Героическая оборона Петропавловска во время Крымской войны 1853–1856 гг.

Разделы: История и обществознание, Краеведение

Класс: 9

Ключевые слова: краеведение, история, Крымская война 1853-1856 гг.


Тип урока: комбинированный урок.

Цели и задачи урока. В результате проведения занятия учащиеся смогут:

  • понять, почему во время Крымской войны Петропавловск стал местом сражений;
  • они познакомятся с подвигами участников обороны города, выразят свое отношение к событиям и людям;
  • будут анализировать документы, работать с картами, физическими и контурными;
  • устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, характеризовать исторических деятелей.

Основные понятия: сферы влияния, десант.

Оборудование.

  1. Физические карты мира и Камчатской области (настенные).
  2. Меловая схема Петропавловской губы на доске.
  3. В.Д.Сергеев. «Страницы истории Камчатки». Учебно-методическое пособие. – Петропавловск-Камчатский, Дальневосточное книжное издательство, Камчатское отделение, 1992. с. 122-138.
  4. Камчатка XVII–ХХ вв. Историко-географический атлас / Под ред. Н.Д.Жданова, Б.П.Полевого. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997. - с. 89.
  5. Таблица «Характеристика противоборствующих сторон».
  6. Иллюстрации или слайды памятников обороне.
  7. Рабочая тетрадь, с. 39-41.

Литература для учителя.

  1. Витер И.В., Смышляев А.А. Город над Авачинской бухтой. – Петропавловск-Камчатский, Камчатский Печатный Двор, 2000.
  2. Ирина Витер. Хроника строительства города Петропавловска (1740-1923). – Петропавловск-Камчатский, Издательский Центр типографии СЭТО-СТ, 1997.
  3. Памятники Петропавловска-Камчатского. – Петропавловск-Камчатский, Дальневосточное книжное издательство, Камчатское отделение. 1989.
  4. Пирагис А.П. Петропавловск-Камчатский. – Петропавловск-Камчатский, Дальневосточное книжное издательство, Камчатское отделение. 1986.

План урока.

  1. Опрос по предыдущей теме.
  2. Мотивация. Целеполагание.
  3. Изучение нового материала.
    1. Международные отношения в середине ХIХ века.
    2. Стратегическое положение Петропавловского порта.
    3. Оборона Петропавловска, ее результаты.
    4. Камчатка – забытая окраина России.
  4. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель

Учащиеся

1

Орг.момент

Александр Пирагис. Петропавловск-Камчатский. Улицы города рассказывают (http://www.piragis.ru/)

Витер И.В., Смышляев А.А. Город над Авачинской бухтой.

Сергеев В.Д. Страницы истории Камчатки

http://kamchatka.pro/o_kamchatke/vchera/

Д/з: Сообщение (3-5 мин) или презентация (10 мин) об на одну тему: «Герой обороны Петропавловска».
«Памятные места обороны 1854 года на Камчатке»
Подготовиться к к/р по пройденным темам.

2

С началом XIX века закончилась первая страница освоения и изучения Камчатки. События, свидетелями которых был наш город в тот период, ставят его в один ряд с историческими местами, связанными со значительными географическими открытиями в мире. Это сумели высоко оценить наши предшественники, которые воздвигли памятники В.Берингу, Ж.-Ф.Лаперузу, Ч.Кларку, а также наши современники, назвавшие именами И.Ф.Елагина, А.И.Чирикова, Г.Стеллера, С.П.Крашенинникова и В.Беринга улицы города.
Благодаря своему удобному положению Авачинская губа стала базой русских кругосветных и полукругосветных плаваний, которые оказали значительное влияние на развитие Камчатки. Свыше 30 раз заходили в XIX веке в порт суда во время кругосветных плаваний, корабли почти всех известных мореплавателей бросали здесь якоря.
9 апреля 1822 года было утверждено новое положение о Камчатке. Им определялось пребывание начальника Камчатки в Петропавловской гавани, и теперь он подчинялся сибирскому генерал-губернатору. Петропавловская гавань становилась административным центром Камчатки.
Первым начальником Камчатки и Петропавловской гавани (1817—1822) стал капитан I ранга Петр Иванович Рикорд (впоследствии адмирал).
В 1822 году поселение на берегу Авачинской губы было возведено в ранг российских городов под названием Петропавловский порт.
Постепенно город рос. В 1830 году по сравнению с 1804 годом число жителей увеличилось более чем в пять раз и насчитывало около 1000 человек.
В 1849 году Камчатку посетил Н.Н.Муравьев, назначенный в 1847 году генерал-губернатором Восточной Сибири. По его предложению о перенесении Охотского порта в Петропавловский 2 декабря 1849 года последовал указ об образовании самостоятельной Камчатской области. В соответствии с этим указом Петропавловский порт становился главным портом на Тихом океане.
В феврале 1850 года первым камчатским военным губернатором и командиром Петропавловского порта был назначен капитан I ранга Василий Степанович Завойко.

