Класс – 8.
Цели урока:
- образовательная: дать определение биквадратного уравнения, научиться решать биквадратные уравнения, исследовать от чего зависит количество корней биквадратного уравнения;
- воспитательная: формировать умение работать в парах, выслушивать мнение товарища, доказывать свою точку зрения;
- развивающая: развивать навыки самостоятельной и исследовательской работы.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: учебник «Алгебра, 8» авторов Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович и др., компьютер.
Приложение: презентация «Биквадратное уравнение и его корни», для создания которой использована программа PowerPoint из пакета программ Microsoft Office.
План урока.
- Организационный момент. Слайд 1.
- Актуализация знаний. Слайд 2, 3, 4.
- Открытие детьми темы урока. Слайд 5, 6.
- Постановка детьми целей урока. Слайд 7.
- Пример решения биквадратного уравнения. Слайд 8.
- Работа в парах – исследование. Слайд 9.
- Итоги исследования. Слайд 10.
- Итог урока. Слайд 11.
- Задание на дом. Слайд 12.
Ход урока
1. Организационный момент
Начало урока - организационный момент, готовность, приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Представится.
- Начинаем урок алгебры. Сегодня вы будете исследователями! Желаю вам удачи, хорошего настроения и взаимопонимания! Девизом урока пусть будут слова Л.Н.Толстого. Слайд 1.
2. Актуализация знаний
Обратите внимание на уравнение: 10х2 + 12х + 2019 = 0.
- Назовите вид данного уравнения.
- Назовите коэффициенты данного уравнения (10.12.2019)
- О каком событии говорят коэффициенты уравнения? (Дата занятия) Слайд 2.
- Повторим формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения. Для этого продолжите предложения или ответьте на вопросы письменно в тетради. Далее выйдет желающий представитель с каждого ряда оформит на доске, получившиеся ответы. Слайд 3.
Проверка у доски.
- Решите устно квадратные уравнения, они нам пригодятся далее при решении. Как называются эти уравнения? Слайд 4.
+ Неполные квадратные уравнения.
+ 1) нет корней;
2) x=3 и x= -3;
3) x=0 и x= -5;
4) x=2 и x= -2;
5) нет корней;
6) x=√5 и x= -√5.
3. Открытие темы урока
- Для того чтобы узнать тему урока, давайте разгадаем что же у нас тут зашифровано? Слайд 5.
+ Приставка «Би» обозначает два, т.е. «дважды квадратное».
- Как вы думаете, к какому математическому понятию относится это определение?
+ Оно относится к слову «уравнение».
- Совершенно верно! Теперь вы можете сказать, какова тема нашего сегодняшнего урока.
+ Тема урока «Решение биквадратных уравнений». Слайд 6.
4. Постановка целей урока
- Каковы для вас цели урока?
+ Мы должны узнать, какое уравнение называется биквадратным.
- Хорошо. Но ведь, как и любое уравнение, оно должно иметь корни. Значит, чему ещё вы должны научиться?
+ Как найти его корни.
- Верно.
Слайд 7.
+ Биквадратным называется уравнение вида ах4 + вх2 + с = 0, где а ≠ 0.
- Существенно ли замечание, что а ≠ 0?
+ Да, т.к. если а будет равно 0, то уравнение будет квадратным (неполным).
- Хорошо. Приведите пример биквадратного уравнения.
+ Например, 10х4 + 5х2 + 3 = 0 (Дети приводят примеры биквадратных уравнений).
5. Пример решения биквадратного уравнения
- Давайте разберем способ решения биквадратного уравнения х4 + 3х2 – 28= 0.
- Делаем замену:
Пусть х2 = t, t ≥ 0 – замена переменной, тогда х4 = t2
t2 +3t– 28= 0
Получилось полное квадратное уравнение, решаем его через дискриминант:
D=b2−4ac= 32 − 4×1×(-28) = 9 + 112 = 121
Дискриминант больше нуля, следовательно, два корня, найдем их:
Возвращаюсь к прежней переменной, для этого подставим вместо переменной t полученные числа:
- Алгоритм решения биквадратного уравнения следующий:
Слайд 8.
1) Ввести замену переменной: пусть х2 = t;
2) Составить квадратное уравнение с новой переменной: at2 + bt + c=0;
3) Решить новое квадратное уравнение;
4) Вернуться к замене переменной;
5) Решить получившиеся квадратные уравнения;
6) Сделать вывод о числе решений биквадратного уравнения;
7) Записать ответ.
6. Работа в парах – исследование (совместное выполнение заданий на решение биквадратных уравнений)
- Сейчас вам необходимо поработать в парах и исследовать: сколько корней может иметь биквадратное уравнение. Возьмите карточку №1, котороя лежит у вас на столе. Алгоритм работы задан на карточках. Внимательно прочитайте и следуйте по алгоритму.
Карточка №1.1 – работа в парах. Биквадратные уравнения. Группа 1.
|
Карточка №1.2 – работа в парах. Биквадратные уравнения. Группа 2.
|
Карточка №1 ЛИСТ ОТВЕТОВ. Группа 1 Задание. Реши биквадратное уравнение х4-10х2+9=0. Пусть х2 = t, t ≥ 0 – замена переменной, тогда х4 = t2 t2 -10t+9= 0 D= b2 −4ac= 102 − 4×1×9= 100 - 36 = 64; D>0 |
Карточка №1 ЛИСТ ОТВЕТОВ. Группа 2 Задание. Реши биквадратное уравнение 2х4 –х2– 1=0. |
- По окончанию данного этапа работы, вам необходимо образовать новую пару. Для этого ученик, сидящий за II вариантом должен пересесть на одно место назад, так как показано на схеме слайда, а последний ученик пройдет за первую парту. Слайд 9.
- Тем ребятам, кому не хватило пары и тем, кто сидит на последней (нечетной) парте, необходимо выполнить индивидуальное задание.
Индивидуальное задание.
|
- После того как произошла смена напарников, организуйте работу в новых парах в соответствии с инструкцией на Карточке №2.
Карточка №2. Работа в паре
Дополнительные задания:
|
знак D |
знаки корней нового уравнения (t) |
кол-во корней биквадратного уравнения (x) |
7. Итоги исследования
- Сейчас мы сделаем выводы о том, от чего зависит количество корней биквадратного уравнения.
+ Фронтальный опрос по заполнению таблицы.
Сопоставления результатов предположениям, выдвинутым в ходе работы над первым биквадратным уравнением (Карточка №1)
- Итоги исследования мы поместим в таблицу.
- Посмотрите и прокомментируйте. Слайд 10 - заполнение таблицы.
8. Итог урока
- Сегодня на уроке вы самостоятельно разобрались с биквадратными уравнениями. И мы должны подвести итог.
- Каждая группа получает набор бумаги, вырезанной в форме ладошки. Задача группы – написать о том:
- Какие у вас были затруднения на уроке?
- Нашли ли вы выход из затруднения?
- Остались ли у вас затруднения после окончания урока?
- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось на уроке? Слайд 11.
+ После заполнения все ступни вывешиваются на доску и прочитываются.
9. Задание на дом
- Решить 2 уравнения и заполнить последние 2 строки таблицы. Слайд 12.
- Урок окончен. До свидания!
Поблагодарить за работу!