Патриотизм – это такая ценность, которая несет в себе не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурный компоненты.
Воспитание патриотизма у учащихся – одна из главных задач нашего дня. Когда в сердце ребенка зарождается это великое чувство- любовь к Отчизне? Вероятно, это происходит тогда, когда ребенок начинает открывать для себя окружающий мир, получает первые знания о своей стране, истории, культуре. Слово Родина точно нельзя объяснить словами, это можно только почувствовать. А ведь Родина это - то место, где мы родились, где живут родные люди, где твоя улица, дом.
История любого народа находят ярко художественное воплощение в различных произведениях искусства, литературе, музыке, живописи, театре и кино. Особенно музыка - это тот вид искусства, который наиболее близок и понятен детям, в связи с этим большие потенциальные возможности патриотического воспитания и развития учащихся заключаются именно в музыке.
Работая над развитием и воспитанием патриотических чувств у школьников посредством приобщения их к прекрасному, истинному искусству, урок музыки становится уроком искусства, нравственно-эстетическим стержнем, что позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей. Воспитание чувства гордости за свою страну нужно начинать с раннего детства. Например: на уроках музыки много звучит художественного материала, в котором отражен образ родного края, воспевающие красоту родной природы. 1 класс - «Люблю березку русскую», 2 класс - «Картины природы в музыке», 3 класс «Моя Россия», 4 класс – «Времена года в искусстве», 5 класс – «Цветовая гамма лета» и т.д
Многие из символов России становятся темой уроков: 2 класс - «Главная песня нашей Родины», 4 класс «Что такое патриотизм?», 6 класс «Символы России»
На уроках музыки мы обязательно включаем в музыкальный репертуар для слушания произведения из золотого фонда русской и зарубежной классики, современное музыкальное искусство и, конечно же, музыкальный фольклор, связанный с народными обычаями и традициями.
На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с искусством народов мира, и обязательно, с русским народным искусством и искусством коренного народа Хакасии.
Учитывая тот факт, что мы живем в многонациональной республике, большое значение приобретает региональный компонент музыкального образования.
Изучая истоки русской культуры, ребята должны знать и культуру того народа, с которым они ежедневно живут и общаются. Мы живем в Хакасии, поэтому изучение музыкального искусства хакасского народа, его традиций, знакомство с поэтами, композиторами, художниками – все это должно найти достойное отражение в содержании уроков искусства. Так, например, осваивая музыкальные жанры в 1 классе, дети могут активно включиться в процесс их исполнения.
Путь вхождения в тему может быть таким: на одном из уроков дети слушают музыку, определяют её жанр. Учитель задает вопрос:
- Какой музыкальный кит прозвучал? (Танец).
- А кто этот танец может танцевать? (Мужчина, женщина?).
- Почему так подумали? (Музыка нежная, плавная, изящная).
- Какие это могут быть движения? (Показать)
- На что в жизни похожи эти движения? (Как, будто кто-то шьет, или вышивает)
Далее учитель демонстрирует элементы танца. (Это является и здоровье сберегающей технологией, дети на уроке получают разрядку.)
- В 1 четверти 3-го класса тему Родины, защиты Отечества завершают обобщающие уроки музыки «Хакасия, Земля, где я живу». Эти уроки полностью посвящены культуре Хакасии, её музыкальному и изобразительному искусству. Цель уроков – прививать интерес к народному творчеству своего края, воспитывать нравственные чувства, уважение к народным обычаям и традициям, любовь к природе родного края.
Изучая народные обычаи и традиции, учащиеся проникают в далекое прошлое России и Хакасии, знакомятся с некоторыми чертами и приметами народных праздников, как на уроке музыки, так и на уроках изобразительного искусства. Например, «Масленица». Ребята разучивают масленичные песни и заклички, знакомятся с играми, сопровождающие этот праздник. Знакомятся с праздником «Чыл Пазы». У хакасов это еще и «Праздник Благодарения, Гостеприимства, Очищения и Благословления». Этот праздник празднуется 22 марта, в день весеннего равноденствия. На уроке музыки дети знакомятся с самим обрядом благодарения огня и разучивают песни, слушают пение хайджы под звучание чатхана, а на уроке изобразительного искусства, продолжая эту мысль, ребята рисуют священное дерево – берёзу, на березке рисуют чалама разного цвета, при этом изучают, что означает каждый цвет.
