкт-Петербург стал городом новой культуры для нашей страны. Что мы вкладываем в это понятие? Под культурой мы понимаем и нравы, и быт, традиции людей, их внешний вид, а также созданные в разные эпохи произведения самых разных искусств. Все это позволяет нам заключить: культура –это все, что создано человеком. Петербург – город новой культуры. Новшества коснулись разных аспектов Петербурга и петербуржцев: от внешности и образа жизни людей до той архитектурной среды, отличной от прочих город российских, в которой они оказались. Однако, чем обернулся новый город для России? Насколько гуманны были способы внедрения всех этих новшеств? И какую роль Санкт-Петербург сыграл в истории нашей страны: огромным шагом в развитии культуры или же тяжким бременем на шее у государства и каждого жителя в нем? В этом нам предстоит сегодня разобраться. Итак, сегодняшнее заседание объявляю открытым!

Я представляю суду присяжных Адвоката, которому предстоит сегодня доказать великую миссию Санкт-Петербурга как города новой культуры в развитии нашей страны, а также Прокурора, который заставит нас иначе посмотреть на появление Петербурга и петровские преобразования, связанные с рождением нового города.

Учитель: Поскольку у нас будут представления и за и против петровских реформ все показания мы оформим в виде таблицы, которую будем заполнять по ходу заседания и которую я попрошу вас себе зарисовать. Таблица представляет из себя 3 столбца, совместно мы будем заполнять две колонки: «Преимущества появления нового города» и «Негативные последствия рождения Петербурга», - третью колонку «Интересные факты» вы будете заполнять самостоятельно, внося сюда наиболее интересные для вас сведения.

Учащиеся зарисовывают таблицу.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Адвокат: Прошу вашего внимания, господа! В истории нашего государства было всего два монарха, которые удостоены звания Великих, один из них - это Петр Первый. Ему мы обязаны появлению красивейшего города мира, который несколько столетий назад стал совершенно новым для нашей страны- Санкт-Петербурга. Именно Петербургу выпала миссия стать передовым в разных областях науки и культуры благодаря новшествам, введенных Петром Первым. Их значение для нашей страны и предстоит нам сегодня показать.

Прокурор: В свою очередь наша сторона не умоляет величие Петра 1, но мы хотели бы вспомнить «Государя» Макиавелли, цели которого оправдывают средства и показать, что средства, которые выбирал наш император для создания нового в культурном отношении города стоили жизни, здоровья и благополучия не одному поколению людей не города, а страны! Оправдали ли цели средства? Можно ли было достичь развития культуры более гуманными средствами в сравнении с теми, что выбрал наш император? Об этом я предлагаю задуматься присутствующим в рамках нашего заседания.

Адвокат: Санкт-Петербург неспроста называют городом нового типа. Если бы мы перенеслись в прошлое, в 18 век мы увидели людей, внешний облик которых контрастировал с тем, что было в предшествующей Петру эпохе развития нашей страны. Петр Первый вводит новую моду на европейский манер. Это было важно - показать, что наша страна ничуть не уступает европейскому уровню культуры. Даже своим внешним обликом петербуржцы стали вровень с передовыми европейскими государствами. В том разобраться я попрошу свидетелей той эпохи. Прошу их пригласить.

Судья: Пригласить свидетелей 18 века.

Дворянка 1:

Сударыня, теперь скучать нам не придется боле -
Культуры европейской мы не знали все дотоле.
Да и вообще, как изменились нравы и манеры,
Вместо чаепитий с самоваром ведем мы светские беседы.
И как же изменились все мы внешне!
Ведь одевались мы иначе прежде.
Носили сарафаны в пол и косы заплетали,
Теперь корсеты с пышной юбкой носят дамы!
Ну, а дворяне вместо платьев длинных
Камзолы все пошили да таких красивых!
С серебряною нитью или позолотой,
В таких нарядах можно хвастать пред Европой!
А как забавно бороды заставил император брить,
И необычно было нам сперва всем парики носить!
Ну а теперь нам по-другому в свете не явиться,
Мы ведь к Европе все должны стремиться!

Дворянка 2:

Какие рюши, ленты и цветы!
Но в платье вашем не хватает простоты!

Дворянка 1:

Графиня, за границей это носят без стеснения,
К чему тогда в продаже украшения?

Дворянка2:

Ах, мне поверьте, не успеть за модой,
Она меняется так быстро, год от года.

Дворянка 1:

Вы правы, вот нынче за границей модно
Не только платьями блистать свободно,
Но и прельщать своим умом и знанием искусства,
Теперь повсюду разум правит, а не чувства!

