Развитие личностных и метапредметных УУД через работу с одарёнными детьми.

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: одаренные дети


Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский

В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и творческими способностями молодых людей. Поэтому программа школы по работе с одарёнными детьми помогла нашим педагогам при переходе на новый стандарт образования, так как одним из пяти направлений развития образования является система поддержки талантливых, одарённых детей. Кроме этого в основе ФГОС лежит системно– деятельностный подход, который среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных способностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов. Хотелось бы сказать несколько слов о метапредметном подходе, который заложен в основу стандарта второго поколения. Он способствует формированию творческого мышления обучающихся, задаёт новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением. Метапредметный подход предполагает, что ребёнок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.

Одарённый ребёнок…  Это всегда необычный, своеобразный, сильно отличающийся от других. Одарённый ребёнок – это не просто умный, очень способный ученик, но главное – развивающаяся личность. Задача учителя-исследователя, учителя-мастера – заметить вовремя одаренного ребенка. Приходится опираться не только на свой педагогический опыт, но и на научно-популярные публикации, на свои интеллектуальные возможности, потому работать с одаренными детьми, я считаю, должны и одарённые педагоги, постоянно пополняющие свои учительские знания, имеющие высокую педагогическую компетенцию, определенные личностные качества, умеющие строить межличностные отношения с учеником, и, безусловно, использующие современные педагогические технологии, как основной механизм развития творческого мышления школьника в процессе обучения.

Мы, работая со всеми детьми, придерживаемся позиции, что все дети одарены в какой-то степени. В определённом направлении, нужно помочь им в самореализации, создавая необходимые условия. Но перед нами встали вопросы: как выявить одарённых детей и помочь им развить свой талант?

Существует некоторый алгоритм работы с одарёнными детьми.

В первую очередь необходимо организовать длительные наблюдения за детьми на уроках и творческих мероприятиях, вести анализ особых успехов и достижений ученика; беседы в неофициальной обстановке или классные часы с обсуждением на тему: «Мои интересы» или «Чем я люблю заниматься больше всего», индивидуальное общение с родителями, анкетирование, уделять внимание особенностям развития ребёнка в познавательной сфере. Отслеживать детскую одарённость позволит и создание портфолио.

Второй этап можно обозначить как диагностический. Это позволит очертить круг детей для более углублённых индивидуальных исследований. В начале первого класса совместно с психологом проводится диагностическая работа по отслеживанию познавательных процессов учащихся. На основе данных мониторинга ведётся целенаправленная работа по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребёнка. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностики, была выделена группа метапредметных результатов. В первом классе проводятся две диагностические процедуры: в сентября «Школьный старт», позволяющая поставить педагогические задачи на адаптационный период, и в конце года для выявления уровня развития метапредметных универсальных учебных действий «Учимся учиться и действовать».

На следующем этапе работы с одарёнными детьми ставится задача – сформировать и углубить способности детей. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приёмов и методов.

Для этой категории детей предпочтительны методы:

  • Исследовательский;
  • Частично-поисковый;
  • Проблемный;
  • Проективный;

Формы работы:

  • Классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
  • Консультирование по возникшей проблеме;
  • Дискуссии;
  • Игры.

Очень важны:

  • Предметные олимпиады;
  • Интеллектуальные марафоны;
  • Различные конкурсы и викторины;
  • Словесные игры и забавы;
  • Проекты по различной тематике;
  • Индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одарённых детей проводится в начальной школе и на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребёнка в познавательной сфере. Как правило, у одарённых детей проявляются высокая продуктивность мышления, лёгкость ассоциирования, способность к прогнозированию, высокая концентрация внимания. Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.

В свою очередь, работая с такими детьми, на своих уроках активизирую познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос. Этому, в наибольшей степени, способствуют проблемные ситуации на уроке. В качестве разминки предлагаю учащимся развивающие задачи и вопросы-минутки. Это задания на смекалку и внимание. Работа с такими детьми потребовала и обогащение учебной программы, расширения её содержания, осуществление индивидуального подхода, отбора и подготовки материала для коллективных и творческих дел, а именно участие в создании проектов, презентаций. При работе с одарёнными детьми изменился и подход к подготовке уроков, внеклассных мероприятий, которые должны соответствовать уровню интеллектуального развития этих детей, максимальному удовлетворению всех потребностей саморазвития их личности, побуждать учеников к умственному самовоспитанию, формировать мотивы самообразования, сознательного отношения к учёбе, осмыслить эффективность своего учебного труда. Работа, направленная на сильных учеников, привела к тому, что слабые ученики тоже повысили планку уровня своих знаний.

Используя инновационные технологии обучения, нестандартный подход к делу, привлекаю к работе родителей учеников, предлагаю на определённые темы подготовить совместно с детьми творческие работы. Роль семьи особенно важна для становления личности одарённого ребёнка, прежде всего повышенное внимание родителей. Поэтому, по итогам наблюдений и диагностики необходима дальнейшая аккуратная работа с родителями – беседа, насколько хорошо родители знают своего ребёнка и привлечение их к работе со своими детьми. Важно научить их правильно относиться к своим детям, чтобы они не унижали ребёнка дома, не высмеивали его способности, а чаще общались с ним, помогали ему поверить в себя, помогали школе развить его способности; чтобы они не сломали то, что увидела школа, а поддержали его начинания. Совместная практическая деятельность одарённого ребёнка и родителей даст возможность решить эту проблему, так как развитию одарённости могут способствовать высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребёнком они всегда выходят за круг бытовых проблем, часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские связи. Поэтому немаловажным является поддержка и поощрение родителей одарённых детей.

Хотелось бы отметить ещё раз, что развитие личности учащихся в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса и этот процесс будет успешен, если формирование УУД происходит не только на уроке, но и во внеурочное время. Основная задача учителя помочь ребёнку выбрать себе наиболее эффективную траекторию индивидуального развития в опоре на конкретные особенности. Одарённый учащийся должен получить дополнительный материал к традиционным курсам. Участвовать в научно-практических конференциях, индивидуальных марафонах, олимпиадах. Для этого ему необходимо посещать кружки, факультативы, творческие мастерские, спецкурсы по выбору. Своеобразие спецкурсов заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения детьми, требуют активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным изложением учителя как источником информации. В течение 4-х лет работы по ФГОС учителями школы разработаны и внедряются программы спецкурсов: «Умники и умницы», «Развитие речи», «Я – исследователь» и др..

В заключении мне хотелось бы отметить, что работа с одаренными детьми предъявляет определенные требования к личности педагога. Это: поисковая активность, любознательность; знание психологии подростка; желание работать нестандартно; готовность педагога к работе с одаренными детьми. Ведь ещё Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить».

Предлагаю коллегам перечень личностных и деловых качеств, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “– ” те, которые не нравятся.

  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа.
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддержать общее дело.
  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
  10. Занятый своими делами (индивидуалист).
  11. Быстро, “на лету” схватывающий.
  12. Не умеющий общаться, конфликтный.
  13. Общающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. Я уверенна, что мои коллеги относятся именно к этой категории. Спасибо за внимание!