Детство - уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь.
От чего же зависит здоровье ребенка? Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Основные аспекты здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста
1. Оптимальный двигательный режим
Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр.
Формами организации оздоровительной работы являются:
- самостоятельная деятельность детей,
- подвижные игры,
- утренняя гимнастика,
- двигательно-оздоровительные физкультминутки,
- физические упражнения после дневного сна,
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами,
- прогулки,
- спортивные праздники,
- оздоровительные процедуры в водной среде.
2. Личная гигиена
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Важно, чтобы ребенок усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и содержать в чистоте. Приучать ребёнка к тому, что у него есть своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.
Необходимо уделить серьезное внимание культурно-гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании.
3. Закаливание и профилактика заболеваний у дошкольников
Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды - воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания - постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.
Для того, чтобы количество заболеваний было минимальным, проводятся специальные профилактические мероприятия, включающие в себя:
- прием витаминов;
- систематическое проветривание, кварцевание и влажная уборка помещений;
- закаливание детей;
- регулярные физические упражнения и прогулки на свежем воздухе.
3. Режим дня
Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинакова. Неслучайно, поэтому, занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.
4. Правильное питание
В детском возрасте особенно велика роль питания.
Основные принципы рационального питания:
- Обеспечение баланса
- Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
- Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям надо рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.
Важно помнить, что здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Благодаря ЗОЖ каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности. Ребёнок с детства должен ценить здоровье и следовать нормам ЗОЖ.
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте», - В.А.Сухомлинский.
Список литературы
- Новикова И.М. Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников / И.М.Новикова. - М: Мозайка - синтез, 2010.
- Алямовская В.Г. «Инновационные подходы к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»/ В.Г.Алямовская // дошкольное образование - Москва: Транспорт, 2011.
- Куценко Г.И., Новиков Ю.В. «Книга о здоровом образе жизни» Санкт-Петербург, 2005.
- Воробьёв В.И. «Слагаемые здоровья» Москва; 2004.
- Интернет-ресурсы.