Адвокат: Благодарю свидетелей, которые кстати в конце затронули еще один мой аргумент в поддержку петровских начинаний, но об этом позже. Итак, господа, какие же новшества коснулись первых жителей города?

Учащиеся дают ответы.

Адвокат: Действительно, внешний облик петербуржцев 18 века не уступал внешности жителей самых модных европейских стран. Дамы в корсетах, мужчины в камзолах, которые, кстати, были гораздо удобнее в ношении, нежели чем боярские платья.

Учитель: Итак, мы заполняем нашу таблицу и указываем на первый аргумент, приведенной стороной защиты: изменения во внешнем облике людей в соответствии с опытом передовых европейских стран.

Прокурор: Ваша честь! На этот счесть у меня есть свой аргумент. Как сказано выше, дамы надевают платья с корсетом, что становится ярким образцом того, как красота требует жертв. И как вы думаете каких? Конечно, здоровья! Для подтверждения своей позиции прошу пригласить сюда в качестве свидетеля врача!

Врач: Мною были проанализированы медицинские справочники, из которых я заключил, какой вред корсеты оказывают на здоровье человека. Итак, крайне вредны корсеты, сжимающие грудную клетку. От этого нарушается работа обмена веществ, внутренних органов, лимфо- и кровообращения, работы печени, повреждаются мышцы спины. Затрудненное дыхание является частой причиной нарушения работы головного мозга, и может вызвать головные боли и обмороки. Обращали ли вы внимание, как девушки из романов того времени с легкостью теряют сознание?

У регулярно надевающих корсет женщин, могут развиться легочная недостаточность и заболевания желчного пузыря, тошнота и боли в мышцах.

Недостаток кислорода очень опасен для организма. Легкие при этом лишаются возможности расправиться во время вдоха полностью, вентиляция легких ухудшается, а их объем уменьшается. Сравнительно недавно на конгрессе кардиологов был обнародован доклад американского кардиолога Уайта на тему «Синдром предельно стянутой талии». Из доклада следует, что при перетягивании талии происходит сдавливание диафрагмы и перемещение вверх желудка, причем нарушается его кровоснабжение. Нарушается также и деятельность легких и сердца. Женщина начинает испытывать ощущение тяжести, усиленное сердцебиение и нехватку воздуха. Это все касается перетягивания талии корсетом.

Судья: Аргумент принят. Как мы видим, стремление походить на модные страны Европы неоднозначно повлияло на людей. Конечно, мы приблизились к передовым в культурном отношении государствам, но это пагубно сказалось на здоровье людей.

Учитель: Данные аргумент отметим в таблице: пагубное воздействие вошедших в моду корсетов на здоровье человека.

Адвокат: И тем не менее интерес к Европе привел также к тому, что Петербург стал передовым городом в плане просвещения. О том уже было отмечено моими свидетелями. И если мы посмотрим на статистические данные, Петербург от своего рождения был самым грамотным городом среди всех остальных городов России. А что именно появилось в нашем городе такого, что привело к стремительному развитию просвещения, я предлагаю узнать из уст все тех свидетелей.

Судья: Прошу пригласить сюда свидетелей.

Дворянка 1:

Великий император – Петр Первый
Уж много поменял, и был в решеньях смелый!
Заставил грамоте, письму людей учиться
И к получению новых знаний непрерывно всем стремиться!
Он нас не только переодеть и внешне изменить решил -
Он воспитать других людей хотел и много новых школ открыл!
Он создал первый в нашем городе, в стране музей,
Назвав его Кунсткамерой, собранием диковин разных, редкостей.
Теперь в Кунсткамеру заходим часто мы,
Чтоб просвещались наши светские умы!
Обменивались знаниями мы на ассамблеях,
То были первые балы в России, где в увеселеньях
Шли разговоры о политике и о делах,
О новшествах Петра да о победах в знаменательных боях!
О том прочесть и в «Ведомостях» могли все мы-
То была первая газета в истории страны.
Открыл и библиотеки император наш,
Взял просвещение людей под личный, царский патронаж!
Жизнь культурная богатством в нашем городе цвела
С далеких пор, со времени великого Петра.

Дворянка 2:

Науки и музеев центр, город с непростой судьбой,
Взлетел он гордо вверх над вольною Невой.
Мы город свой культурною столицей называем,
Свою ответственность за звание петербуржцев принимаем
И обязуемся навеки сохранить его убранство,
А для того мы уважать и признавать свое богатство.

