Роль детской художественной литературы в речевом развитии ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: чтение, книга, родители, художественная литература, ребенок, дошкольное детство


Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но, и это главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом формируется нравственная и культурная основа его личности.

Приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку читающему и, как следствие много знающему должно всячески демонстрировать и воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного детства, а не со школьных лет, как было ранее. Процесс чтения и понимания текста, вдумчивого к нему отношения не только способствует  восприятию целостной картины мира, но и служит духовному единению людей вне нации, рас, религий, сословий и т.д., учит пониманию и взаимоуважению.

«За свою продолжительную историю общество не придумало механизма более совершенного, чем чтение, чтобы формировать сознание, духовный мир человека. Справедливо утверждение: если люди перестанут читать, они перестанут думать». Ненашев М.

Главная задача воспитателя, приобщающего своих подопечных к детской литературе и детскому чтению, — не только воспитывать и развивать самих детей, но еще и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в той программе, по которой работает дошкольное учреждение.

Главная задача родителей — воспринять и совместно с воспитателем реализовать идеи этой программы, изменить или скорректировать свои представления о детской литературе и детском чтении, о путях и способах приобщения ребенка к книге.

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, не лениться читать, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств, и тогда он и не заметит, как и когда рядом с ним вырастет содержательный и глубокий человек.

 Быть грамотным читателем важно не только для самого человека: ничто «...так не характеризует степень общественного  развития, степень общественной культуры, как уровень читающей публики в данный исторический момент». Н.А.Рубакин

Сегодня, когда чтение перестало быть предпочтительным занятием для детей, когда книга перестает быть для них объектом внимания и интереса, взрослые должны направить свои усилия на то, чтобы в детских сердцах и сознании нашлось место увлечению чтением, обдумыванию смысла прочитанного.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Человек читающий умеет пользоваться информацией, исследовать ее. В наше время умение извлечь информацию, способность принимать правильное и быстрое решение на основе ее анализа ценится как высокое профессиональное достижение.

Чтение — это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

О том, что нужно сделать для этого, мы и будем говорить с вами. Но сначала запомним:/читая ребенку, мы читаем себе, мы вместе с малышом проживаем и переживаем прочитанное, задумываемся над ним, выражаем эмоции, какими бы они ни были, ищем способы пробуждения интереса к книге и используем их, какими бы парадоксальными они ни казались. В этом процессе запрещено одно: здесь нельзя оставаться безучастным, холодным исполнителем чужой воли, чужих рекомендаций.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И.Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А.Сухомлинского, «чтение книг  –  тропинка, по которой умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Автор Ушакова О.С. считает, что художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстети-ческое восприятие.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом — силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.