Приемы работы по формированию и развитию смыслового чтения на уроках математики

Разделы: Математика

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: Инсерт, Лови ошибку, формирование учебной мотивации


Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию.

Кудрявцев Л.Д.

Цель смыслового чтения: максимально точное и полное понимание содержания текста, всех деталей и практического осмысления извлеченной информации.

Задачи: научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать.

Рассмотрим некоторые методических приемы, которые работают наиболее успешно на уроках математики.

В начале урока можно использовать прием “Корзина идей”, когда ученики высказывают свои предположения о том, что будет изучаться на уроке. Учитель “складывает” все идеи в корзину.

Прием “Верите ли Вы?”

Целью этого приема является пробуждение интереса к самостоятельному изучению текста.

Например, будем говорить о прямоугольниках.

Верите ли вы, что…

1. Любой квадрат-прямоугольник

2. Некоторые прямоугольник являются квадратами

3. Если периметры прямоугольников равны, то равны и их площади.

Затем просим учеников установить, верны ли данные утверждения, после знакомства с текстом учебника.

Прием “Автор”

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения данной темы. После прочтения текста.

Прием “Мозговой штурм”

Проводится на начальных этапах урока, когда за короткий промежуток времени важно получить как можно больше ответов, идей, а затем после работы с текстом подтвердить или опровергнуть их. Например, при изучении различных единиц измерения (величина) можно использовать прием “Инсерт”. Учитель предлагает записать какие единицы измерения дети знают. Затем ставит вопрос – что бы вы хотели узнать о единицах, например, площади? Затем учитель предлагает учащимся прочитать текст. При работе с текстом следует использовать маркировочные значки:

“V” – то, что знаю

“+” – новая информация

“–” – думал иначе

“?” – есть вопросы

После прочтения детям предлагается заполнить таблицу и дополнить ее информацией.

На стадии осмысления происходит непосредственно работа с текстом учебника, на уроках математики, работа по решению текстовых задач.

Развитие способностей решения задач напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения. Ведь чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны:

- осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;

- уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;

- уметь критически оценивать данную информацию;

- уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.

На уроках мы с детьми проводим анализ задачи, устанавливаем связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. Работе над текстом задачи придается также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью. В контексте смыслового чтения при решении задач роль учителя состоит в том, чтобы организовать и направить детей на решение задачи с помощью наводящих вопросов, научить выделять и находить “главные” слова. Это возможно при помощи диалога.

Прием “Составление краткой записи задачи”

Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

Прием “Составление вопросов к задаче”

Анализ информации, представленной в объемном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.

Прием “Лови ошибку”

Можно предложить детям задачи с ошибками, с неверной информацией.

Для этого заранее подготовить текст задачи, содержащий ошибочную информацию, и предложить учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки не только явные ошибки, но скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

При изучении темы “Задачи на движение” можно предложить ученикам составить кластер – способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы.

На стадии рефлексии ученики должны обязательно выразить свои мысли, отношения к изучаемому материалу. На этом этапе используем прием “Портфель знаний”. Каждый ученик высказывается о том, какие знания получил на уроке, что осталось не ясным, какие вопросы еще остались. Затем мы складываем все в воображаемый портфель. Если остались вопросы можем обратиться к ним на следующем уроки.

Прием “Карусель”

Обучающиеся делятся две равные группы, одна из которых является внутренним кругом, а другая – внешним. При этом ребята стоят лицом к членам другого круга, образуя с ними пары. Внешний круг детей – слушатели, которые могут задавать уточняющие вопросы, а внутренний круг – рассказчики, отвечающие на вопросы. Через 1 минуту учитель дает команду, и внешний круг сдвигается на одного человека в сторону, тем самым меняя пары, при этом члены кругов между собой меняют и роли.

Прием “Синквейн”

Использование данного приема дает возможность проверить усвоение основных моментов изученного материала, творчески переработать ключевые понятия темы, способствует умственной активности учащихся, поддерживает высокий уровень познавательного интереса и формирование учебной мотивации.

Правила написания синквейна:

1 строка – тема (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия предмета (три глагола);

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

Примеры синквейнов, используемых на уроках математики

1) Задача.

Текстовая, логическая.

Анализируем, сравниваем, рассуждаем.

Решать задачи очень интересно.

Ответ.

2) Дробь.

Обыкновенная, десятичная.

Складываем, вычитаем, умножаем.

Дроби любят математики и танцоры.

Число.

Таким образом, на уроках математики можно организовать целенаправленную систематическую работу по развитию приемов смыслового чтения, что будет способствовать реализации системно-деятельностного подхода в обучении и формированию универсальных учебных действий.

Литература

1. Граник Г.Г. Как учить работать с книгой. М.: 2007 г.

2. Соболева О.В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст. М.: 2012 г.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Санкт-Петербург. “Речь”, 2003 г.