Цель:
- Расширение и углубление знаний учащихся о роли тыла в ходе Великой Отечественной войны.
- Развитие навыков самостоятельного поиска, отбора, анализа информации по теме.
Задачи:
Предметные:
- сформировать целостное представление о значимости тыла в годы Великой Отечественной войны, способе организации жизни в тылу с целью приближения Победы.
Метапредметные:
- продолжить формирование умений анализировать, работать с текстовой информацией.
- высказывать свою точку зрения, отвечать на поставленные вопросы, рассуждать, делать выводы
- способствовать развитию умений работать в группе.
Личностные:
- способствовать формированию собственного представления о роли тыла в годы Великой Отечественной войны, воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
- способствовать формированию ответственного отношения к выполняемой работе.
Тип урока: закрепление знаний, формирование умений и навыков.
Вид урока: практикум.
Форма урока: практическое занятие обмен знаниями.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, творческий.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная.
Оборудование: доска, тетрадь, ноутбук с проектором, учебник по истории России XX - начала XXI века под редакцией Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандта М.Ю для 9-го класса, Пятецкий Л.М. История России для абитуриентов и старшеклассников. XX век. Московский лицей1995, учебник по истории Удмуртии XX века под редакцией Никулиной Т.Е. для 9 класса, Между Чепцой и Камой под редакцией администрации Балезинского района. Взгляд сквозь годы и века. Балезинский район. Ижевск. Удмуртия. 2002, Шулятьев Д.Н. «Зори над Чепцой». Балезино. Социально-исторический очерк. Ижевск. Удмуртия. 1988, тексты и задания для групповой работы.
План:
- Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.
- Удмуртия в годы Великой Отечественной войны.
- Строительство железной дороги Ижевск - Балезино.
- Балезинский район в годы Великой Отечественной войны.
Закрепление знаний, формирование умений и навыков (работа в группах, частично-поисковый метод, проблемный метод, репродуктивный метод, творческий метод).
Рефлексия. Подведение итогов.
Написание синквейна.
Оценивание работы учащихся. Лист оценивания.
+ оценивается ответ докладчика или высказывание ученика.
А+ оценивается вопрос аналитика.
+) оценивается ответ ученика, отвечающего на вопросы.
(+ оценивается вывод интегратора.
\+ оценивается ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
С+ оценивается синквейн.
Домашнее задание: написать мини-сочинение от лица работника тыла.
Ход урока
I этап. Организационный момент
Объявление темы урока. Формулировка учащимися целей урока. Запись темы в тетради. Ознакомление с ходом урока. Каждая группа получает задания по своей теме и отвечает на задания и вопросы.
Класс поделен на 4 группы. В группах выбирают ведущего, секретаря, докладчика, аналитика, интегратора, лаборанта. Ведущий организует обсуждение вопросов в группе, вовлекает в него учащихся. Секретарь фиксирует все, что относится к решению заданий. Докладчик – ученик, который является источником информации для всей группы, может быть 2 докладчика. Аналитик – ученик или ученица, которые задают вопросы представителям других групп. Интегратор связывает, обобщает, делает выводы. Лаборант рисует.
Правила:
- Регламент
- Толерантность, уважение мнения другого.
- Умение слышать и слушать.
- Доброжелательность.
- Активность.
Перед началом работы учитель выдвигает обязательное условие: все учащиеся должны участвовать в обсуждении вопросов, заданий и проблемы урока. Одни будут представлять результаты, другие – задавать вопросы или отвечать на них. Оценка ставится за логику построения ответа, за отношение к работе, за активность. Ответ должен быть аргументированным.
Постановка проблемы на урок.
Решите проблему:
- «В истории России войны – это тяжелый труд всего народа».
В.О.Ключевский - «Тыл – это половина Победы, даже больше.»
Г.К.Жуков
II этап
У каждой группы было домашнее задание: изготовление плаката, содержащего лозунги по изучаемым темам.
1. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.
2. Удмуртия в годы Великой Отечественной войны.
3. Строительство дороги Ижевск – Балезино.
4. Балезинский район в годы Великой Отечественной войны.
Представление результатов работы группы.
На выступление группы 1 минута.
III этап. Изучение основной темы
Работа в группах, проблемный метод, частично-поисковый, репродуктивный.
Учитель предлагает школьникам обсудить вопросы и задания.
Каждая группа изучает свои вопросы и задания, готовится к освещению для всего класса. Затем начинается процесс обмена знаниями, когда представители групп выступают по теме.
I группа: Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
1. Как вы думаете, какие факторы позволили Советскому Союзу в короткий срок перестроить экономику на военный лад?
2. Каких результатов в этой огромной работе удалось добиться, каковы последствия эвакуации для развития промышленности?
3. Каков был вклад тружеников тыла в общее дело разгрома врага?
II группа: Удмуртия в годы Великой Отечественной войны
1. Каков был вклад тружеников Удмуртии в общее дело разгрома врага?
2. Докажите, что республика являлась арсеналом СССР.
3. Формы помощи школьников Удмуртии фронту и тылу в годы войны?
III группа: Строительство железной дороги Ижевск Балезино
- Цель строительства железной дороги Ижевск – Балезино.
- Что вы знаете об условиях жизни и быта строителей дороги Ижевск - Балезино?
- В чём выражался трудовой подвиг строителей железной дороги Ижевск – Балезино?
IV группа: Балезинский район в годы Великой отечественной войны
- В чем выражалась мобилизационная сила лозунга «Всё для фронта, всё для победы» для жителей Балезинского района?
- Каков был вклад тружеников Балезинского района в общее дело разгрома врага?
- Движение за сбор средств в Фонд обороны.
Учащиеся представляют результаты обсуждения вопросов и заданий в группах, задают друг другу вопросы.
IV этап. Решение проблем урока
- «В истории России войны – это тяжелый труд всего народа».
В.О.Ключевский - «Тыл – это половина Победы, даже больше.»
Г.К.Жуков
V этап. Подведение итогов работы
Написание синквейна:
Тыл в годы Великой Отечественной войны
Удмуртия в годы Великой Отечественной войны
Строительство дороги Ижевск Балезино
Балезинский район в годы Великой Отечественной войны
Основные выводы, к которым учащиеся могли бы прийти в ходе урока о достижении целей, которые учащиеся ставили в начале урока.