Смысловое чтение на уроках географии как один из способов формирования метапредметных результатов образования

Разделы: География

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: смысловое чтение


Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью.

Почему проблема обучения чтению становится актуальной и очень значимой?

Во-первых, в век интерактивных технологий нашим ребятам проще получить сжатую информацию в виде клиповой картинки, в жизнь прочно в связи с этим входит понятие «клипового мышления». Необходимость навыков работы с текстом, интерпретация, преобразование необходимо на каждом предмете. Для географии это особо актуально, так как предмет отличает огромный поток сведений. Без формирования основ смыслового чтения невозможно будет сформировать метапредметные компетенции – основное требование Федерального государственного образовательного стандарта. В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения, связанные:

  • с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • определением основной и второстепенной информации;
  • формулированием проблемы и главной идеи текста.

Во-вторых, школьники испытывают трудности при работе с текстами. Умеют быстро и четко перевести письменные знаки, но вот понять смысл текста, извлечь необходимую информацию, могут далеко не всегда!

В-третьих, проблемы при подготовке к ГИА и ЕГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений.

В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать следующие:

  • снижение интереса к чтению;
  • ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;
  • низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;
  • обрабатывать информацию в письменной форме.

Всем известно, что современные школьники мало читают. Поэтому важно уделять на уроках время для смыслового чтения. Специфика географических текстов заключается в том, что их трудно понять, правильно оценить без опоры на карту, без привлечения статистических материалов. Поэтому нужно говорить о работе с учебником.

Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение на­выками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи, способствует продуктивному обучению.

В связи с этим необходимо было найти эффективные приемы обучения учащихся продуктивному чтению и систематически использовать их в своей практике для достижения результатов.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий.

Чтение – метапредметный навык.

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

1) умение выказывать своё отношение к проблеме, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативыне УУД

Познавательные УУД:

1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.

1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) умение представлять информацию в виде таблицы;
3) умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) умение ориентироваться на развороте учебника;
7) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Если говорить кратко, то

  • в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Использование разнообразных приемов работы с текстом научит учеников перерабатывать информацию, излагать её в устном и письменном виде, владеть специальными терминами. В УМК по географии (учебник, атлас, контурные карты, тетради-тренажера, тетради-практикума и тетради-экзаменатора) содержится достаточно заданий и упражнений, направленных на выполнение данных действий.

Приемы работы с текстом можно разделить на традиционные и инновационные.

Некоторые из традиционных приёмов активно используются учителями и в настоящее время.

Приём: Найти географические объекты, встретившиеся в тексте в атласах и нанесение их на контурную карту. При изучении «Гидросферы», «Рельефа» в учебнике встречается много названий номенклатуры. Дети с удовольствием их находят на карте. Это способствует хорошему запоминанию географических объектов.

Прием: Выборочное чтение текста при закреплении материала, с целью отбора из него какого-либо материала, установления связей и зависимостей, определения понятий и т.д. - Нахождение доказательств, примеров, иллюстрирующих отдельные характеристики (пользуясь текстом, докажите, что Северный Кавказ – самый многонациональный район России); - Прочитай текст о равнинах, ответь, чем отличается плоская равнина от холмистой. - В тексте о болотах найти место, где говорится о причинах образования болот.

Вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации. Работа по нахождению в тексте ответа на вопрос учит школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, важное от менее существенного, второстепенного. Вопросы имеются в начале и в конце каждой темы.

Восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором специально пропущено слово. Задача учащихся – восстановить неполноценный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов.

Упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо завершить, пользуясь информацией, полученной в ходе прочтения текста. При этом в конце текста даются слова для вставки.

Работа с географическими понятиями. Обычно в ходе урока географии вводится несколько новых понятий и очень важно в короткое время провести дополнительную работу по осмыслению, пониманию и запоминанию новых слов. Учащиеся без особого труда находят в тексте новые понятия и термины, выделенные курсивом или жирным шрифтом. Однако, чтобы школьники хорошо их освоили, необходимо провести со школьниками такую работу как:

  • разобраться в значении понятий;
  • научиться правильно их произносить;
  • найти в тексте или в словаре их объяснение.

Детям можно предложить произнести эти слова хором, вполголоса, повторить их несколько раз (в младших классах), разобраться в значении слов, записать их в тетрадь. Очень часто бывает, при объяснении географических понятий требуется кроме самого текста определения дополнительные материалы - рисунки, диаграммы, таблицы. Данной информации на страницах учебника географии достаточно.

Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих. Примеры, поясняющие природное явление или процесс, помогают учащимся понять, как проявляются в действительности изучаемые явления, как надо применять полученные знания.

Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника – необходим для более точного воспроизведения научного факта, природного явления (процесса) или определения понятия.

Задание «Угадай контур» - игра, тренирующая умение работать с контурными картами и запоминать формы объектов. Позволяет не только повторить и закрепить учебный материал, но и формирует практические умения при работе с настенной картой.

Множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

  • выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
  • определение вариантов утверждений, соответствующих / не соответствующих содержанию текста / не имеющих отношения к тексту;
  • установление истинности / ложности информации по отношению к содержанию текста.

Верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.

Задания «на соотнесение»

  • нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами пла­на, картинками, знаками, схемами, диаграм­мами и частями текста (короткими текстами);
  • нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, кар­тинок, схем и т. п.;
  • соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синони­мов/ антонимов).

