Понятие «техника» включает в себя не только двигательные качества, но и умение свободно и естественно играть на инструменте. Развитие техники широко и многогранно. Основная цель технического развития – создать такие условия, при которых технический аппарат ученика будет способен выполнять стоящую перед ним музыкальную задачу.
Особое значение следует придавать начальному периоду обучения, связанному с формированием постановочных элементов в детском возрасте. Вопросы о связи между эмоционально-слуховой и моторно-двигательной сферами всегда были и всегда останутся в центре внимания всей системы музыкального воспитания и образования.
Одним из важнейших средств формирования и развития технических навыков и техники в целом, являются специально подобранные упражнения. Работая над упражнениями, необходимо рассматривать фортепианную технику в самом широком смысле. В центре внимания должно быть освоение различных приемов игры, овладение всеми видами туше. Приемы не должны вызывать скованности, а наоборот, приводить к большей свободе, устойчивости, удобству.
Система начального обучения включает в себя следующие приемы игры:
1. перенос рук;
2. исполнение простых мелодий nonlegato;
3. переход к legato;
4. приемы staccato;
5. комбинация staccato и legato;
В течение первоначального периода обучения я ввожу в работу отдельные элементы в виде простых, доступных задач. Например: в медленном темпе учу готовить очередной палец над клавишей, для последующего взятия, учу не поднимать пальцы высоко и не опускать раньше времени. Опускание пальца в клавишу производится быстрее или медленнее, в зависимости от звуковой задачи и от темпа. В этой работе намечается экономия движений, дисциплина пальцев, активизируется внимание ученика.
В среднем темпе надо учить вести руку вслед за пальцами, очерчивая контуры фигураций, а также собирать пальцы в направлении движения, создавая условия для удобного и плавного подкладывания 1-го пальца и перекладывания через него. Эти навыки в дальнейшем будут способствовать свободному переходу к быстрым темпам.
В развитии техники ведущую роль играют кончики пальцев, живые и активные. Живое осязание клавиш пальцами является необходимым условием для видов пианистической техники, включая пассажи, скачки, октавы и аккорды. В дальнейшем, когда усложняются технические задачи, изменяются и приемы игры на инструменте. Первоначальные навыки будут являться той необходимой основой, без которой было бы невозможно техническое развитие учащегося.
Опыт показывает, что навыки пальцевой мелкой техники должны прививаться уже с первых шагов обучения. В легчайших произведениях, предназначенных для начальных месяцев обучения, все пять пальцев размещаются по ступеням в пределах квинтовой позиции. В этом наиболее удобном для детской руки позиционном положении пальцы находятся в естественном, непринужденном состоянии, позволяющем развивать в равной мере навыки кантиленой и подвижной игры. Значение позиционной игры, как исходного момента в развитии техники отмечается видными пианистами.
Для одновременного развития техники обеих рук полезны симметрично расположенные технические фигуры в партиях обеих рук, исполняемые синхронно совпадающей аппликатурой.
Крупная техника в подвижных пьесах встречается реже. Вместе с тем следует отметить необходимость овладения элементарными приемами аккордово-интервальной техники. В ней используются неширокого расположения двухзвучные и трехзвучные аккорды, исполняемые на коротких отрезках приемами nonlegato.
Особое значение имеет, на каком материале основывается техническое развитие учащегося. Обязательным условием является грамотно продуманный репертуарный план ученика.
В раннем возрасте маленьким исполнителям свойственно сосредотачивать своё внимание на интересном, ярком, занимательном. Как известно, детским пьесам, особенно подвижным, присущи свои специфические закономерности фактуры. Чаще всего каждому элементу музыкальной ткани, либо партии отдельной руки, соответствует свой игровой прием. В отличие от канителенных пьес, которые характеризуются плавностью, пластичностью, здесь на первый план выступают четкая синтаксическая расчлененность изложения, острота ритмической пульсации, частые смены артикуляционных штрихов, яркие динамические сопоставления.
В этих пьесах, как правило, прослеживается органическая связь технических средств с метроритмом, которая влияет на естественное усвоение, как ритма, так и двигательных навыков в их единстве.
Чтобы извлечь из подвижных пьес максимальную пользу, я обращаю внимание не только на технические задачи, но и на возможно более тщательную музыкальную отделку произведения. Надо обязательно помнить, что работа над хорошим качеством звучания, над фразировкой даже в самых, казалось, элементарных технических фигурах, воспроизведение всех деталей голосоведения – все это в большей степени способствует успешному преодолению технических трудностей.
При знакомстве с технической пьесой, помимо обычного разбора нотного текста, полезно провести специальный технический разбор – выяснить особенности фактуры и объяснить, какие трудности его ожидают. Это поможет избежать ненужных ошибок уже на начальном этапе работы, ведь работая с технической пьесой, включая её в репертуар, мы имеем цель – развить у ученика такое качество, как ясность и точность выполнения всех деталей текста.
Уже в самом начале работы следует найти желаемую звуковую краску, пульс движения, элементарные нюансы, а также технические средства, которые следуют из характера и которые помогут раскрыть образное содержание музыки.
