Метод проектов как средство активизации урочной и внеурочной деятельности младших школьников

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: метод проектов, загадочное слово, советы знающих


Когда детям предоставляется
возможность поделиться своими
знаниями с товарищами и учителем,
это окрыляет их, обогащает уроки
и создает атмосферу коллективной работы.
Л.В. Занков

Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. На протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?

Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. В настоящее время проекты рассматриваются как метод обучения, именно в проектной деятельности детей развиваются важнейшие умения в учебной и внеучебной деятельности.

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).

Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств.

Почему остановились именно на проектной деятельности?

Во-первых, проектная деятельность имеет ту же структуру, что и учебная деятельность. Поэтому она выступает логическим продолжением в формировании всех компонентов, закладываемых в учебной деятельности.

Во-вторых, учебная деятельность будет формироваться и осознаваться быстрее, если у ребенка, с помощью проектной деятельности, расширено поле для отработки и применения освоенных способов познавательной деятельности.

В-третьих, если у ребенка учебная деятельность в силу разных причин формируется медленно, то участие детей во внеурочной социальной деятельности может сделать ее либо корректирующей, либо компенсаторной.

В-четвертых, ребенку младшего школьного возраста гораздо легче раскрыть свои возможности, открыть новое в себе, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учебной деятельности.

Дети младшего школьного возраста, как отмечали Эльконин и Давыдов, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, распространяется на все сферы деятельности.

Проект в начальной школе может охватывать область одного предмета, а так же может быть межпредметным. Все учебные предметы в начальных классах обладают широкими возможностями для организации проектной деятельности.

Метод проектов позволяет в процессе работы сочетать различные образовательные технологии

  • Во-первых, проектная деятельность направлена на сотрудничество учащихся и преподавателей.
  • Во-вторых, проектная технология ориентирована на личностные характеристики учащегося и позволяет применять все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
  • В-третьих, основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических, исследовательских или творческих задач, требующих интеграции различных предметных областей.
  • В-четвертых, проектная деятельность требует умения ориентироваться в информационном пространстве. Современные информационные технологии способствуют эффективности проектного метода. По ходу работы ученики могут использовать компьютер как инструмент поисковой и оформительской работы.

Таким образом, универсальность метода проектов предоставляет педагогу широкие возможности его использования в учебной деятельности.

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу, рекомендованную Министерством образования РФ. Так, например, программа развивающего обучения Л.В. Занкова позволяет органично использовать проектную деятельность школьников на уроках математики с первого по 4-ый класс. В 4-ом классе при изучении таких тем, как «Площади фигур», учащимся в конце изучении темы предлагается выполнить проектную работу «В стране геометрических фигур». Тема «Точные и приближенные числа. Округление чисел» – Проектная работа «Числа вокруг нас». После изучения темы «Объем и его измерение» – выполняется проект «История одной мерки». Тема «Действия с величинами» – «Решение практических задач». В конце учебного года обучающиеся выполняют итоговый проект «Математика в русском народном творчестве».

Внедрение метода проектов происходит без разрушения предметной классно-урочной системы. Используя обычные уроки, на которых учащимся обычно отводится роль слушателя и повторителя услышанного, необходимо перевести ученика в активную позицию: дать ему возможность не только усваивать готовое, но и самостоятельно или вместе с учителем организовать учебную деятельность, добывать и анализировать информацию, принимать решение в разнообразных ситуациях выбора.

Вашему вниманию мы предлагаем задания, которые помогут учащимся выделять, искать, собирать, исследовать, делать выводы, работая над тем или иным проектом.

1. Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)

Задание “Посмотри на мир чужими глазами”

Учитель читает детям неоконченный рассказ.

“Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…”.

Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве.

Задание “Тема одна – сюжетов много”

Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема “Осень”, “Город”, “Лес”… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д.)

Задание “Составь рассказ, используя данную концовку”

“…Так я и не выучил стихотворение”.

“…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания”.

2. Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное)

Задание “Давайте вместе подумаем”

Почему у белого медведя нос чёрный?

Гипотезы (предложенные детьми):

1. Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?

2. Наверное, потому что всё время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?

3. Предположим, чтобы медвежата его видели.

Упражнения на обстоятельства

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, соль, сахар, мобильный телефон.

Задания типа “Найди возможную причину события”

Машина резко затормозила.

Молоко прокисло.

3. Развитие умений задавать вопросы

Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?)

Задание “Найди загадочное слово”. Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.

Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”.

