Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) определяет цель основного общего образования в России таким образом: подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующейся в традициях российской и мировой культуры, с устоявшейся системой ценностей и потребностей, личности, способной к успешной социальной адаптации, способной осуществлять осознанный выбор профессионального образования, вести трудовую деятельность и работу по самообразованию и самосовершенствованию.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС определены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, творчество, наука, искусство и литература, природа и человечество.
Для того чтобы работа по воспитанию перечисленных духовно-нравственных ценностей была эффективна, в своей педагогической практике я широко использую информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Информационно-коммуникационные технологии в педагогике называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, смартфон, презентации, аудио-, видео-файлы, онлайн-сервисы и т.д.)
Не секрет, что новое поколение имеет новый способ восприятия информации, который в некоторых источниках называют «клиповое мышление». Особенностями «клиповости» являются быстрота обработки данных, преобладание визуального восприятия, проблемы с восприятием длительной линейной последовательности и однородной информации. Именно поэтому я считаю, что использование ИКТ в современной школе необходимо и оправдано на всех этапах педагогической деятельности.
При осуществлении воспитательной функции средства ИКТ позволяют приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, привлечь внимание к нравственным понятиям и проблемам, достичь более глубокого и прочного усвоения материала.
Приведу несколько примеров из своей практики.
Как и многие другие учителя, наиболее часто для создания презентаций я использую часть пакета MicrosoftOffice - PowerPoint. Классный час обязательно сопровождается визуальным и звуковым рядом, подобранным в соответствии с темой. Это дает широкие возможности адаптации материала, однако требует некоторых временных затрат.
Иногда привлекаю учащихся к созданию презентаций, они делают это с удовольствием , погружаются в изучаемую тему, ищут подходящие видео и изображения, придумывают порядок изложения информации. Во время выступления авторы презентаций имеют возможность попробовать себя в роли учителя, высказать своё мнение, подискутировать с одноклассниками. Это происходит легко и естественно, дети мотивированы и достигают нужных результатов.
Для закрепления знаний, полученных во время воспитательного мероприятия, использую on-line сервисы, такие как Kahoot! и Quizizz. Эти сервисы позволяют создавать викторины. Для использования в кабинете необходим компьютер с выходом в интернет и мультимедийный проектор. У учащихся должны быть смартфоны с подключенным мобильным интернетом или можно организовать доступ через wi-fi. Викторина создается в виде вопросов с вариантами ответов, каждый вопрос сопровождается фотографией. Возможные варианты – выбор ответа из 4-х предложенных или выбор правда/ложь. Учащиеся на своих смартфонах получают доступ и выбирают ответы с помощью телефонов. На экране сразу же появляются результаты, виден прогресс каждого участника игры. В 2020 году целый цикл внеклассных мероприятий был посвящен 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне. После того, как дети прослушали информацию о Сталинградской битве, была проведена on-lineвикторина с использованием сервиса Kahoot!
Создание интерактивных фотопанорам
В рамках проекта «Помним и гордимся», проводившегося в нашей школе, мне и моим ученикам досталась тема о мемориальном комплексе на Мамаевом кургане в Волгограде. Мы создали интерактивную виртуальную фотопанораму, используя сервис Thinglink.com. Этот инструмент позволяет загружать изображения и создает панораму. Каждый объект панорамы может быть помечен специальным значком, при нажатии на который выдается информационная справка о данном объекте. Дети искали информацию, изображения и вместе в классе создавали фотопанораму. Вовлечены и, что немаловажно, увлечены были все.
Создание интерактивных плакатов
Интерактивный плакат это средство представления информации, способное реагировать на действия пользователя. Интерактивность заключается в использовании ссылок, кнопок перехода и т.д. Использование интерактивных плакатов позволяет вовлекать обучающихся в процесс получения новой информации и обеспечивает максимальную наглядность. Таким образом, интерактивные плакаты - это аналог стенгазет, которые были популярны раньше.
Интерактивные плакаты просты в использовании, позволяют создавать яркие анимации явлений и процессов и позволяют воплотить групповой и индивидуальный подход.
В сети интернет существует большое разнообразие сервисов, позволяющих создавать мультимедийные интерактивные плакаты. Я использую сервис prezi.com, который позволяет весь материал сгруппировать в виде одного слайда, добавлять текст, видео, фото. Скачивать и показывать результат можно в офф-лайн режиме.
Таким образом, использование информационных технологий повышает качество образования, способствует более успешному формированию компетенций, прописанных в федеральном образовательном стандарте нового поколения. Кроме того, это существенно упрощает жизнь педагога и открывает новые просторы для творчества !
Список использованной литературы
- Горбунова Л. И., Субботина Е.А. Использование информационных технологий в процессе обучения // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 544-547. — URL https://moluch.ru/archive/51/6685/
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. –– М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.