Адвокат: Итак, подведем итоги. Что же «нового» для России появилось в Петербурге?

Ответы учащихся.

Учитель: Итак, отметим это в таблице: развитие просвещения и культуры: учреждение балов (ассамблей), появление первого музея в России (Кунсткамеры), первой массовой газеты («Ведомости»).

Адвокат: Все это, бесспорно, способствовало культурному развитию, повышению уровня знаний населения, а также устранению косности русского народа. Санкт-Петербург как город новой культуры стал важной ступенью в формировании и воспитании будущих ученых, художников и поэтов. Мы видим, что очень многое из реалий петровского времени вошло в нашу жизнь, что наше общество впитало из исторической почвы растворенные в ней соли петровских идей. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства правил хорошего тона и благородного поведения в обществе. На основании вышесказанного, а также показаний свидетелей 18 века, можно утверждать: изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII в., имели большое прогрессивное значение.

Прокурор: Мы видим, как много всевозможных новшеств обрушилось на российское общество с появлением нового в культурном смысле города. Неспроста деятельность Петра многие историки, в частности Ключевский, признают революционной. Что такое революция? Это резкое и кардинальное изменение существующего режима. Революция всегда несет за собой жертвы. Это введение стольких новых элементов, воплотившихся в жизни Петербурга встретило неоднозначную оценку современников Петра. Все мы знаем, что сам сын царя не поддержал его, за что кстати стал узником Петропавловской крепости. Всех неприятелей новшеств, Петр сурово наказывал. Если бы реформирование российского общества осуществлялось постепенно, то подобной реакции мы бы не увидели, не увидели бы и больших жертв, положенных на создание нового в культурном отношении города и реформировании в данном направлении в итоге –всей страны. Прошу пригласить сюда историка для аргументации позиции.

Судья: Пригласите историка.

Историк: В качестве доказательства я хочу привести труды великих российских историков: Карамзина и Ключевского. «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петра», - писал Карамзин. Ключевский отмечал, что реформы Петра были понятны далеко не всем его современникам. "Встав на сторону нововведений, Петр горячо ополчился даже против всевозможных бытовых мелочей, которыми прикрывались дорогие для русского человека предания старины"- такие, как бороды и кафтаны. Петр боролся с этими мелочами и «сколько вражды, сколько помех великому делу реформы породили в обществе эти законодательные ненужности! Именно так – ненужностями - окрестил историк Ключевский данные начинания Петра. Подобными мелкими, но многочисленными помехами объясняется несоразмерность достигнутых Петром во внутреннем устройстве успехов со стоимостью их достижения, то есть с потраченными на них жертвами». По мнению Ключевского, Реформы Петра были борьбой деспотизма с народом, с его косностью». Отсюда и методы - жестокие, принудительные, непонятные. В своей работе историк также ссылается на высказывания княгини Дашковой, считавшей, если бы Петр обладал умом великого законодателя, он предоставил бы правильной работе времени постепенно привести к улучшениям, которые он вводил насилием. Данную позицию подтверждают и слова Карамзина: пытки и казни служили средством нашего славного преобразования государственного».

Адвокат: Прошу заметить, ваша честь. Оценка историками данных новшеств не является однозначной. Историк Соловьев считал, что все новшества Петра в плане просвещения людей были «могущественным средством для умственного развития, для расширения умственной сферы русского человека, могущественным средством для уничтожения прежней замкнутости и застоя».

Судья: Опровержение принимается.

Учитель: Тем не менее позицию прокурора мы также должны учесть в своей таблице: революционный характер нововведений породил противников реформ Петра I, для борьбы с которыми император выбирал жестокие средства.

Адвокат: Говоря о новшествах в области культуры, реализованные Петром I, нельзя не отметить факт строительства нашего города, кардинально отличавшегося от других городов России. Во многом благодаря Петру Первому наш город обладает уникальным архитектурным очарованием, неповторимостью убранства, что в свою очередь притягивает сюда огромное количество туристов, посещающих Петербург круглый год, что также заставляет нас ценить место, где мы живем, уважать и любить родной город, обладающий бесценным наследием! Пускай многие постройки петровской эпохи не сохранились до наших дней, но сохранились и были продолжены последующими монархами России те архитектурные традиции, которые начал претворять наш первый император! Какие же? Прошу пригласить свидетеля, который поможет нам разобраться в этом.

Судья: Пригласите свидетеля защиты.

