Где просто, там ангелов со сто,
а где мудрено, там ни одного.
Где нет простоты, там одна пустота
Преподобный Амвросий Оптинский
Довольно-таки трудно чем-то удивить или заинтересовать детей в нынешнее время, а тем более породить в них желание творить тексты, сочинять. Страх чистого листа трудно изжить из детских душ. Куда-то исчезает воображение, опускаются руки. И возникают извечные вопросы с чего начать, о чем писать. Казалось бы, Интернет даёт уникальную возможность быть в курсе различного рода нововведений в методах и приёмах работы с текстом на уроках русского языка и уж там-то можно найти ответы на вопросы, возникающие при написании сочинений. Хотелось бы внести и свою лепту в работу по активизации речевой деятельности учащихся при обучении написанию сочинения. Перечислю приёмы, используемые мной на уроках русского языка для раскрепощения учащихся, перед тем как приступить к написанию сочинения, и развития воображения, важного элемента для создания текстов.
Приём 1. «Редактирование текстов»
Редактируются тексты заведомо известных, ранее изученных писателей либо одноклассников.
Приём 2. «Чёт/нечет»
Учитель с ребятами создаёт текст. Он пишет первое предложение (нечётное), ребята – второе (чётное). И так далее по порядку: чётные предложения пишут ученики, нечётные – учитель. Пока не достигнуть цели по созданию текста. Перед началом работы оговариваются условия: избегать тавтологии, придерживаться одного типа и стиля речи, одного типа связи предложений; устанавливается, какие средства художественной изобразительности будут использоваться в предложениях (допустим, дети – олицетворения, учитель – эпитеты) и т.д.
Приём 3. «Чувствую, вижу, слышу»
С учётом того. Что восприятие информации нами происходит по-разному – один способ восприятия является ведущим в зависимости от развитости каналов восприятия окружающей действительности (ощущение, зрение, слух) – мы делимся на кинестетиков, визуалов и аудиалов. Детям даётся задание написать на выбор о том, кто, что видел, почувствовал, услышал.
Например, написать эссе «Комната», «Двор», «Город». Сперва предлагается рассказать о своих чувствах от одного из объектов, затем, описав другой, и о последнем написать, что или как слышится.
Приём 4. «Латеральное мышление»
Произведения знаменитых художников, встречаемые нами на вкладка учебников, используются не для описания картин как предмета искусства, а как толчок к динамическому восприятию статики. При этом даётся полная свобода воображения.
Например (из сочинения ученика):
«Опять двойка». Картина художника Фёдора Решетникова, созданная в 1952 году.
«… Максимка понимал, что находился на волосок от полного провала. Нижняя губа предательски задёргалась. Он бы мог и дальше делать вид, что всё хорошо, но пёс Полиграф, положив свои лапы ему на грудь, чутко улавливал, что творилось у него на душе. Под тяжёлым укоризненным взглядом генерал-майора он не знал, как выкрутиться из сложившейся ситуации, молоденький лейтенант, фиксировал вопросы, задаваемые Максимке. Ему давно надоело всё это, но выработанная годами упорных тренировок привычка стоять перед начальством по стойке смирно, не давала ему ни на минуту расслабиться. Но вслед за тиканьем настенных часов, подаренных самим Будённым, ему становилось всё труднее держаться, чтобы не расплакаться. К тому же его выводил из себя ехидный смех маленького пастора Шлага. «Держаться. Стиснув зубы, держаться. Как учили в разведшколе. Да, в ставку он принёс саквояж старухи Шапокляк. Ох, уж эта пакостница! Но ведь меня учили помогать старшим?! Кто мог подумать, что эта зловредина подменит свой саквояж и унесёт пирожки, предназначавшиеся для бабушки советской радистки», - думал, насупив брови, будущий советский разведчик Максим Максимович Исаев…»
Дети любят писать таким образом, отходя от шаблонов и тем самым раскрывая свой творческий потенциал.
Приём 5. «Создание демотиваторов»
Сегодня огромную популярность у детей приобрели интернет-мемы. Предлагается им самим создавать демотиваторы, к примеру, объединённые общей темой, подписанные и раскрывающие содержание изображённого одним предложением. Таким образом, создаётся визуальное сочинение.
Приём 6. «Предлагаемая ситуация»
Как известно, желание изложить свою точку зрения возникает в том случае, если это вызывает эмоциональную встряску как непосредственно пережитое, услышанное и прочувствованное. Ситуация по желанию ребёнка излагается устно или письменно. Например, учитель перед уроком слушает, о чём говорят ученики на перемене, что привлекло их внимание, устраивает с ними обсуждение этого события (будь то победа любимой команды, или ссора одноклассников). И как результат обсуждения даётся задание: написать на выбор сочинение, репортаж с места события, рассказ о случившемся.
Приём 7. «Разрешите представиться, я…»
Составление текстов от имени героев произведения. И как варианты такой работы:
- Обращение героя к автору произведения
- Обращение героя к другому герою этого произведения
- Обращение героя к автору другого произведения
- Обращение героя к герою другого произведения и т.д.
Приём 8. «А в это время…»
Создание текста от имени второстепенного персонажа. Например, история любви Бэлы из романа М.Ю.Лермонтова, рассказанная от её имени.
Приём 9. «Маятник»
Ведётся общая тетрадь, в которой обмениваются мыслями учитель и ученик, либо ученик – ученик, либо родитель – ученик.
Приём 10. «Эмамерон» (вольный перевод с греческого «Девятиднев»)
Этот приём подходит в рамках проектной деятельности. Рассчитывается по договорённости с детьми на весь учебный год или на семестр. Ученик заводит особую тетрадь, в которой будет писать рассказы к определённому дню. В этот день устраивается чтение и обсуждение прочитанного. Рассказы группируются по месяцам и темам:
- Сентябрь. Рассказы на любую тему.
- Октябрь. Рассказы о природе.
- Ноябрь. Рассказы о людях сильных духом.
- Декабрь. Рассказы о чудесах и волшебстве.
- Январь. Рассказ о себе.
- Февраль. Рассказы о родных и близких.
- Март. Рассказы о животных.
- Апрель. Рассказы о милосердии и любви.
- Май. Рассказы о Родине.
Умение писать зависит во многом от желания творить и воспроизводить свой внутренний мир на бумаге. Соглашаясь с тем, что внутренний мир ребёнка находится в годы учёбы на стадии формирования, всё же нужно развивать речевую деятельность учащихся с помощью творческих приёмов.