Способы работы
При работе над преодолением технических трудностей следует использовать все возможные приемы – например, такие как:
1. вычленения;
2. многократные повторения;
3. проигрывание в различных темпах;
4. применение специально подобранных упражнений;
5. темпо-динамический прием.
Нет необходимости, однако, в каждой подобной пьесе использовать все приемы, способы. Следует выбрать те, которые полезны в данном случае и для конкретного ученика, которые приведут к осуществлению намеченной цели.
Детальная проработка.
Вычленение.
На этом этапе идет работа над музыкальными фрагментами, но при этом не следует чрезмерно дробить музыкальную ткань. Необходимо работать над отдельными элементами звуковой ткани и сразу объединить их в более цельные построения. Игру отдельными руками также не стоит слишком затягивать, ученик как можно раньше должен включить в работу обе руки.
Повторения.
Повторения не должны быть бессмысленными копиями. Постоянно должно присутствовать необходимое улучшение(раз от раза). Каждое следующее должно качественно отличаться от предыдущего.
Важно, чтобы ученик смог представить, как следовало бы сыграть ту или иную фигурацию, пассаж, техническую формулу. Здесь необходимо подключить показ педагогом сложных элементов музыкальной ткани, тогда ученик услышит, к чему ему следует стремиться. Его работу нужно наполнить смыслом, тогда она ему не наскучит.
Медленный темп.
Что касается медленного темпа, то без игры в медленных темпах просто не обойтись. Медленный темп позволяет ученику все тщательно рассмотреть, услышать, увидеть, вникнуть во все детали.
Медленный темп, если им пользоваться умело и со знанием дела, служит фундаментом будущего исполнения произведения. Нередко игра в медленном темпе для учащегося сплошное страдание. Но достаточно поставить перед учеником новую задачу, сменить характер деятельности, направить на достижение новой цели: звуковой, ритмической, поиск новых ощущений, гибкости, пружинистости, кистевых движений – и работа наполнится смыслом.
Работа в различных темпах.
Работа в различных темпах начинается на том этапе, когда произведение более или менее выстроено. Ускорять движение следует постепенно и плавно, а не резким рывком. Двигаться к быстрому темпу понемногу, маленькими шажками, «наращивать».При увеличении темпа исполнения музыкального произведения вступает в силу закон экономии движений.
Быстрый темп – мельче, расчетливее движение пальцев. Нельзя тратить силы на лишние движения! Амплитуда самих движений должна быть сведена к минимуму. При ускорении темпа заметно усиливаются мышечные зажимы. Необходимо находить те моменты, когда можно сбросить, «стряхнуть» мышечное напряжение. Необходимо научить ученика мышечной саморегуляции, научить его контролировать свои ощущения, отдыхать во время игры.
Чрезмерно быстрые темпы идут не во благо художественному качеству игры, ее содержательности и глубине. Бытует мнение, что спешат не от легкости в пальцах, а от легкости в мыслях.
Задача педагога – научить своего воспитанника играть предусмотрительно, предвосхищать мысленно предстоящие трудности, смену пальцевых комбинаций, заблаговременно готовить к ним руки. Голова должна идти впереди рук!
Сочетание темпа и динамики.
На этом этапе идет работа над формой и художественным пианистическим воплощением.Обычно при переходе к трудным эпизодам музыкального произведения одни ученики начинают замедлять темп и «уплотнять» звучность, другие – наоборот стараются «проскочить» сложное место и ускоряют движение.
Следует особо обращать внимание ученика на раскрытие образного содержания пьесы, следить за тем, чтобы при усилении динамики не было наращивания или замедления темпа.
Главная задача педагога на этом этапе – научить ребенка сначала представить всю картину (план) исполнения музыкального текста, а затем – исполнить его на едином дыхании, используя все необходимые детали нюансировки.
Фразировка.
Не должна оставаться без внимания и фразировка. В технических пьесах и этюдах над фразировкой следует работать особенно внимательно. Мотивы, границы фраз и предложений в них не всегда, четко просматриваются.
Ученик должен уяснить для себя строение мелодии, ее членение на отдельные построения и их взаимодействие, найти «интонационные точки» - наиболее значительные звуки, аккорды. Далее следует помочь ученику обнаружить и почувствовать моменты «дыхания», то есть – найти цезуры.Без этого, даже виртуозно исполненная пьеса, потеряет тот художественный замысел, который вложил в нее композитор.
Аппликатура.
Особое место в работе над пьесами подвижного характера, техническими миниатюрами, отводится аппликатуре.Педагогу необходимо уже на начальном периоде обучения воспитать у ученика аппликатурную дисциплину. При этом навыки сознательной ориентировки в аппликатуре вырабатываются достаточно долго, требуют постоянной сосредоточенности, вдумчивости, аккуратности.
Итог, к которому я стремлюсь – это единство темпа, ясность ритмической пульсации, выразительность интонирования, свободное управление сложными техническими приемами.
Используемая литература
1. Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста», М.Советский композитор, 1989.
2. Милич Б.Е. «Воспитание ученика-пианиста», 1982.
3. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», М.Музыка, 1987.