Урок по теме "Фронт и тыл: организация обороны в годы войны"

Разделы: Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 9

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цель:

  • Расширение и углубление знаний учащихся о роли тыла в ходе Великой Отечественной войны.
  • Развитие навыков самостоятельного поиска, отбора, анализа информации по теме.

Задачи:

Предметные:

  • сформировать целостное представление о значимости тыла в годы Великой Отечественной войны, способе организации жизни в тылу с целью приближения Победы.

Метапредметные:

  • продолжить формирование умений анализировать, работать с текстовой информацией.
  • высказывать свою точку зрения, отвечать на поставленные вопросы, рассуждать, делать выводы
  • способствовать развитию умений работать в группе.

Личностные:

  • способствовать формированию собственного представления о роли тыла в годы Великой Отечественной войны, воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
  • способствовать формированию ответственного отношения к выполняемой работе.

Тип урока: закрепление знаний, формирование умений и навыков.

Вид урока: практикум.

Форма урока: практическое занятие обмен знаниями.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, творческий.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная.

Оборудование: доска, тетрадь, ноутбук с проектором, учебник по истории России XX - начала XXI века под редакцией Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандта М.Ю для 9-го класса, Пятецкий Л.М. История России для абитуриентов и старшеклассников. XX век. Московский лицей1995, учебник по истории Удмуртии XX века под редакцией Никулиной Т.Е. для 9 класса, Между Чепцой и Камой под редакцией администрации Балезинского района. Взгляд сквозь годы и века. Балезинский район. Ижевск. Удмуртия. 2002, Шулятьев Д.Н. «Зори над Чепцой». Балезино. Социально-исторический очерк. Ижевск. Удмуртия. 1988, тексты и задания для групповой работы.

Презентация

План:

  1. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.
  2. Удмуртия в годы Великой Отечественной войны.
  3. Строительство железной дороги Ижевск - Балезино.
  4. Балезинский район в годы Великой Отечественной войны.

Закрепление знаний, формирование умений и навыков (работа в группах, частично-поисковый метод, проблемный метод, репродуктивный метод, творческий метод).

Рефлексия. Подведение итогов.

Написание синквейна.

Оценивание работы учащихся. Лист оценивания.

+ оценивается ответ докладчика или высказывание ученика.

А+ оценивается вопрос аналитика.

+) оценивается ответ ученика, отвечающего на вопросы.

(+ оценивается вывод интегратора.

\+ оценивается ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

С+ оценивается синквейн.

Домашнее задание: написать мини-сочинение от лица работника тыла.

Ход урока

I этап. Организационный момент

Объявление темы урока. Формулировка учащимися целей урока. Запись темы в тетради. Ознакомление с ходом урока. Каждая группа получает задания по своей теме и отвечает на задания и вопросы.

Класс поделен на 4 группы. В группах выбирают ведущего, секретаря, докладчика, аналитика, интегратора, лаборанта. Ведущий организует обсуждение вопросов в группе, вовлекает в него учащихся. Секретарь фиксирует все, что относится к решению заданий. Докладчик – ученик, который является источником информации для всей группы, может быть 2 докладчика. Аналитик – ученик или ученица, которые задают вопросы представителям других групп. Интегратор связывает, обобщает, делает выводы. Лаборант рисует.

Правила:

  1. Регламент
  2. Толерантность, уважение мнения другого.
  3. Умение слышать и слушать.
  4. Доброжелательность.
  5. Активность.

Перед началом работы учитель выдвигает обязательное условие: все учащиеся должны участвовать в обсуждении вопросов, заданий и проблемы урока. Одни будут представлять результаты, другие – задавать вопросы или отвечать на них. Оценка ставится за логику построения ответа, за отношение к работе, за активность. Ответ должен быть аргументированным.

Постановка проблемы на урок.

Решите проблему:

  • «В истории России войны – это тяжелый труд всего народа».
    В.О.Ключевский
  • «Тыл – это половина Победы, даже больше.»
    Г.К.Жуков

II этап

У каждой группы было домашнее задание: изготовление плаката, содержащего лозунги по изучаемым темам.

1. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.
2. Удмуртия в годы Великой Отечественной войны.
3. Строительство дороги Ижевск – Балезино.
4. Балезинский район в годы Великой Отечественной войны.

Представление результатов работы группы.

На выступление группы 1 минута.

III этап. Изучение основной темы

Работа в группах, проблемный метод, частично-поисковый, репродуктивный.

Учитель предлагает школьникам обсудить вопросы и задания.

Каждая группа изучает свои вопросы и задания, готовится к освещению для всего класса. Затем начинается процесс обмена знаниями, когда представители групп выступают по теме.

I группа: Советский тыл в годы Великой Отечественной войны

1. Как вы думаете, какие факторы позволили Советскому Союзу в короткий срок перестроить экономику на военный лад?

2. Каких результатов в этой огромной работе удалось добиться, каковы последствия эвакуации для развития промышленности?

3. Каков был вклад тружеников тыла в общее дело разгрома врага?

II группа: Удмуртия в годы Великой Отечественной войны

1. Каков был вклад тружеников Удмуртии в общее дело разгрома врага?

2. Докажите, что республика являлась арсеналом СССР.

3. Формы помощи школьников Удмуртии фронту и тылу в годы войны?

III группа: Строительство железной дороги Ижевск Балезино

  • Цель строительства железной дороги Ижевск – Балезино.
  • Что вы знаете об условиях жизни и быта строителей дороги Ижевск - Балезино?
  • В чём выражался трудовой подвиг строителей железной дороги Ижевск – Балезино?

IV группа: Балезинский район в годы Великой отечественной войны

  • В чем выражалась мобилизационная сила лозунга «Всё для фронта, всё для победы» для жителей Балезинского района?
  • Каков был вклад тружеников Балезинского района в общее дело разгрома врага?
  • Движение за сбор средств в Фонд обороны.

Учащиеся представляют результаты обсуждения вопросов и заданий в группах, задают друг другу вопросы.

IV этап. Решение проблем урока

  • «В истории России войны – это тяжелый труд всего народа».
    В.О.Ключевский
  • «Тыл – это половина Победы, даже больше.»
    Г.К.Жуков

V этап. Подведение итогов работы

Написание синквейна:

Тыл в годы Великой Отечественной войны
Удмуртия в годы Великой Отечественной войны
Строительство дороги Ижевск Балезино
Балезинский район в годы Великой Отечественной войны

Основные выводы, к которым учащиеся могли бы прийти в ходе урока о достижении целей, которые учащиеся ставили в начале урока.