Участники: дети второй младшей группы «Улыбка», воспитатели, музыкальный руководитель.
Цель: способствовать развитию познавательной активности ребенка через интерактивную музыкально-двигательную игру по известному литературному произведению.
Задачи:
- сочетание проговаривания текста сказки с движениями и музыкой;
- овладение простейшими навыками двигательного воображения;
- развитие умения вживаться в образ и изображать разнохарактерные образы персонажей сказки;
- развитие музыкальных способностей, расширение двигательных возможностей ребенка;
- формирование желания выразить себя в художественной деятельности;
- воспитание чувства взаимопомощи, умения взаимодействовать со сверстниками в совместной игре.
Инструменты и материалы: мячи (по количеству детей), фломастеры, игрушки: Девочка Маша и Медведь, русская народная сказка «Маша и медведь», релаксационный коврик, иллюстрации к сказке «Маша и медведь», спортивный инвентарь для организации лесной дорожки медведя.
Действующие лица: сказочница; игрушки Девочка Маша и Медведь, которые оживают в руках сказочницы.
Ход игры-путешествия
Дети входят в зал, окружают педагога.
Сказочница: Ребята, сегодня к нам в гости пришла сказка про Машу и медведя (показывает иллюстрации к сказке «Маша и медведь»). Чтобы в сказке побывать, нам дружно нам сказать: «Сказка, сказка, появись!». Слушайте меня внимательно и повторяйте все старательно!
Дети повторяют вместе с педагогом.
Появляются Маша и медведь (куклы).
Сказочница: Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. — Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками! Дедушка с бабушкой отвечают: — Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.
Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды.
Сказочница: Давайте, ребята, тоже с вами пойдем в лес и поможем Маше собирать грибы.
Проводится двигательная разминка – дети идут в лес.
Маша весело шагает,
Ножки выше поднимает.
Дети идут друг за другом.
И на пяточках шагает,
Носик кверху поднимает
Дети идут на пятках.
Маша прыгает и скачет
По дорожке, словно мячик.
Дети бегут друг за другом, с остановкой по сигналу педагога.
На носочки Маша встала
Всех ребяток увидала.
Дети встают на носочки.
Разбежались как горошки,
Никого нам не догнать!
Дети бегут врассыпную.
Стоп – и встали наши ножки,
Дышат носики – вот так!
Дети останавливаются и успокаивают дыхание.
Звучит музыка малых форм, народные попевки, прибаутки, потешки (по выбору музыкального руководителя – см. список литературы).
Дети слушают и подпевают, выполняют простые танцевальные движения, собирают грибы и ягоды в лесу.
Сказочница: Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.
Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются. Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.
Сказочница: Где же Маша? Давайте, ребята, позовем ее.
Дети: Громко зовут Машу, сложив ладошки рупором, звонко кричат: «Ау-у-у!».
Сказочница: Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась. Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает: «Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?».
Сказочница: Надо, ребята, Машу искать.
Под музыку дети ищут Машу, приходят в дом медведя.
Сказочница: А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.
Дети изображают медведя, ходят на четвереньках как медведь.
Сказочница: Медведь увидел Машу и говорит. Что он говорит, ребята?
Ответы детей.
Сказочница: — Ага,— говорит,— теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить. Потужила Маша, погоревала (звучит грустная музыка), да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке. Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.— А если уйдёшь,— говорит,— всё равно поймаю и тогда уж съем! Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого... Думала она, думала и придумала. Что же она придумала, ребята?
Ответы детей.
Сказочница: Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:— Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.— Нет,— говорит медведь,— ты в лесу заблудишься.
Сказочница: Давайте, ребята, попросим медведя.
Дети: Несколько раз на распев под музыку: «Миш-ка, мед-ведь, от-пус-ти Ма-шу».
Сказочница: Медведь рычит: «Нет-нет-нет, сам пойду (низким голосом)!» А Машеньке того и надо!
Сказочница: Решила Машенька обмануть медведя и испечь пирожков. И мы, ребята, давайте поможем Маше.
Дети пекут пирожки – бросают мячи об пол и ловят их, катают мячи в руках.
Сказочница: Напекла Машенька пирогов.…А что было дальше, скоро узнаем. А теперь давайте поиграем!
Проводится подвижная игра «Медведь и дети».
Описание: выбирается ребенок-медведь. Дети стоят кругом, в середине круга медведь. Под текст потешки дети тихонько подходят к медведю.
Мишка по лесу гулял
И друзей себе искал.
Долго-долго их искал,
Сел на травку, задремал.
Миша, Мишенька, вставай, - дети хлопают в ладоши
Наших деток догоняй.
Дети убегают, мишка их ловит.
Релаксационный отдых
Сказочница: Вдох-выдох!
Дети дышат произвольно, в удобном для себя ритме.
Сказочница: Глазки закрываются, в сказку отправляемся!
Дети закрывают глаза, дышат в удобном для себя ритме.
Сказочница: Напекла Маша пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!— Ладно,— отвечает медведь,— давай короб! Машенька говорит:— Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик!
Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.
Сказочница: А теперь глазки открываем, быстро поморгаем. Потянулись, повернулись и встаем. А продолжение сказки – в следующий раз.
Продолжение сказки.
Сказочница: Я, ребята, вам загадаю загадку. Только некоторые слова в загадке я забыла, поэтому помогайте мне.
Маша в коробе сидит,
Далеко она… (глядит) – ладошки к глазам
Кто несет ее, ответь,
Быстрыми шагами?
