Обособление. Предложения с обособленными членами

Разделы: Русский язык

Класс: 8

Ключевые слова: игровая технология, Web2.0


Технологии: игровая технология, использование сервисов Web 2.0.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический методы обучения.

Тип занятия: комбинированный.

Оборудование и материалы:

  1. компьютер;
  2. ноутбуки, подключенные к Интернету;
  3. игры, разработанныев приложении Web 2.0:
  4. видеофильм.

Цель занятия: познакомить с обособлением.

Задачи:

  • коррекционно-образовательная: дать понятие об обособлении как о смысловом и интонационном выделении; раскрыть роль обособленных членов в предложении; формировать умение находить обособленные члены предложения;
  • коррекционно-развивающая: развивать мышление, речь, творческие способности;
  • коррекционно-воспитательная: воспитание интереса к русскому языку.

Ход занятия

Деятельность педагога Деятельность обучающихся
I. Организационный этап.
II. Актуализация, целеполагание.

Какой раздел мы изучаем?

Послушайте сказку и определите тему занятия.

Живут в государстве Синтаксис необычные единицы предложения – Обособленные. Они не похожи ни на Главные, ни на Второстепенные члены, хотя и находятся с последними в прямом родстве. Родство это обязывает их отвечать на те же вопросы, иметь то же имя, что и у Дополнений, Определений и Обстоятельств. Но в остальном… Эти Обособленные такие гордые, такие себялюбивые, такие самостоятельные! Окружают себя Запятыми, как забором, словно не хотят ни с кем знаться. Иногда заставляют на себя работать Зависимые слова, иногда Предлоги, иногда связывают между собой с помощью Союзов. А уж как интонация служит! Попробуй произнеси из без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешься. В Пунктуационном своде законов им посвящено не одно правило, не два, а не меньше пятнадцати! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы.

Сегодня мы будем с вами говорить об обособлении.

А какую цель мы поставим перед собой?

Дети отвечают на вопрос.

Слушают сказку.

(Игровая технология)

Дети определяют тему занятия.

Дети ставят цель занятия. Возможные ответы:

  • Что я хочу знать по этой теме?
  • Зачем мне это надо знать?
  • Когда происходит обособление?
  • Зачем происходит обособление?
III. Изучение нового материала. 

1. Работа со значением слова.

Найдите в интернете, что такое обособление?

Посмотрите в словаре Ожегова, что значит обособиться.

Обособление – интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ.

Впервые термин «обособление» начал использоваться в русском языке в 1914 году, и был введен лингвистом А. Пешковским.

Подберите однокоренные слова к слову обособление

Вывод: ОБОСОБЛЕНИЕ – это ВЫДЕЛЕНИЕ

Дети находят в интернете значение слова ОБОСОБЛЕНИЕ

Дети находит в словаре.

https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=17754 (Словарь Ожегова)

Обособиться – как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу

2. Просмотр видеофильма.

Цель: Какие члены могут обособляться? Для чего нужны такие члены?

Дети отвечают: «Однокоренные слова: особа, особенный, обособленный».

Дети смотрят фильм.

IV. Первичное закрепление.

1. Давайте посмотрим, как вы поняли содержание фильма

Игра «Кто хочет стать миллионером» https://learningapps.org/9080816

  1. Обособляться могут как главные, так и второстепенные члены предложения?
  2. Обособление второстепенных членов предложения позволяет нам...
  3. Выберите предложение, в котором имеется обособленный член.
  4. Чем может быть выражено обособленное определение?
  5. Выберите предложение, в котором есть обособленные члены.
  6. Выберите предложение, в котором имеется обособленное определение.

(Даны вопросы или задания, к ним по 3-4 ответа, нужно выбрать один правильный ответ)

Дети заходят по ссылке, играют

(Игровая технология, разработанная игра в приложении Web 2.0)

2. Физкультминутка.

Движения головой вперед-назад по 5 раз, вправо-влево по 5 раз.
Поднять руки в сверх, опустить в стороны, вниз – по 5 раз.
Вытянуть руки в стороны, круговые движения кистями рук – назад и вперед.

Снятие физического напряжения.

Обучающиеся выполняют движения, которые проговаривает педагог.

3. Первичное закрепление (продолжение). Творческое задание. Игра «Составляй-ка».

https://learningapps.org/9080908

Составим из двух простых предложений одно с обособленными определениями, расскажите о знаках препинания в этих предложениях.

  1. Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке.
  2. По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам.
  3. На вершине гор лежали густые облака. Они не позволяли различать верхние их очертания. 

Дети заходят по ссылке, выполняют задания.

(Игровая технология, разработанная игра в приложении Web 2.0)

Записывают предложения

  1. Нас привезли прямо к гостинице, стоящей на перекрестке.
  2. По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги.
  3. На вершине гор лежали густые облака, не позволявшие нам различать их верхние очертания.

4. Физкультминутка для глаз.

Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вниз — вверх
Посмотреть влево – вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз.
Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз.

(повторить 2 раза)

Дети выполняют гимнастику для глаз.


5.  Первичное закрепление (продолжение). Игра «Распределяй-ка».

https://learningapps.org/9080977

Распределить предложения с обособлениями в 3 столбика:

  1. обособленные определения;
  2. обособленные обстоятельства;
  3. обособленные приложения.

Дети заходят по ссылке, выполняют задания.

V. Итог. Рефлексия.

Ребята, вы нашли ответы на свои вопросы, которые поставили в начале урока? Давайте вспомним.

Предлагаю закончить фразы:

  • Мне было интересно…
  • Было трудно…
  • У меня получилось …
  • Я смог(ла)…

Дети отвечают.

Оцените свою работу, используя смайлики

Самооценка учебной деятельности.

Домашнее задание: Выполнить тест https://saharina.ru/tests/test.php?name=test190.xml