Сказка Царевна-лягушка

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: сказка, духовно-нравственное воспитание, Царевна-лягушка


Цель: создать условия для духовно-нравственного воспитания учащихся через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины.

Задачи:

  • выявление основной идеи сказки;
  • формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа;
  • воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях;
  • понимание смысла сказки, что в жизни русские люди любили друг друга, стремились уважать старших как более знающих, быть послушными и следовать правилу «за добро добром и платят».

Оборудование: мультимедийная презентация, картинки.

Словарь: глупость, зависть, злость, каравай, пир, карета, тридесятое царство, ларец, Кощей, Василиса Премудрая, Иван-царевич.

Ход занятия

1. Организационный момент

– Сядьте правильно. Слушайте внимательно. Говорите правильно. Сейчас урок литературного чтения. На уроке мы будем говорить, думать, читать, отвечать на вопросы, рисовать.

– Что мы будем делать?

– Мы будем …

2. Cлуховая перекличка

– Как меня слышишь, …?

– Назови любые сказки, которые ты знаешь?

3. Фонетическая ритмика

– Какой контрольный звук на этой неделе? («Ж-З»)

– Слушайте и повторяйте.

Слоги: Слова:
жа-за жаба– забор
жу-зу журнал – зубы
жи-зи жираф – зима

(Речевой материал на доске. Слоги и слова сначала произносит учитель, потом вместе с учениками, потом один из учеников повторяет самостоятельно).

4. Основная часть

– Ребята сегодня на уроке мы будем разбирать сказку Царевна-лягушка, которую вы читали дома. (слайд 1)

– Давайте вспомним, кто написал сказку Царевна-лягушка? У нее есть автор? Правильно ребята это русская народная сказка, у нее нет автора.

– Назовите главных героев сказки? Иван-царевич, Василиса Премудрая, Кощей. Посмотрите на картинки и покажите мне этих героев. (слайд 2)

– Давайте начнём разбирать сказку с самого начала, чтобы вам было все понятно.

– Каким образом Иван-царевич нашел свою суженую? (Стрела указала) (слайд 3)

– Откройте тетради и нарисуйте стрелу, которую поймала лягушка.

– Ребята, а вы как думаете, почему Иван-царевич лягушку в жены то взял, ведь он не знал, что она царевной окажется? (Потому что батюшка сказал: «Куда стрела упадет, там и ваша суженая». Иван-царевич ослушаться отца не смел. В этом выражалось послушание Ивана-царевича своему отцу).

– После свадьбы всех сыновей, какое было первое задание царя? Давайте найдем в сказке и прочитаем. А теперь нарисуйте в тетрадях каравай хлеба, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса. (слайд 4)

– Какое было второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками соткать ковер? Найдите и прочитайте, что сказал царь, когда увидел ковер Василисы? (слайд 5)

– Давайте найдем в сказке третье задание царя? (И тут же отдал царь новый приказ: чтобы все три царевича явились к нему на пир со своими женами. Хочет царь посмотреть, которая из них лучше танцует).

– Ребята, посмотрите на рисунок царевны в танце. Прочитайте слова, которые написаны внизу под рисунком. «А сама-то величава, выступает будто пава». Как вы понимаете эти слова? (слайд 6)

– Догадались, почему третье испытание для невесток – танец? (В танце человек весь на виду: и красота, и ум, и величавость, и внутреннее достоинство, и... скромность.)

– Посмотрите на картинку и вспомните, что складывала в рукава Василиса, и что у нее получилось, когда она пошла танцевать?

– А теперь найдем в сказке как пошли танцевать жены других сыновей царя. (Пошли танцевать жены старших царевичей. Как махнули своими левыми рукавами – только всех гостей забрызгали; как махнули правыми – костями-огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.)

– О чем говорит такое поведение невесток? (Об их глупости и завистливости)

– После пира, что сделал Иван-царевич с лягушачьей кожей?

– Как поступил Иван? (Своевольно) (слайд 7)

– Какие мудрые слова сказал ему старичок? (Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было)

– Какую мысль народ хотел донести до нас словами этого старичка? (Нельзя поступать своевольно, неразумно. Необдуманный поступок может привести к беде)

– Что дал Ивану старичок? (слайд 8)

– Нарисуйте клубочек, за которым пошел Иван-царевич.

– Каких зверей встретил Иван-царевич на своем пути, выбери картинки.(слайд 9)

– Почему Иванушка не тронул ни медведя, ни селезня, ни зайца, щуке помог? (Пожалел, сжалился)

– Скажите ребята, какой Иван? (добрый, жалостливый, умный)

– Куда затем привел клубочек Ивана?

– Ребята, расскажите о бабе-яге какая она в этой сказке, найдите описание в тексте. (слайд 10)

– Какую тайну рассказала Ивану баба-яга?

– Когда Иван нашел дуб, кто ему помогал? Этот дуб – воплощение добра или зла? Как вы думаете, одному Ивану-царевичу одолеть это зло? Где находилась Кощеева смерть? Нарисуйте на вершине дуба ларец, в котором находится Кощеева смерть. (слайд 11)

– Почему Ивану-царевичу все-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея?

– Почему звери помогали Ивану-царевичу? (Он их пожалел, и они его пожалели)

– Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?

– Русский народ даже такую пословицу сложил: «За добро добром и платят».

– А теперь давайте вспомним всю сказку, и попробуем по сюжетным картинкам восстановить порядок действий в этой сказке.

5. Итог урока

– На уроке мы вспомнили и разобрали волшебную сказку Царевна-лягушка, нарисовали много рисунков и восстановили всю сказку по порядку.

– А теперь скажите мне ребята, какая главная мысль этой волшебной сказки? (слайд 12) (надо быть добрым ко всем и добро к тебе вернётся, добро всегда побеждает зло)

– Ребята вам понравился урок, было интересно?

Презентация