А несет ее … (медведь) – переминаются с ноги на ногу, как мишка
Вместе с пирогами.
Путь неблизкий – дальний путь.
Хочет Миша … (отдохнуть). - присесть и встать
Только Маша не дает
На пенек присесть
И румяный пирожок
По дороге … (съесть) – закрыть рот ладошками
Провела его малышка,
Будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка,- показать книжку
Это – Маша и … (медведь)
Сказочница: Чтобы в сказке побывать, надо на дорожку встать. Слушайте меня внимательно и повторяйте!
Сказочница: Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.
Дети изображают (под музыку): Машеньку, которая забирается в короб, на голову себе ставит блюдо; медведя, который тяжело поднимает короб. Медленно и неуклюже шагают под музыку с воображаемым коробом.
Дети идут по веревочкам с мешочком на голове, иногда останавливаются, садятся на корточки, проходят через препятствия (согласно тексту – как идет медведь).
Сказочница: Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл- шёл медведь (дети стучат ладошками по любой поверхности в ритме слов), устал и говорит:— Сяду на пенёк, съем пирожок!
Сказочница: А Маша, что говорит, ребята?
Дети: Вы-со-ко си-жу, да-ле-ко гля-жу! (нараспев под музыку высоким голосом)
Сказочница: Правильно. А Машенька из короба:— Вижу, вижу! Не са-дись на пе-нёк, не ешь пи-ро-жок!
Не-си ба-буш-ке, не-си де-душ-ке! (нараспев).
Сказочница:— Ишь, какая глазастая,— говорит медведь,— всё видит!
Дети изображают реакцию медведя: Вы-со-ко си-дит, да-ле-ко гля-дит (нараспев под музыку низким голосом). Дети разводят руки в стороны.
Сказочница (вместе с детьми): Поднял он короб и пошёл дальше. Шёл- шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит:— Сяду на пенёк, съем пирожок! А Машенька из короба опять:— Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке! Удивился медведь.— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит! Встал и пошёл скорее. Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс. А в деревне собаки почуяли медведя и бросились за ним. Со всех дворов – бегают, лают. Испугался медведь, поставил короб и пустился в лес без оглядки.
Проводится подвижная игра «У медведя во бору».
Описание: ребенок-медведь сидит на пеньке, дети стайкой продвигаются мимо медведя; имитируя сбoр ягод, проговаривают слова: «У медведя во бoру грибы, ягоды беру. А медведь не спит и на нас рычит....». Медведь издает «рык», и дoгоняет детей; кого догонит — тот выхoдит из игры.
Проводится релаксационный отдых
Сказочница: Сядем на наш коврик-пенек и отдохнем.
Дети садятся на коврике в удобной позе и слушают продолжение сказки.
Сказочница: Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят – короб стоит.
- Что это в коробе? - говорит бабушка (обращается к детям).
Дети: Маша.
Сказочница: Дедушка поднял крышку, смотрит – и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит, живехонька и здоровехонька. Обрадовались дедушка да бабушка, стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.
Сказочница: Вошли они в свой дом, покормили, помыли Машеньку и спать ее уложили.
Вот и мы отдыхаем, как Машенька.
Дети произвольно ложатся в удобной позе. Звучит спокойная музыка.
Сказочница: Вдох и выдох!
Дети дышат произвольно в удобном для себя ритме.
Сказочница: Отдыхают наши ручки… Отдыхают наши ножки… Отдыхают наши глазки…!
Сказочница: О чем эта сказка? Чему научила тебя эта сказка? Помочь детям сформулировать ответ.
Дети: О том, как умом силу пересилить. Смысл сказки: в сложных ситуациях надо не сдаваться, а искать решение.
Сказочница: Вы ребята, помните время, когда ты не мог – не мог решиться на что-то, а потом взял и решился!
Ответы детей.
В конце путешествия дети (по своему выбору): рисуют на блюде пирожки для дедушки и бабушки; лепят маленькие пирожки из пластилина, украшают их и придумывают, какая у них начинка; делают грибы и ягоды из разных материалов.
Литература
- Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002.
- Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребенка. – М.: Знание, 1979.
- Емельянов В.В. Развивающие голосовые игры. – СПб., 1999.
- Игнатьева Л.В. Подружись с карандашами. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. М.: Ювента, 2013.
- Игнатьева Л.В.Правила осторожности. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. М.: Ювента, 2013.
- Онишина В.В. Живем в радости. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. М.: Ювента, 2013.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Е.А.Хамраевой и И.В.Мальцевой. М.: Ювента, 2013.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. – Изд. 3-е, испр. и доп./ редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозайка-Синтез, 2005.
- Русские сказки. Дидактические и демонстрационные материалы на русском языке для детей 3-4 лет. М.: Ювента, 2013.
- Савенкова Л.Г., Школяр Л.В., Ермолинская Е.А. С музыкой и красками путешествуем по сказкам. Рабочая тетрадь для дошкольников. М.: Ювента, 2013.
- Юматова Д.Б. Интерес. Движение. Игра. Развивающая двигательно-коммуникативная деятельность младших дошкольников. Методическое пособие. – М.: Ювента, 2013.
- Юматова Д.Б. Музыка движения. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. М.: Ювента, 2013.
- https://inkompmusic.ru (музыка малых форм, народные попевки, прибаутки, потешки)
- https://qmusic.me (музыка малых форм, народные попевки, прибаутки, потешки)