- Белый – цвет чистого неба
- Синий – цвет мирного неба.
- Красный – цвет Огня и Солнца.
- Зеленый – цвет леса.
В 4-м классе, продолжая развивать тему Родины в творчестве композиторов, художников и поэтов ребята знакомятся с колыбельными, былинами, героическими сказаниями. В хакасской культуре – это тахпахи, в них поется, как и в русской народной песне, все то, что видит народ вокруг, на уроках изобразительного искусства рисуют картины хакасской природы – степи, курганы, юрты и т.д.
Вот так, постепенно, шаг за шагом, учащиеся узнают о том, что хакасская культура хранит в себе великое культурное наследие. За более чем 2000 лет наши предки и сами хакасы создали богатый фольклор с его жанровым разнообразием. Это и героические сказания, мифы, сказки, легенды. И, важно донести мысль – нить времени не оборвалась, лучшие люди хакасского народа, а это художники, поэты, композиторы. Они продолжают нести любовь к Родине через стихи, картины, музыку.
В среднем звене учащиеся продолжают знакомство с хакасской музыкой знакомятся с творчеством хакасских, русских и зарубежных композиторов. Так, изучая произведение М.И.Глинки невозможно не поговорить с ребятами о подвиге главного героя оперы «Иван Сусанин», о его бескорыстной любви к родине, желанию защитить ее, даже ценою собственной жизни. Слушая произведение Д.Д.Шостаковича «Ленинградская симфония», учащиеся узнают о героических подвигах людей разных национальностей во время Великой Отечественной войны. Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена и для всех народов. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет, и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. С героическими образами в музыке ребята встречаются на примере увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена. Музыкальный материал уроков для слушания и пения формирует и развивает личность школьника как гражданина-патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Воспитание патриотизма учащихся не ограничивается только уроками музыки. Оно продолжается и во внеклассной работе. С огромным успехом в школе проводятся праздники: День Независимости, День Защитника Отечества, День Победы, День Государственной символики, где дети исполняют песни о Родине, о символах, об армии.
Ежегодно на 23 февраля или 9 Мая в нашей школе проходят битвы хоров, проходят литературно-музыкальные композиции, соответствующие тематике, с почтением относятся к символике государства, очень трогательно воспринимают встречи с участниками боевых сражений в Афганистане, рассказы о службе в армии и т.д.
Запомнился всем конкурс инсценированной патриотической «Песни Победы», который провела учитель музыки. С огромным чувством патриотизма ученики под музыкальное сопровождение исполнили песни. На праздник были приглашены ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла. Воспитанники школы выступили перед гостями с музыкально-художественной композицией. Звучали песни военных лет, стихи о защитниках Отечества, Великой Отечественной войне, показаны лучшие инсценировки.
Ежегодно проходят конкурсы «Песни и строя», конкурс поделок «Боевой техники» (из фанеры). Уже два года создана группа из лучших детей школы «Юнармейцы» - эти дети участвуют во всех мероприятиях школы, поселка, республики, где занимают призовые места.
Вся работа по развитию и воспитанию патриотических чувств на уроках музыки и во внеклассной работе дает хорошие результаты:
- дети с интересом воспринимают материал;
- у учащихся появляется устойчивый интерес к народной музыке и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество;
- уважительное отношение к коренным жителям края, где они родились;
- развивается патриотизм, духовность, любовь к Родине;
- воспитывается гражданская позиция, гражданственность.
Что же может учитель музыки? Прежде всего, самому занять активную гражданскую позицию и учить своих учеников быть гражданином своей великой Родины на каждом уроке. Учителю нельзя быть равнодушным, нужно поставить перед собой цель, тем более эта цель благородная, и не забывать, что с нами музыка, которая несет общественно-преобразующую функцию. Ведь мудрость учителя состоит в том, чтобы не только говорить о патриотизме, сколько воспитывать его!
Список литературы
- Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. С-Пб.:Каро, 2004.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение; 1991.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.; 1984.
- Очерки истории хакасской советской литературы. Под редакцией Э.А.Абельтина. Абакан. 1985.