Игра “Угадай, о чем спросили”

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

Например: на карточке написано “Почему совы охотятся ночью?” Ребенок отвечает “Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью”. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

Школа после уроков подобна творческой лаборатории – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеурочная деятельность по новым стандартам предусматривает работу по нескольким направлениям, одним из которых так же является проектная деятельность.

Проектная деятельность красной нитью проходит через все направления внеурочной деятельности. Основной целью внеурочной проектной деятельности можно считать реализацию потенциала личности и развитие способностей детей, а также партнёрское общение, формирование навыков работы с информацией, организация и использование рабочего времени, умение оценивать свои возможности и осознавать свои интересы.

Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4.Реализация проектов.

5. Презентация.

Выбор темы. Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и должен регулироваться учителем.

Сбор сведений. Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации- это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений, информация на электронных носителях.

Выбор проектов. После завершения сбора информации, детям предлагается принять участие в реализации проектов. Учитель знакомит их со множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. Было бы хорошо, чтобы в классе выполнялось параллельно несколько проектов.

Реализация проектов. На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы. Взрослые помогают, но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.

Презентация. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

 К представлениям можно отнести:

- спектакли (в том числе кукольные);

- концерты;

- устные журналы (аналоги телепередач);

- викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телеигр);

- показ моделей одежды.

 К изготавливаемым изделиям можно отнести:

- тематические выставки рисунков, поделок;

- газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);

- видеожурналы и видеофильмы.

В результате работы учащиеся должны научиться:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

ПРОЕКТ

(Проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация)

Проблема

  1. Почему необходимо участие в проекте?
  2. Есть ли проблема бездомных животных в нашем городе?
  3. Личностный опыт младшего школьника в вопросе обозначенной проблемы.

Педагог помогает детям сформулировать проблему, цель и задачи проекта; организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Цель проекта:

  • выяснить источники, откуда берутся бездомные животные;
  • создать памятку для тех, кто хочет взять себе кошку или собаку;
  • найти оптимальные пути решения проблемы бездомных животных.

Задачи проекта:

Воспитательная: воспитывать у детей любовь к животным.

Обучающая: формировать у детей представление о домашних питомцах, расширять знания об условиях жизни животных, их потребностях, особенностях их питания и ухода за ними.

Развивающая: развивать творческие способности детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность.

Проектирование

  1. Как будем решать проблему?
  2. Кто будет решать проблему?
  3. Обозначение временных рамок.

Поиск информации

  1. Что я знаю о проблеме?
  2. Кто мне может помочь решить проблему?
  3. Мой дополнительный информационный ресурс (сотрудничество с социальными партнёрами).

Задача: самостоятельная работа учащихся по своим групповым задачам проекта, промежуточное обсуждение полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время.

На данном этапе учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся, отвечает на их вопросы, следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности, рецензирует и корректирует поступающий материал, корректно отвергает тот или иной материал.

Учащиеся выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем-экспертом или учителем-консультантом, осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Основные причины появления на улицах населенных пунктов бродячих кошек и собак

  • Жестокость, бездушие, безответственность людей, которые выгнали, выбросили, оставили на улице беззащитное животное.
  • Животные остаются на улице, так как его хозяин умирает.
  • Животные теряются или убегают от нерадивых хозяев.

3 источника бездомных животных

  • Животные, которые рождаются на улице.
  • Потерянные животные.
  • Выброшенные из дома.

Продукт

  1. Личностный результат.
  2. Предметный результат.
  3. Метапредметный результат.

Фоторепортаж – 1 группа «Журналисты», выставка творческих работ – 3 группа «Творческая», выпуск буклета «Советы знающих» – 2 группа «Знайки», создание презентации «Музыкально-поэтическая страничка» (произведения о домашних животных) – 4 группа «Музыкально-поэтическая».

Презентация

  1. Оформление проекта.
  2. Представление проекта.
  3. Распространение опыта.

В ходе проекта есть Шестое “П” проекта – его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Работая над этим проектом, мы реализовали программу внеурочной деятельности: мастерская «Сибирячка», «Познание», «Проектная мастерская» тем самым достигая предметные и метапредметные результаты по общеинтеллектуальному и социальному направлению развития личности.

Вывод: метод проектов – это действительно эффективная педагогическая технология, т.к. его заслуга в том, что он даёт возможность быть успешным каждому ученику, независимо от способностей, наклонностей, черт характера.

Задатки творческой личности есть у каждого ребёнка, нужно только, используя разнообразные методы и приёмы работы в урочной и внеурочной деятельности, обнаружить эти задатки и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность ребенка.