1803 г. – Камчатка – самостоятельная административная единица, областное управление, центр Верхнекамчатск.
1812 г. – упразднение областного управления, подчинение Камчатки Иркутскому губернатору, административный центр – Петропавловский порт, должность – начальник Камчатки.
1822 г. – Приморское Камчатское правление (Камчатка, Чукотские и Анадырский края), подчинение Восточно-Сибирскому генерал-губернаторству. Петропавловский порт получает статус города.
1849 г. – образована самостоятельная Камчатская область, управление – военному губернатору из чинов Морского ведомства. Подчинение генерал-губернатору Восточной Сибири.
1851 г. – был утвержден первый герб Камчатской области.

Причины, вызвавшие административные изменения.

- Заинтересованность правительства России в присутствии военного флота в Тихом океане, усиление стратегической роли Камчатки в связи с нарастающей активностью европейских держав в Тихом океане.

- Сообщение с Русской Америкой.

В середине XIX века возрос интерес правительства Российской империи к территории из-за выгодности ее стратегического положения. Именно этот фактор был определяющим в изменении административного статуса Камчатки.

Почему изменился административный статус Камчатки в первой половине ХIХ века?

Ру́сская Аме́рика — совокупность владений Российской империи в Северной Америке, включавшая Аляску, Алеутские острова, архипелаг Александра и поселения на тихоокеанском побережье.

3 Изучение нового материала
1. Какие страны были вовлечены в Крымскую войну?
1. Россия, Фр, Англ, Турция, Австрия, Сардиния.
  2. Каковы были цели участия в войне у России, Великобритании и Франции?

РОССИЯ: отделение балканских владений Османской империи, населённых православными народами.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: вытеснение России с черноморского побережья Кавказа и из Закавказья.

ФРАНЦИЯ: укрепление личной власти Наполеона III.

  3. Какова была главная причина нападения на Петропавловск? 3. борьба великих держав за господство на морях и, в частности, на Тихом океане.
 

4. Эскадра из каких стран напала на Петропавловск?

К середине XIX века Петропавловск был главным портом России на Тихом океане. Население на 1853 год в порту составляло 1410 человек, во флотском экипаже, расквартированном здесь же 486 человек. В городе функционировали школа кантонистов и штурманское училище, мастерские, библиотека, госпиталь, при нем городская больница, собор.
Кантони́сты — малолетние и несовершеннолетние сыновья нижних воинских чинов