Многие понятия в тексте сопряжены определениями с объяснением и примерами. Чтобы информацию систематизировать учащимся предлагаются задания на установление соответствия.

Исправление готового текста – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.

Задание «Найди лишнее».

Задание «Сотрудничество».

Обеспечивает возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; способствует продуктивной кооперации.

Задание. «Продолжи фразу».

Задание. Работа с документами.

Задания на составление кроссворда.

Ученики проявляют при этом все свои интеллектуальные и творческие способности. Регулярное использование такого вида заданий способствует росту мастерства, интереса к предмету и качеству заданий, т.к. при этом необходимо заново пересмотреть и повторить весь материал темы.

Задание на составление визитной карточки

Задание «Определи регион России по его краткому описанию». В данных заданиях учащиеся должны найти ключевые слова, основные характеристики регионов.

Задание Географический диктант

Задание на составление списка – приём работы, заключающийся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).

Задания работаем с картой.

Перекодирование информации – один из способов работы, суть которого заключается в переносе информации из одной формы в другую, например: переход от текста к картинке, т.е. от вербальной к невербальной информации и наоборот.

Подобную работу можно определить как нахождение в тексте сведений для заполнения таблиц и схем. Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала. Школьникам предлагается памятки по заполнению таблицы и схемы.

Задание на логическую перегруппировку /восстановление последовательности – классификация начального предоставленного материала в логической последовательности или согласно плану. В результате появляется целостный логический правильный текст, серия картинок и т.д.

Задание на конспектирование/составление кратких записей – данный приём направлен на способность записать кратко прочитанный или прослушанный текст в форме заметок, с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ).

Задание на деление текста на абзацы – разделение текста на отдельные части согласно главной идее, содержащейся в каждой из них.

Задание на составление плана – сжатие информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам

Задание на называние – приём работы, основанный на приписывании имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.).

Викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на задаваемые вопросы по факту.

Взаимоопрос. Этот методический прием применяется в парах: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном.

Находить в тексте информацию для решения проблемных вопросов и заданий.

Составление презентации к тексту параграфа, на мой взгляд, очень интересная форма деятельности для учащихся. Это домашняя работа, она может выполняться в группах или индивидуально. Детям дается алгоритм действия:

  • Знакомство с материалом учебника (внимательное чтение текста параграфа).
  • Составление подробного плана по данному тексту (выделение главного).
  • Выписать основные понятия и определения, данные в параграфе.
  • Выделение (формулирование) текста, который будет представлен на слайде.
  • Продумывание последовательности слайдов презентации.
  • Состав эскиза будущей презентации.
  • Оформление презентации.

Задания на самостоятельные творческие работы с использованием текста учебника.

Подобные творческие работы способствуют развитию творческого мышления учащихся, формируют навыки эстетического подхода к оформлению работ, вызывают интерес у учащихся.

Задание на составление резюме.

Резюме (франц. Resume) - краткое изложение сути сказанного, прочитанного, написанного. Заключительный итог.

Инновационные приемы работы с текстом.

В технологии смыслового чтения заложено применение различных приемов нахождения, сохранения и использования информации, для получения полезных результатов обучения. В ее основе заложены стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности, которые предполагают формирование читательской осведомленности обучающихся и использование различных способов работы с текстом:

Прием «Чтение с остановками» позволит не просто ознакомиться с содержанием текста параграфа, но в сочетании с другими приемами технологии смыслового чтения, усвоить, структурировать и воспроизвести его содержание.

Учитель просит вслух прочитать первый абзац текста 1-го пункта параграфа «Землетрясения» и ответить на вопрос «Как вы поняли, что такое землетрясение?». Затем ребятам предлагается найти в тексте авторский вариант ответа на поставленный вопрос - прием «Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника». Данный приём используется с целью более точного воспроизведения научного факта, природного явления (процесса) или определения понятия.

В завершении данной работы целесообразно использовать прием «Логическая цепочка» и предложить ребятам выполнить следующее задание: «Составьте из выделенных понятий цепочку, найдите ей логическое объяснение». Возможны следующие варианты ответа - «землетрясение (грозное природное явление) - сейсмограф (прибор, регистрирующий колебания земной коры) - шкала Рихтера (шкала, определяющая силу землетрясения) - сейсмология (наука о землетрясениях)».

Наиболее важным приёмом для понимания и запоминания содержания текста является нахождение главных мыслей в тексте, который применяется как во время чтения, так и после него. Выделяя основное, значимое, учащиеся отвечают на вопросы учителя: «О чём здесь говорится?» и «Что об этом говорится?», «С какой фразы эта мысль начинается и с какой заканчивается?» В этом случае рекомендуется использовать короткий текст, например, один из пунктов или абзацев параграфа. Учащиеся читают текст, учитель предлагает учащимся выделить в нём главные мысли. Затем ученики формулируют краткие названия выделенным отдельным частям текста, либо формулируют название в виде вопроса.

Данный приём хорошо сочетается на уроке с составлением плана текста. В результате работы над текстом ученики записывают в тетрадь план и учатся устной географической речи, простраивая её логично и последовательно.

Послетекстовая деятельность.

На данном этапе работы с учебным текстом используемые педагогом методы и приемы позволяют применить содержание освоенного текстового материала в разных интеллектуальных ситуациях, формах применения, областях социально значимого знания.

Прием «Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих» помогает учащимся понять, как проявляются в действительности изучаемые факты, как надо применять полученные знания.