Продолжительность использования на занятии: 5-7 минут.
Предназначение: для повторения и закрепления пройденного материала.
Цель: формирования у младших школьников с ОВЗ процессов восприятия и дифференциации звуков речи, как необходимой основы для дальнейшего формирования правильного навыка чтения и предупреждения акустической (фонематической) дислексии.
Принцип работы – решение следующих задач:
- Развитие слуховой памяти и внимания;
- Развитие навыков слухового самоконтроля;
- Формирование четкого слухового образа звука;
- Развитие умения дифференцировать звуки речи.
Коррекционная работа по развитию у детей с ОВЗ способности к восприятию и дифференциации звуков речи проводится на протяжении подготовительного и основного этапов логопедического воздействия.
Форма использования: при фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работе с учащимися.
Авторский подбор: система коррекционно-развивающих упражнений для использования учителями-логопедами, педагогами-психологами, учителями начальных классов, воспитателями (в группе продленного дня).
Подготовительный этап
Началом этого этапа послужит подготовительная работа по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков: «Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?». Опишем некоторые из них:
«Колокольчик». Водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Кто-то из детей звонит в колокольчик. Водящий должен отгадать, кто это сделал.
«Далеко-близко». Кто-то из детей стоит то близко, почти вплотную к водящему, который стоит с закрытыми глазами, то отходит от него и называет его имя. Водящий должен узнать, кто это сделал.
2. Работа над ритмом.
Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отстукивание ладонями по столу, отхлопывание в ладоши, оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол с использованием музыкальных инструментов: барабана, бубна, металлофона.
Виды работ:
а) сравнение ритмов: / //, // …. // /;
б) узнавание ритмов и соотнесение с определенным ритмическим рисунком;
в) воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;
- отстукивание простого ритма, состоящего из двух компонентов (///, //, ///).
- воспроизведение сложных ритмов, состоящих из трех и более компонентов (//, //, //, ///, ///).
- ритмы можно отхлопать в ладоши, отстукивать по какой-либо поверхности (столу, книге и т.д.).
г) задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: /, //, ////;
д) произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;
е) воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка – символ «-») и коротких (барабан, бубен – символ «+»). Ритмический рисунок может быть следующим: - +, + + - и т.д.;
ж) инсценировки сказок: вкратце рассказывается сказка. Реплики произносятся то низким, то средним, то высоким голосом. Ребенок должен угадать, кто говорит.
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции, под счет: кулак-ребро-ладонь.
5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение одновременных движений: кулак (левая рука) – ребро (правая рука) и т.д.
6. Упражнения на переключения (графические): .+.+, 0-0-.
По мере формирования вышеуказанных навыков, начинаем параллельно вести работу на вербальном материале.
Полностью текст работы приведен в Приложении.