«Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, – он, как правило, равнодушен к своей стране».
Академик Д.С.Лихачев
Сегодняшние дети – это будущие руководители, депутаты, служащие – будущее нашей страны. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться своей страной, заботиться о ее процветании. А гордиться есть чем. В то же время для продвижения страны к цивилизованному обществу предстоит еще много потрудиться.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. В дошкольном возрасте закладываются основы патриотического воспитания.
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического, краеведческого воспитания детей.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке братьям и сестрам. Это
корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. (детский сад, родная улица, город и др.)
Учить познавать родной край знакомить с его самобытностью, воспитывать любовь к Родине – это задачи не только детского сада, но и семьи. Эта работа более эффективна, если установлена тесная связь с семьёй.
За годы работы в ДОУ я постепенно систематизировала свою работу по патриотическому воспитанию дошкольников. Эта планомерная работа привела меня к написанию программы «Мир вокруг нас».
Данная программа является актуальной в настоящее время.
Программа «Мир вокруг нас…» рассчитана на 2 занятия в неделю.
И создана для того, чтобы изучить историю своего города и знать его современное состояние; пробудить интерес к изучению истории и культуры родного края; к изучению традиций народа; воспитывать чувство любви к Родине; формировать гражданско-патриотическое сознание.
Решая данные задачи, стараюсь свою работу проводить в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Важным условием успеха в краеведческом образовании детей дошкольного возраста является тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Ведь бабушки и дедушки воспитанников — это живые участники истории города. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь с родной землей.
В начале своей работы, с целью выявления широты кругозора родителей о родном городе, провела анкетирование родителей. В результате было выявлено: многие родители знают, но не поддерживают интерес детей к истории родного города. Большинство родителей не совершают экскурсии по городу, основной путь лежит к магазинам, торговым центрам, кинотеатру и т.д. Лишь небольшая часть опрошенных родителей (21%) с завидным постоянством посещают достопримечательности, краеведческий музей, картинную галерею. Самые посещаемые места детей совместно с родителями – игровые комнаты, выездные цирки и центральная площадь – около 58%. Есть семьи, в которых прабабушки или прадедушки были первостроителями города Кольчугино, но внуки ничего об этом не знают. Таким образом, знания или осведомленность родителей о родном городе очень бедны, многих не интересует история города, они не посещают выставок, парков, театров, и дети, как следствие, не интересуются городом, в котором живут. Но тем не менее, 95% родителей хотят иметь больше информации о родном городе.
В связи с этим мной подготовлены и проведены: родительское собрание «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста». «Семья-что может быть дороже!»
Консультации: «Лучше нет родного края», «Роль фольклора в развитии детей», «Русское народное творчество».
Папки передвижки: «Роль семьи в воспитании детей», «Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка» (в рамках дня пожилого человека); «Как правильно провести праздник с ребенком» (в рамках Нового года); Подборка книг.
Большую значимость для формирования представления у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы и познавательные занятия по темам: «Какая у тебя семья!», «Как хорошо играть всем вместе», «Домашние обязанности», «Моя дружная семья!», где закреплялись представления детей о семье как о дружном, любящем, заботливом коллективе, а также беседы о семейных увлечениях, играх. Дети с удовольствием рассказывали о своей семье.
Большой интерес и отклик у родителей, вызвала работа по составлению родословной своей семьи. Так выяснилось, что большинство, столкнувшись с понятием родословная, начали активный поиск в установлении контактов с прадедушками и прабабушками, дальними родственниками.
Составление родословной – это такой вид деятельности, который способен увлечь не только детей, но и захватить всех членов их семьи. Родители и другие родственники активно включаются в такую работу, подбирают материалы. У детей расширился кругозор и обогатился словарный запас. У них сформировались представления о дружной, крепкой семье, возникло добрые чувства к людям преклонного возраста, углубились знания о своей родословной.
Многих родителей, заинтересовала эта тема и они с воодушевлением принялись за дело, каждая семья постаралась приложить максимум стараний и умений, творческую фантазию, используя различные средства художественного дизайна при создании семейного герба. Дети были активными помощниками своим родителям, они помогали раскрашивать детали семейного герба, украшали элементами аппликации в итоге у нас получилась прекрасная выставка. (Ценно то, что каждая семья подошла к созданию своего герба творчески, все гербы отличаются самобытностью, стилем, содержанием).
Так же родители изготовили альбом «Я и моё имя».
В наше время родители для своих малышей выбирают имена по-разному: кто-то смотрит календарь имён или называет ребёнка именем любимого супергероя. Дети узнали в честь кого было выбрано имя и что оно означает.
Родители вместе с детьми оформили альбомы «Наша семья», в которых представлена подборка фотографий ближайших и дальних родственников, принадлежащих разным поколениям.
В процессе изготовления альбомов дети узнали много примечательных фактов из жизни конкретных родственников, отдельных поколений, о семейных ценностях и традициях, преемственности поколений, семейных легендах и преданиях.
Семейный альбом - это огромное пространство жизни, с одной стороны, простой и понятный ребенку, с другой - загадочный и удивительный. Детей всегда привлекают такие альбомы. Они искренне удивляются, что их бабушки, дедушки, мамы и папы когда-то были детьми. С интересом рассматривают они себя в младенчестве.
Родители были заинтересованы и с удовольствием собирали материал, интересные фотографии, искали информацию в интернете, создавали портфолио. Малыши с восторгом рассматривают фотографии друзей, с радостью вспоминают праздники, отдельные моменты, с гордостью показывают свои грамоты и размещают их в папке, рассказывают о своей семье.
Таким образом, родители стали нашими единомышленниками. Родители, замечая какой интерес и любознательность, которые проявляют дети, стараются поддержать их во всех начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек.
