Цель:
- Обобщить знания педагогов о понятии «имидж», разобрать его составляющие.
- Этика общения педагога с родителями воспитанников.
- Общение в социальных сетях и мессенджерах.
Задачи:
- Формула имиджа.
- Миссия педагога.
- Важность самосовершенствования педагога (практикум).
- Этика общения с родителями воспитанников.
- Правила общения в социальных сетях.
Участники семинара: педагоги детского сада.
Введение
Слайд 1
Проблема изучения имиджа воспитателя становится актуальной в силу того, что в настоящее время в обществе достаточно активно происходят изменения связанные с влиянием социальных, экономических и демографических факторов. Современные условия, в которых мы живем и трудимся, принципиально отличаются от тех, какие были раньше. А в новых условиях нам следует вести себя и жить по-другому, соразмерно иным моделям поведения.
image (от английского) – образ, облик, изображение
Что же такое – имидж современного воспитателя? Каковы его составляющие? Давай вместе в этом разберемся. Кто же создает имидж?
Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить.
Во-вторых, имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для таких известных лиц, как политики, государственные деятели, артисты и т.п.
В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение.
В-четвертых, его создают друзья, родные, сотрудники.
Слайд 2
Формула имиджа педагога:
1.Внешний облик
2.Использование вербальных и невербальных ср - в общения
3.Соответствие образа профессии внутреннему Я
4.Личностные качества
5.Профессиональныфе умения
6.Созданная среда
7.Продукты труда
Остановимся на каждом подробнее.
Слайд 3
Внешние неподвижные коммуникации.
Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом. Воспитатель своим внешним обликом располагает к себе детей и взрослых. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых и, прежде всего, у любимого воспитателя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают воспитателю улучшить свой профессиональный имидж, добиться успеха.
Внешний имидж (“осязаемый” имидж), связанный с пятью человеческими чувствами. Это все, что можно увидеть, потрогать, понюхать, услышать, попробовать.
Слайд 4
Внешне неподвижные коммуникации:
– внешний вид персонала (одежда, прически, макияж, маникюр, аксессуары и пр.).
Классический стиль одежды. Прибранная голова. Деловой дневной макияж.
Классический маникюр. Аксессуары подходящие деловому стилю.
Слайд 5
Виды средств общения
- Вербальные (устная и письменная речь).
- Невербальные (взгляд, мимика, движения, поза, жесты, голос, интонация).
- Средства общения которые педагоги как же использую работе. Им отводится тоже большое значение.
Слайд 6
Внутренний имидж
Внутренний имидж – это взгляд на свою профессию, работу в ДОУ глазами сотрудников, а также глазами родителей и детей при общении с ними. Он проявляется в отношении сотрудников к работе, руководителю и родителям, их энтузиазме, преданности детскому саду.
Слайд 7
Структура личности
- Биологический (возраст, свойство нервной системы, задатки).
- Психологический (темперамент, особенности психических процессов, способности).
- Социально-психологический (привычки, склонности, ценностные ориентации).
Слайд 8
Личностные качества педагога
- EQ, развитый кругозор
- коммуникативные навыки
- эмоциональная уравновешенность, жизнерадостность
- стремление к максимальной гибкости
- эмпатия
- рефлексия
Слайд 9
Профессиональные умения педагога
- Умения модифицировать учебные программы
- Строить обучение в соответствии с результатами диагностики
- Умение работать по учебному плану
- Умение стимулировать когнитивные способности детей
- Умение консультировать родителей
Слайд 10
Созданная человеком среда
- оформление кабинета
- систематизация
- порядок на рабочем столе
- библиотека
- методическое обеспечение
Слайд 11
Созданные человеком продукты его труда
- конспекты занятий
- портфолио
- профессиональные конкурсы
- творческая мастерская
- творческий отчёт
- инновационная деятельность
- презентация опыта
- личный сайт
Слайд 12
Миссия педагога
Дети ориентируются в своём поведении на того человека, который с ним сейчас рядом, а особенно если говорим про ДОУ и начальную школу! (У более старших детей уже есть своё, свой внутренний стержень, система ценностей). А маленькими детьми и их поведением может управлять только тот взрослый, который с ним находится сейчас в непосредственном контакте. Потому ни у кого ещё не получалось как-то с вечера воспитать ребёнка, чтобы он утром пошёл, правильно вёл себя в школе и хотел учиться. ТАК НЕ РАБОТАЕТ!!!