Свидетель: Глядя на современный облик нашего города невозможно не вспомнить об основателе его – Петре Первым, которому мы и обязаны появление нового для России способа постройки города. Петр хотел сделать город регулярным, т.е. построенным по одному плану. Так, Петр I хотел построить город с площадями и прямыми улицами, на которых кирпичные дома построены «сплошною фасадою», в один ряд — красную линию. А теперь, господа, посмотрите внимательно на современную фотографию, на который запечатлен прекрасный вид Дворцовой набережной. И скажите: Был ли реализован замысел Петра? Это еще не все! Наш город – это неповторимый архитектурный ансамбль, новый и непривычный для России к началу 18 века. Без этой архитектуры не было бы облика и особого петербургского «стиля», воспетого в стихах А.С.Пушкина:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

Адвокат: Я попрошу в защиту данного аргумента пригласить сюда архитектора, который детально продемонстрирует нам новшества в области архитектуры, осуществленные Петром Первым в нашем городе.

Судья: Пригласить архитектора в зал суда.

Архитектор: Здравствуйте, уважаемый судья и господа присяжные!

Действительно, предшествующим свидетелем было указано на неповторимый архитектурный облик Петербурга, столь манящего сюда туристов и любимого нами, петербуржцами! Начало складыванию же этого ансамбля, безусловно, положило царствование Петра. Петр любил путешествовать и много путешествовал до основания нашего города по Европе. В Европе он многому научился и более того познакомился с европейской архитектурой и даже попытался ее воссоздать в первоначальном облике города. Посмотрите, пожалуйста, на фотографии памятников стиля барокко. А теперь я попрошу присутствующих в зале ответить на мои вопросы.

Что мы можем сказать об этих зданиях? Какими эпитетами мы можем их описать.

Ответы учащихся.

Действительно, а теперь подойдем к этому вопросу более научно.

Много ли здесь украшений и декора?

Ответы учащихся.

Выглядят ли они плоскими?

Ответы учащихся.

Величественны ли масштабы этих зданий?

Ответы учащихся.

Итак, монументальность, богатый декор и объемность формирую суть барокко. Но Петра также привлекала и более скромная по виду голландская архитектура. Будут ли для нее свойственны все те же принципы, что и для барокко?

Ответы учащихся.

Действительно, она более простая и скромная. Так вот синтез барокко и голландской архитектуры привел к формированию нового для России стиля- петровское барокко, который определяющим для архитектуры первоначального Петербурга.

Перед вами образец этого стиля. Глядя на него, скажите в чем уникальность этого стиля. Чем петровское барокко будет отличаться от барокко европейского?

Ответы учащихся.

Архитектура петровского барокко отличается большей скромностью и простотой убранства. И в то же время здесь присутствует необычная декоративная отделка.

Учитель: В таблице отмечаем: появление уникального в плане строительства (регулярный город) и архитектуры (петровское барокко) города для России

Какого же были основные причины складывания петровского барокко?

Архитектор: Попробуем ответить на этот вопрос с помощью наводящих вопросов.

За какой отрезок времени вырос новый город- Петербург?

Ответы учащихся.

Соответственно, осуществлялось форсированное строительство, отсутствие времени на пышное строительство.

Был ли наш край густо заселен до Петра I?

Ответы учащихся.

Обнаруживалась нехватка рабочих рук.

В какой период истории России осуществлялось строительство города?

Ответы учащихся.

Город строился, пока шла Северная война, - деньги требовались на содержание армии.

Таким образом, мы видим, что Петр благодаря такому стилю архитектуры отчасти даже сэкономил казенные деньги. Представьте, сколько средств потребовалось бы на воплощение европейского барокко?

Прокурор: Позвольте возразить, ваша честь! Никто не возьмется отрицать архитектурное богатство и величие нашего города. Но не стоит при этом забывать, какими способами оно было достигнуто! Об экономии Петра при строительстве нашего города я попрошу познакомить нас следующего свидетеля - экономиста.

Судья: Пригласить свидетеля.

Экономист: Как было правильно сказано ранее – новый облик города потрясает воображение зрителя, но такой успех стоило очень дорого с точки зрения здоровья общества и его будущего. важным остается вопрос, что именно удалось сделать царю-реформатору, каким способом, и какие это имело последствия. Попробуем провести «инвентаризацию» этих деяний: сделать их количественные оценки с нескольких наиболее важных точек зрения, стараясь через цифры вглядеться в ситуацию более внимательно. Не всегда, кстати, данные о том времени кажутся достаточными, а цифры надежными, но обсуждение возникающих вопросов может подвинуть наше понимание петровской эпохи.

