Классный час "Блокадный Ленинград"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 3

Ключевые слова: блокада Ленинграда


Класс: 3.

Цели и задачи:

  • Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда.
  • Формирование патриотического чувства ребят к своей Отчизне.
  • Формирование чувства уважения к людям, прошедшим войну и пережившим блокаду, восхищение их подвигом, чувства сопереживания к блокадным детям.

Оборудование: презентация, аудиозапись с военными песнями, весы, кусочек хлеба, плакаты, карточки, корзины, каска, стол, скатерть, свеча, цветы.

Презентация.

Ход классного часа

1. Здравствуйте, ребята! Наш классный час посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Я хочу рассказать вам об одной из героических и одновременно трагических военных страниц – блокаде Ленинграда.

2. Ребята, какие чувства вы испытываете, когда слышите слова «война»? Запишите их на листочках и положите в «Корзину чувств» (дети прикрепляют в корзину слова и читают их)

Да ребята, война это страх, это голод, это жестокость, это боль, это страдание.

3. Стоит над рекой Невой город большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть свое лицо, своя судьба. Не раз за свою историю город менял имя. Сейчас это город Санкт-Петербург, а в страшные годы Великой Отечественной войны он назывался Ленинградом. И тема нашего классного часа «Блокадный Ленинград».

4. В августе 1941 года фашисты рвались к Ленинграду. Они хотели стереть этот город с лица земли. И не смотря на героические усилия Красной Армии к осени 1941 года город оказался в кольце, то есть фашисты окружили город со всех сторон. И начались суровые 900 дней «блокады»

5.

Блокада…
Далёко это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова –
Голодных, умирающих детей.

6. И уже зимой 1941 года в городе не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками, ленинградцы жили в неотапливаемых домах. Смерть входила во все дома. Свыше 600000 ленинградцев погибло от артобстрелов, бомбардировок и голода.

7. Враги думали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его.

Но гитлеровцы просчитались. Люди, блокадного Ленинграда, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

8. Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. И люди, едва державшиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба по 5-10 грамм. А ведь это был для каждого кусочек жизни. Они думали, что девочка начнет тут же жадно есть. Но этого не случилось. Она рассказала. Что умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нее.

9. Не смотря ни на что, в осажденном городе работало 39 школ. Местом учебы стали некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дети учились.

Дети шатались от голода, болели. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось, и прямо в классе.

Девочка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось – умерла.
Никто не обронил ни слова
Лишь хрипло
Сквозь метельный стон
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон.

10. Единственным продуктом питания был хлеб, но его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным – 125 граммов.

11. Люди умирали, но не сдавались. Они гибли от бомбежек и артобстрелов, от холода и голода.

Ленинградская девочка Таня Савичева – символ блокадного ада.

12.Она жила на тихой 2-й линии Васильевского острова, на улице Большого проспекта, возле академии художеств. Савичевы жили большой и дружной семьей. В семье Савичевых было 5 детей. Старший брат Леонид, работал строгальщиком на адмиралтейском заводе. Когда началась война, Таня училась в третьем классе 35-й школы, Васильевского района, на берегу реки Невы. На одной из дверей висит табличка: «В этом классе училась Таня Савичева».

13. Таня Савичева известна всему миру, благодаря своему дневнику, в котором записывала даты смерти своих родных, умерших от голода и холода в осажденном Ленинграде. Всего 9 маленьких листочков - 42 слова, с трудом выведенных обессиленной рукой, стлали документом потрясающей силы. Прочитаем эти страшные страницы.

(чтение дневника)

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи»
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942»
«Умерли все». «Осталась одна Таня».

14.13 мая 1942 года маленькая Таня осталась одна. Вместе с другими детьми блокадного Ленинграда Таню вывезли в Горьковскую область, деревню Шатки, где через несколько месяцев она умерла от туберкулёза.

Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром, Савичева Таня,
Со своей немыслимой судьбой!

15. На могиле девочки побывали многие известные люди. В их числе певица Эдита Пьеха. В 1972 году побывав на могиле и возложив цветы к маленькому памятнику, она уехала, сказав на прощание «Я приеду к тебе с песней!» Вскоре Эдита Пьеха и в самом деле появилась в Шатках с новой песней. Это была «Баллада о Тане Савичевой», которую написал композитор Евгений Дога (слушаем музыку).

Практическая часть после 15 слайда

Я предлагаю вам создать уголок памяти Тани Савичевой, девочке, которая была вашей ровесницей и перенесла столько страданий.
Я думаю, что каждый из вас захочет внести свой вклад в создание уголка памяти.

Я предлагаю вам поработать в группах:

  • 1 группа будет – практическая,
  • 2 – счетная,
  • 3 – художественная.

Первая группа будет взвешивать суточную норму хлеба для детей и стариков в блокадном Ленинграде.

Вторая группа у нас посчитает, сколько лет, месяцев и дней в девятистах днях «блокады» (2 года, 5 месяцев и 20 дней)

А вам я предлагаю оформить плакат, посвященный Тане Савичевой.

16. После войны Ленинградцы в память о девятистах днях блокады посадили аллею из 900 берез. Ровно столько, сколько дней длилась блокада.

Вот мы и создали уголок памяти Тани Савичевой.

Прошу всех встать и почтить память Тани Савичевой и всех погибших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания. Вечная память героям! (музыка)

Ребята, к сожалению, с каждым годом ветеранов Великой отечественной войны становится все меньше и меньше. А те, что живы, уже очень старенькие.

Запишите, какие бы слова благодарности вы хотели сказать этим людям, которые защищали нашу Родину в годы войны от фашистов.

(дети приклеивают листочки и читают слова)

Люди!
Покуда стучатся сердца,
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!

Вот и закончилось наше занятие. Молодцы, все очень хорошо и дружно работали сегодня.