Именно поэтому родители очень волнуются при выборе воспитателя, учителя начальных классов.
Слайд 13
Познай себя (практикум)
Для лучшего понимания себя, как личности, как педагога, необходимо постоянно заниматься самодиагностикой и, как следствие, саморазвитием. И сейчас я предлагаю мини-тест.
Представьте ситуацию: Вы заходите в магазин и покупаете пончик с повидлом. Но когда приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция?
1.Относите бракованный пончик назад в магазин и требуете взамен новый.
2.Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.
3.Съёдаете что-то другое.
4.Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Обратимся к результатам:
- Вариант «Отнести»: человек, не поддающийся панике, рассудительный, организованный, но иногда относится к коллегам с чувством
- Вариант «Бывает...»: мягкий, терпимый и гибкий человек. Иногда вы кажетесь нерешительным.
- Вариант «Съедаете другое» – быстро принимаете решения и быстро действуете (хотя и не всегда правильно). Авторитарный человек, требуете чёткости и ответственности.
- Вариант «Намазываете масло и т.п.» – нестандартное мышление, новаторские идеи. Готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Слайд 14
Стили общения в системе «педагог - ребёнок»
Личностные особенности педагога, безусловно влияют на стиль общения в системе «педагог-ребёнок». Ещё в 1938 г. немецкий психолог Курт Левин выделил три основных стиля делового общения:
- Демократический – широкий контакт с детьми, проявление доверия и уважения к ним. Эмоциональный контакт с ребенком. Педагог испытывает потребность в обратной связи от детей. Стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности.
- Авторитарный – избирательность по отношению к детям, используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства.
- Либеральный – безынициативность, безответственность, нерешительность в трудных ситуациях. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований.
Для эффективного образовательного процесса необходимо гибко сочетать все три стиля общения, но в основе общения должен лежать демократический стиль.
Слайд 15
Навыки конструктивного поведения
Упражнение «Яблоко и червячок»
Цель: Формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Инструкция: Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минутку, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все им любуются, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червячок и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червячку? Откройте глаза и запишите, а теперь соотнесём наши ответы из этого упражнения к способам выхода из различных ситуаций
«Раздавлю» - соревнование
- «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание
- «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс.
- «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление.
- «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество.
Слайд 16
Этика общения.
Правило трёх плюсов
1.Улыбка. Искренняя доброжелательная улыбка.
2.Имя человека.
3.Комплимент. Косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого.
Слайд 17
Этика общения.
Психологический бутерброд:
Схема:
1. Начинаем с того, что говорим хорошее, что есть в человеке
2. Затем выражаем претензию (что сейчас нам не нравится)
3. Заканчиваем хорошим (например, «верю, что сможешь…, верю, что получится… и т.п.)
Слайд 18
Правила педагогической этики при взаимодействии с родителями:
1. Обращайтесь по имени и отчеству
2. Не беседуйте второпях
3.Учитывайте личные интересы родителей
4.Умейте слышать и слушать
5.Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы
6.Хвалите ребёнка при всех, о проблемах, говорите индивидуально
7.Поведанная родителями информация не должна стать достоянием других
8.Не давайте рекомендаций, в вопросах которых некомпетентны!
9.Завершение встречи заканчивается конструктивными рекомендациями
Слайд 19
Сегодня очень популярны социальные сети и мессенджеры, в том числе их активно используют и в нашем учреждении для обсуждения различных вопросов с родителями. Это очень удобно и быстро. Но на самом деле, общение с родителями в чате мессенджеров и соцсетей не такое безобидное, как кажется на первый взгляд. Существуют определённые правила, по которым должна строиться правильная и безопасная переписка. Прежде чем запустить подобный формат общения, важно предупредить родителей о правилах общения, это поможет в будущем избежать конфликтные и другие неприятные ситуации.
Правила:
1. Пишите только по делу
2. Следите за орфографией и пунктуацией
3. Предотвращайте конфликты.
4. Держите нейтралитет
5. Призывайте не смешивать личное и деловое общение в чате
6. При необходимости приглашайте на личную беседу
7. Будьте вежливы
8. Определите временные рамки
Слайд 20
Профилактика эмоционального выгорания.
Отдых в работе педагога, делает ее намного продуктивнее.
Спасибо за внимание!