Рассмотрим величину государственных доходов России перед Петром и для нескольких годов петровского правления:

  • 1680 - 1 млн. 464 тыс. руб.
  • 1701 - 2 млн. 956 тыс. руб.
  • 1710 - 3 млн. 134 тыс. руб.
  • 1721 - около 5 млн. руб. (приблизительная оценка)
  • 1722 - 7 млн. 860 тыс. руб.
  • 1724 - 8 млн. 526 тыс. руб.

Как видите, на время строительства нашего города, не будем забывать опять-таки о том, что осуществлялось оно в военное время, Рост государственных расходов очевиден на новый город и на его уникальную, «новую» для России архитектуру очевиден. А это строительство стало тяжким бременем для каждого жителя России. Финансовый успех» Петра – это переход от подворного обложения к подушной подати: каждый житель платил 80 копеек. Когда в 1724 году по результатам переписи оказалось 5,4 млн. податного населения, то подушную подать снизили до 74 копеек. За крепостных крестьян платил по 40 копеек еще и помещик (получая деньги с тех же крестьян), государственные крестьяне платили эту подать сами, а это еще примерно 2 млн. рублей. В городе население платило подушную подать напрямую. Всего в 1722 года прямые налоги составляли более 6 млн. рублей из 7,86 млн. Из этой оценки совершенно недвусмысленно следует, что реформы и строительство Петербурга осуществлялись главным образом за счет основной массы населения - крестьян, среди непрямых платежей тоже преобладали различные сборы с населения.

Учитель: В таблицу занесем данные, приведенные экономистом: существенные государственные расходы, которые осуществлялись за счет налогов, уплачиваемых каждым жителем страны.

Прокурор: Как мы видим из данной экономической ситуации, строительство нашего города со всей его замысловатой архитектурой и неповторимостью стало тяжким бременем для населения всей страны. В это время изменилось положение крестьян в России, новой, и куда более тяжелой версии крепостного права. Да, был построен город, но какой ценой?

Резко изменившаяся в худшую сторону жизнь людей может быть также продемонстрирована демографом, которого прошу пригласить в зал для защиты данного утверждения.

Демограф: Один из первых жителей Петербурга с 1712 г., знаменитый книговед и библиофил А. И. Богданов – автор первого труда по истории Петербурга, не называя конкретных цифр, заключает: «... и тогда где кто при тех работах находился, а Волею Божиею занемог, как по тогдашнему времени воздуха и новости места не без великаго упадку людей было; и кто где по Воли Божией умре, тут того и хоронили. И такими умершими телами все берега всех островов изнаполнены были». Ужасающая картина, не правда ли?

В 1709 г. на петербургские работы было прислано 10734 посошан, из которых доля заболевших и скончавшихся составила 1428 человек (13,30%), но в документе не раскрывается, сколько из них составили умершие. Отдельной категорией, не входившей (по документам) в общую численность работных людей, проходят присланные в тот год на работы в Невскую дельту 2229 татар, чувашей и «мордвинцев» (мордвы). Из-за необеспеченности этой категории работников денежным и хлебным жалованьем среди них была большая заболеваемость и смертность, которую, как нечто из ряда вон выходящее, отмечает обер-комиссар в своем отчете губернатору: больных было почти половина – 1009 (45,27%), и большой процент скончавшихся – 417 (18,71%).

В ноябре 1709 г. Ю. Юль записал в своем дневнике, что возле Нарвы «одна треть лошадей у крестьянских подвод пала, значительная часть крестьян умерла от голода, а 400 человек разбежались». Датский посланник называет причину: присланные туда крестьяне имели с собой провизии на 2 месяца, а продержали их на работах 4 месяца и «от правительства ни сена лошадям, ни хлеба крестьянам не выдавалось».

Прокурор: Как мы видим, господа, утверждение того, что Петербург – город на костях не является голословным, за ним стоят конкретные факты, указывающие на то, каким образом монархи порой достигают своих целей. И оправданы ли они…

Адвокат: Прошу возразить, ваша честь! Мною были проанализированы иные источники, которые показали, то смертность среди первых строителей Петербурга, составлявшая в среднем – 6-8%, была обычной для того времени и во много раз меньшей цифр, приводимых иностранными наблюдателями.