4. Англо-французская
  5. Какие мероприятия были проведены для укрепления Петропавловского порта? 5. Прочитать текст на с. 123 со 2 абз. сверху
  6. Какие были недостатки в подготовке к обороне?
ТАБЛИЦА
6. Прочитать текст на с. 134, документ
  7. Какого числа англо-французская эскадра вошла в Авачинскую губу? С дальнего маяка сообщили: "Вижу эскадру, состоящую из шести судов". В Петропавловском порту объявили тревогу. Теперь в течение десяти дней город находился на военном положении. Началась героическая оборона города.
Перед приходом вражеской эскадры шли продолжительные дожди, затрудняя и без того сложные условия подготовки к встрече с неприятелем.
Батарея - сооружение (укрепление) или изделие (плавучая батарея), предназначенное и обслуживаемое подразделениями артиллерии армии или флота.
7. 17 августа 1854 года англо-французская эскадра вошла в Авачинскую губу.
  8. Какие укрепления были сооружены?
Батарея № 1 (командир – лейтенант Петр Федорович Гаврилов*) – Сигнальный мыс. Защищала вход во Внешнюю гавань с западной стороны. Вооружена была тремя 36-фунтовыми пушками и двумя бомбическими, двухпудовыми. Команда – 63 нижних чинов и обер-офицер.
Батарея № 2 (командир – лейтенант Дмитрий Петрович Максутов*) – на Кошке, у основания косы, около материка, сильнейшее из всех укреплений. Обороняла вместе с батареей № 3 внутреннюю гавань (Ковш) с восточной стороны. Хотя эта батарея сильно выдавалась вперед, неприятель мог достичь ее, только продвинувшись за батарею № 1; вооружена десятью 36-фунтовыми пушками и одной длинной 24-фунтовой, снятой с «Авроры». Команда – 127 человек и гардемарин О.А.Давыдов.
Недалеко от этой батареи, в отлогости горы, находился ее пороховой погреб. Он мог быть виден неприятелю, поэтому его «одели» дерном и кустами. Рядом была голая земля и противник во время боя стрелял туда, думая, что там что-нибудь есть.
Батарея № 3 – (Смертельная), (командир – лейтенант Александр Петрович Максутов*) на Лаперузовскомперешейке (Седле) между сопками Сигнальной и Никольской. Защищала Ковш с западной стороны и лежащий напротив город. Вооружение – пять 24-фунтовых длинных орудий (с «Авроры»). Команда – 51 человек. Для прикрытия прислуги на батарее № 3 позади платформы были вырыты ровики.
Батарея № 4 (командир – мичман Василий Иванович Попов*) – на уступе возвышенности Красный Яр горы Петропавловской, к югу от батареи № 2 и ближе к выходу в Авачинскую губу. Обороняла вход во внешнюю гавань с восточной стороны тремя длинными 24-фунтовыми орудиями с «Авроры». Команда – 28 человек и гардемарин Г.Н.Токарев.
Батарея № 5 – на восточном Берегу Ковша, против Седла (Лаперузовского перешейка) с 5 старыми медными и мелкокалиберными (6-фунтовыми) орудиями. Она могла обстреливать только Лаперузовский перешеек и то, если бы в гавани не стояли корабли. Во время сражений оставалась бездействующей.
Батарея № 6 – (командир – поручик, корабельный инженер К.Я.Гезехус*) – на берегу Култучного озера и к северу от Никольской горы. Орудия стояли прямо на земле и предназначались для стрельбы картечью по десанту в случае движения его в обход Никольской горы с севера, по дороге вгород. Вооружена была четырьмя короткими 18-фунтовыми пушками с «Двины» и шестью 6-фрунтовыми орудиями. Команда – 31 человек.
Батарея № 7 – (командир – Василий Кондратьевич Коралов) на низменном перешейке между Авачинской губой и Култучным озером, к северо-западу от Никольской сопки. Предназначалась для действий против десанта. Вооружена была пятью 24-фунтовыми пушками с «Авроры». Команда – 49 человек. Из-за отсутствия холста и времени для изготовления мешков с землей, на батарее № 7 баррикады устроили из мешков с мукой.
Наспех воздвигнутые батареи страдали рядом недостатков и, прежде всего, одним общим – полной неприкрытостью со стороны моря.
  9. В каких числах произошли главные сражения?
Никольская сопка стала главной ареной боя и вместила такое количество людей, какого она еще не видела. На вершине стороны сошлись и схватились врукопашную. Англо-французскому десанту, общей численностью более 700 человек противостояло всего около 300 защитников города. Не выдержав напора русских бойцов, противник бежал. Подобрав остатки десанта, вражеские корабли отступили, а 27 августа покинули Авачинскую губу.
От обстрела неприятельскими кораблями в городе пострадало 16 домов. Потери среди защитников составили 37 человек; 78 человек были ранены. Противник потерял около 350 человек.
Победителей и побежденных похоронили у подножия Никольской сопки.
9. 20 и 24 августа

 

10. Почему академик Тарле назвал оборону Петропавловска «Лучом солнца, вдруг прорвавшимся сквозь мрачные тучи».

Вскоре весь мир узнал о подвиге воинского гарнизона Петропавловского порта. Успех защитников далекой окраины на фоне неудач в Крыму произвел на всех в России сильное впечатление. Слово "Петропавловск" стало символом мужества и героизма.

10. 1854-1855 – оборона Севастополя, Крымская война завершилась осадой Севастополя

4 11. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев, чтобы спасти гарнизон от явной гибели, в конце 1854 года принял решение. Какое он принял решение? 11. решение о переводе Петропавловского гарнизона к устью Амура.

 

12. Почему он принял такое решение?

12. ничтожны были боеприпасы и мал был гарнизон. В этих условиях вновь отстоять город было практически невозможно. Надежда получить помощь была равна нулю, а вражеская эскадра могла прийти ранней весной.