В семейных архивах нашлись фотографии бабушек и дедушек с их мест работы. Помогли сделать альбом: «Профессии моих бабушек и дедушек».
В результате всей этой большой информации дети с удовольствием играют в подвижные и сюжетно-ролевые игры, с большим интересом принимают участие в играх - драматизациях и проявляют самостоятельность в театрализованных играх.
В нашей группе организована работа кружка по интересам (с привлечением родителей, бабушек): «Мыловарение»; (где мама Миши делится своими секретами по изготовления ручного мыла. Дети вмести с родителями пытались месить и изготавливать мыло)
Наиболее эффективной формой реализации данных задач является организация выходного дня. Эта форма взаимодействия помогает наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить отношения родителей и детей на основе совместной деятельности, и возродить традиции семейного отдыха.
Мы используем различные формы сотрудничества, способствующие их активному включению в образовательный процесс - конкурсы и выставки совместного творчества, праздники, выпуск газет: «Как я провел лето», «Мой отдых с семьей», «Наш Крым».
В моей практике родители всегда рядом с детьми. Мы проводим очень много совместных мероприятий праздников (театрализованные новогодние концерты, Масленица, Пасха, поздравления к 8 марта).
На развлечениях и досугах родители не только присутствуют, но и принимают непосредственное участие. «День матери», «День семьи, любви и верности».
С детьми мы обязательно разучиваем песни и стихи о маме и её неоценимой роли в жизни каждого человека.
Дети с удовольствием изготавливают для родителей сюрпризы и поделки.
В нашей группе сложились свои традиции. Это организация и проведение «сладких» вечеров, совместных посиделок с родителями. А также проведение дней рождения детей. (Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.)
Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям. Кто-то лепит пельмени раз в месяц всей семьей, кто-то каждую весну устраивает семейные пикники на природе-вариантов столько же, сколько и семей. Одни традиции передаются по «наследству» от родителей, другие создаем мы сами.
Благодаря развитию доверительных отношений между родителями и детьми, укрепляются имеющихся семейные традиции и создаются новые; Ведь именно традиции выступают основой духовно-нравственного воспитания детей. Альбомы: наша спортивная семья», Кулинарные рецепты моей семьи», «Наш семейный отпуск на море».
Совместная деятельность «Вместе с мамой, вместе с папой»- сближает членов семьи, наполняет дом атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты, а ведь всего этого так часто не хватает в наше стремительное время. Участвуя в таких мероприятиях родители и дети проявляют фантазию, выдумку, творческие способности. Такие формы работы объединяют семью и дошкольное учреждение, создают условия для совместного тесного сотрудничества и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи среди родителей у нас прошла выставка «Умелые руки моих близких». Мамы, папы, бабушки и дедушки активно откликнулись и приносили предметы вышивки, поделки своими руками, т.е. своё хобби. (Такая связь с семьей очень радует, знания данные детям на занятиях и в совместной деятельности, находят свое закрепление, расширяются и обогащаются в семье.)
Совместно с родителями ребята изготовили альбомы: «Пословицы и поговорки о семье», «Стихи о семье» Каждый ребенок рассказывал свою пословицу или поговорку. (Знакомство с ними развивает мышление детей прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью)
Активные участники краеведческой работы – это наши родители. Они с удовольствием принимают участие в сборе познавательного материала, в организации фотовыставок, проведению совместных праздников и досугов, совместной деятельности по благоустройству участка детского сада, обогащению предметно-развивающей среды в группе. Вместе с родителями в группе был создан уголок по краеведению, в которых находятся куклы в национальных костюмах, флаг и герб России, фотография нашего президента В.В.Путина, герб родного города, фото районов и достопримечательностей родного города.
Альбомы о птицах и животных нашего края, альбомы о растениях нашей области, альбом «Достопримечательности нашего города» изготавливались детьми и их родителями.
В дидактических играх дети закрепляют полученные знания. Помимо этого, в группе имеются карты, буклеты и аудиовизуальные средства, видеофильмы, связанные с историей города.
Родители помогли сделать «Лэпбук», «Куб по краеведению», «Чемоданчик дидактических игр по краеведению», изготовили макет русской избы.
Родители охотно приносили вещи на время в детский сад, чтобы дать возможность познакомиться с ними и других детей. И мы создали музей: «Игрушки наших мам и бабушек». Это позволяет воспитывать у детей чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, малую и большую Родину. Формировать традиционные семейные ценности, мировоззрение ребенка, а также осуществлять духовно-нравственное воспитание посредством воспитательного потенциала «добрых» игрушек в настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своего народа.
Важное место в системе изучения региональной истории в ДОУ принадлежит экскурсионной работе в музее (СЮТур), способствующей развитию познавательной деятельности, творческих и эстетических навыков детей, активизации интереса к изучению истории края, т.к. дети маленькие, то музей приходит к нам.
Музейный материал учит дошкольников слушать глазами, что, несомненно, повышает уровень восприятия информации. Тематические выставки, посвященные различным событиям, старинным русским обычаям и обрядам. Способствуют патриотическому воспитанию детей и формируют их гражданскую идентичность.
Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов... Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы". К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств - доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке.
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в Семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей Ваш дом!
Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья – это главное! Через года
Сумейте Вы Счастье своё пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
Одегова Иванна
Список литературы
- Основная образовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2015.
- Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Изд.: УЦ «Перспектива», 2016.
- Алѐшина Н.В. «Знакомим дошкольников с родным городом», творческий центр Сфера, Москва 2008.
- Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду.- М., 2010.
- Громова О.Е. «Ознакомление дошкольников с социальным миром». Творческий центр «Сфера», М.: 2012.
- Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. М. 2003.
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. - М.2007.
- Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М., 2010.