"Формирование коммуникативных умений у младших школьников в процессе обучения"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетенция, коммуникативная культура


Аннотация. В статье дается характеристика понятия «коммуникация», описывается методика формирования особенностей коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте. Предлагаются методические рекомендации и технологии реализации данной методики.

Такие психологи, как А.А. Леонтьев, М.В. Матюхина и другие, рассматривали особенности формирования коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни каждoго ребенка – поступлением в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа изменилась и многие дети становятся учениками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6 лет. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 10-11 лет.Поступление в школу, по мнению Л. В. Черемошкиной, вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье.

Поскольку наше исследование связано с формированием коммуникативных навыков, следует уточнить видение таких основных понятий, как «общение», «коммуникация», «коммуникативные способности».

Коммуникация (от лат. – делаю общим, связываю, общаюсь) – смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Различают процесс коммуникации и составляющие его акты. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при охранении индивидуальности каждого ее элемента [6, с.24].

В школе сохраняются две системы социальных отношений (со взрослыми и с детьми), но они существенно перестраиваются. Прежде всего в системе отношений со взрослыми на первый план выходят отношения с учителем. Эта система отношений начинает определять отношения ребенка и к родителям, и к детям. Отношения с учителем становятся центром в жизни ребенка, и они определяют степень благополучия его жизни. Отношения учащегося с учителем – это олицетворение его отношений с обществом: учитель является носителем требований общества к ребенку и носителем того социального опыта, который ученик должен усвоить, сделать своим индивидуальным достоянием.

Общение школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми:

  1. Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
  2. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9–10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В младшем возрасте школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. При этом преобладают:
    • действенные умения;
    • риторические умения;
    • умение вести диалог;
    • умение слышать и слушать и вести спор;
    • умение вставать на точку зрения другого;
    • умение работать сообща для достижения общей цели.

На протяжении младшего школьного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы:

  • первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других детей в жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течении от одного – двух месяцев его пребывания в школе его потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место, у более старших детей эта потребность выдвигается на первое место, теперь они начинают явно предпочитать общество других детей, взрослому или одиночной игре;
  • второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен; он связан с проявлением избирательных привязанностей, дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми [1, с.39].

В изучении особенностей формирования коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте применялся тест Рене Жиля.

Цель исследования: изучение сферы межличностных отношений ребенка и их особенностей, социальной приспособленности ребенка, его восприятия внутрисемейных отношений, связанных с этим характеристик его поведения.

Ход исследования. Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Методика состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображениями детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает, как он повел бы себя в той или иной ситуации.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на 2 большие группы переменных: переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка (7 переменных); переменные, характеризующие особенности самого ребенка (6 переменных). Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу.

Оперируя двадцатью заданиями методики, экспериментатор получает материал для анализа отношений ребенка к матери, а данные по шкале «любознательность» дают только шесть заданий. Соответственно количеству заданий осуществляется графическое деление шкал на регистрационном листе.

Каждое задание методики многозначно, т.е. выявляет отношение ребенка к нескольким лицам. Выбор испытуемого, его реакция определяет то, на какой из «предложенных» шкал будет отражено решение задания.

Соотнеся полученный от испытуемого ответ с той или иной переменной, студент вписывает номер выполненного задания в клеточку соответствующей шкалы. В итоге заполнения регистрационного листа получается профиль особенностей системы отношений ребенка и связанных с нею некоторых личностных и поведенческих характеристик испытуемого.

Примерный материал теста приведен в приложении 4 (у автора).

По результатам можно судить об отношении ребенка к матери, отцу, братьям, друзьям, учителю и т.д.

Тест хорошо подходит для определения умения ребенка вести диалог.

Таким образом, при воспитании коммуникативной культуры младших школьников необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников. Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. В процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка.

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. «Аспект-Пресс», М-2002
  2. «Основы теории коммуникации» / Под ред. М. А. Василика. М., 2003. С. 24–27.