И это неудивительно, ведь для создания Петербурга необходима была здоровая и трудоспособная рабочая сила. Работников с большим трудом удавалось собрать с разных концов страны и привести в Петербург, поэтому каждый был в цене, и правительство не было заинтересовано в их потере, которая, безусловно, имела место и была связана, в первую очередь, с необеспеченностью провиантом, а также неблагоприятными погодными условиями. Строительство новой Российской столицы имело для Петра I настолько первостепенное значение, что он самолично заботился об обеспечении строителей города не только денежным и хлебным жалованьем, но и доступными лекарственными и профилактическими средствами. Так, одним из бедствий того времени была цинга. Какие же меры власти принимали для снижения заболеваемости, и каковы были в то время возможности и средства для их лечения? Петр I, вероятно, усмотрев в этой ситуации угрозу своим замыслам, в тот же год попытался ее решить. И уже в конце лета 1703 г. в Невскую дельту были присланы первые лекарства и 500 ведер уксуса (его применяли для борьбы и с цингой, и с дизентерией). А на месте нынешего Казанского собора, как известно, располагался госпиталь.

Кроме того, при строительстве других городов или же объектов, например, воронежской верфи смертность была куда выше нежели чем при строительстве Петербурга.

Судья: Возражение принимается!

Учитель: В свою очередь, мы отметим обе позиции в своей таблице: высокий уровень смертности среди первых строителей Петербурга, однако уровень смертности был не выше, чем при строительстве других государственных объектов.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Судья: Итак, свидетелей больше нет. Переходим к прениям!

Прокурор: Уважаемые присяжные, сегодня мы рассмотрели Петербург как город новой культуры на момент 18 века, а также увидели, какими жертвами все новшества нашего города да и сам факт его рождения обернулись для жителей России: высокая смертность населения - о чем свидетельствовал демограф, резко возросшие расходы государства на строительство Петербурга и реформирование всех сторон жизни российского общества, что стало причиной введения подушной подати. Кроме того, не раз подчеркивался факт применения насильственных и жестоких методов в реализации своих реформ нашим императором. То, что Петербург стал новым городом в культурном отношении, подчеркивает революционной характер его появления, становления, а также всей деятельности Петра. Итак, мы оставляем вопрос: оправдывают ли даже великие цели жестокие средства? Ведь можно было прививать все те же новшества, о которых мы упоминали сегодня, медленнее, но зато более гуманно. На этом у меня все. Спасибо за внимание.

Адвокат: В завершении мне от имени всей стороны защиты хотелось бы отметить: Санкт-Петербург действительно стал городом нового типа, городом новой культуры.

Петр I хотел создать город, не похожий на прочие города России, город, который встал бы на один уровень и даже превзошел передовые европейские города. Именно поэтому Петр разворачивает процесс европеизации. Одним из шагов которого стало кардинальное изменение внешности людей. Следующий шаг – развитие культуры, науки и просвещения, что наиболее наглядно проявилось в нашем городе, который с момента своего рождения был передовым в этих сферах деятельности человека. Недаром и по сей день Петербург имеет статус культурной столицы России. Немаловажное значение имело и то строительство, развернувшееся со времен Петра, которое стало основой создания неповторимого архитектурного облика Петербурга. Неспроста наш город- один из красивейших городов мира. Цели Петра 1 были великими и нашли свое отражение в той миссии, которую несет Петербург с 18 века по сей день – просвещение и культурное развитие. Как город новой культуру он, безусловно, оказал прогрессивное влияние на граждан нашей страны и на формирование авторитета России на международной арене.

Утверждение «оправдывает ли цель средства», выдвинутое стороной обвинения в начале заседания, мы считаем неприменимо в характеристике реформаторской деятельности Петра, поскольку нами были приведены доказательства того, что император, напротив, заботился и о тех, кто строил город, и о прочих гражданах России, уровень смертности здесь не превышал средних на тот момент времени показателей, а возросшие расходы государства были в конце концов обусловлены не только строительством города, но и войной, которая шла на протяжении 21 года. А значение для нас, петербуржцев, этой войны и соответственно расходов на нее, неоценимо.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Судья: Слушается мнение присяжных.

Учащиеся высказывают свое отношение к поставленному вопросу: чем обернулось появление нового в культурном отношении города для жителей России?

В конце выносится «вердикт».

Судья: Суд постановил признать Санкт-Петербург как город новой культуры важным шагом в развитии всей страны. Методы же, применяемые императором для достижения полученных результатов, были соразмерны тому, какое прогрессивное значение имело появление Санкт-Петербурга.

СООБЩЕНИЕ ЗАДАНИЯ НА ДОМ

РЕФЛЕКСИЯ

Учащиеся записывают вывод в тетрадь.