  3 апреля по каналу корабли прошли к чистой воде и через два дня покинули Авачинскую губу.
В городе за командира был оставлен Н.А.Мартынов с отрядом казаков для борьбы с неприятелем, если тот двинется в глубь Камчатки. С приходом врага отряд должен был переместиться в село Авача.
Вражеская эскадра вошла в губу 17 мая 1855 года. Но ее ждало разочарование: город был пуст. Добиться реванша не удалось.

5

Оборона Петропавловского порта – одна из славных страниц в истории Камчатской области.
Горстка русских людей, заброшенных на дальневосточные окраины России, не имея в достаточном количестве оружия и продовольствия, сделала все, чтобы не отдать захватчикам ни пяди родной земли.
Петропавловцы проявили большой патриотизм, чудеса храбрости и самоотверженности при выполнении гражданского долга. Своим подвигом они умножили летопись героических традиций русского народа.
Крошечный городок на краю земли стал на некоторое время центром внимания всего мира. Весть о героизме петропавловцев облетела весь земной шар. Петропавловские бои были отдаленным, но громким отголоском войны, главный военный театр которой происходил в Европейской России.

6

Учитель кратко рассказывает об изменении международной обстановки причинах потери интереса правительства России к Камчатке и последствиях этого, о решении правительства переместить базу военного флота из Петропавловска в устье Амура, о нападении англо-французской эскадры в мае 1855 года. В 1856 году Камчатская область преобразовывается в Петропавловский округ. Он отмечает, что в результате этих событий Камчатка снова превращается в забытую окраину России. Меняется и облик города. На 1896 год там проживает 373 человека, одно городское училище, одна больница, библиотека, церковь, метеостанция. Сам порт служил местом, куда изредка заходили охранные крейсера. Правда, с 1875 года началось грузо-пассажирское обслуживание.

7

С окончанием Крымской войны главным русским портом на Дальнем Востоке стал Николаевск-на-Амуре, затем, с 1871 года, — Владивосток. Камчатка из области в 1856 году была преобразована в округ с подчинением Приморской области. И теперь в этом, некогда оживленном и бойком районе Тихого океана жизнь замерла до начала XX века. Прекратились кругосветные путешествия. Царское правительство в 1867 году продало США за 7,2 миллиона долларов Аляску и Алеутские острова; с этим прекратила свою деятельность Российско-Американская компания. Петропавловский порт оказался в стороне от морских торговых маршрутов и стал приходить в упадок и запустение.
О Петропавловске того времени имеются скудные сведения. Интересна заметка о городе 1866 года, написанная будущим ученым и флотоводцем Степаном Осиповичем Макаровым и опубликованная во владивостокской газете "Восточное Приморье". В ней он отмечал, что в центре города стоит церковь, с ее левой стороны — дома служащих, а с правой — обывателей, что всего домов и построек насчитывалось 121, в них жил 471 человек (в том числе 208 женщин); что собак имелось 408, а лошадей — 8.
3 апреля 1856 года губернатором был назначен капитан I ранга П.В.Казакевич, а летом 1858 года начальником города и Петропавловского округа стал капитан-лейтенант Н.А.Сутковой.
Петропавловск в конце XIX и начале XX века больше походил на деревню с неказистыми домишками. Все описания города того времени похожи друг на друга: отмечена его забытость и убогость. Население города не увеличивалось, а даже сокращалось. Так, в 1890 году оно составляло 506 человек, а в 1900 году — только 383.
Город представлял собой одну улицу — от Култучного (по-местному — Култушного) озера до песчаной косы (ныне на этой косе стоит здание морского вокзала), — заросшую травой, непроходимую в ненастье, с ветхими мостиками через сбегавшие с сопок ручьи. Дома были построены из плохого леса, покрыты чаще березовой корой, в заплатах из жести. Связь с материком была слабой. В порт заходило до 30 кораблей в год, но в большинстве своем они были японскими и американскими.
Вот как увидел его в 1881 году автор книги "Во льдах и снегах" У.Гильдер: "Дома очень малы и срублены по большей части из плохо обструганных бревен; беднейшие из них крыты соломой. Многие правительственные здания, так же точно, как и товарные склады русского пушного Общества и жилища почетнейших граждан, выстроены из досок, привезенных издалека, и прекрасно выкрашены. Из числа улиц существует только одна, которая достойна носить это название, да и та имеет всего лишь футов 30 в ширину. Дома, видимо, выстроены без всякого внимания на направление этой так называемой улицы и возвышаются там, где понадобилось и заблагорассудилось их владельцу".