Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью.
Почему проблема обучения чтению становится актуальной и очень значимой?
Во-первых, в век интерактивных технологий нашим ребятам проще получить сжатую информацию в виде клиповой картинки, в жизнь прочно в связи с этим входит понятие «клипового мышления». Необходимость навыков работы с текстом, интерпретация, преобразование необходимо на каждом предмете. Для географии это особо актуально, так как предмет отличает огромный поток сведений. Без формирования основ смыслового чтения невозможно будет сформировать метапредметные компетенции – основное требование Федерального государственного образовательного стандарта. В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения, связанные:
- с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- определением основной и второстепенной информации;
- формулированием проблемы и главной идеи текста.
Во-вторых, школьники испытывают трудности при работе с текстами. Умеют быстро и четко перевести письменные знаки, но вот понять смысл текста, извлечь необходимую информацию, могут далеко не всегда!
В-третьих, проблемы при подготовке к ГИА и ЕГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений.
В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать следующие:
- снижение интереса к чтению;
- ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;
- низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;
- обрабатывать информацию в письменной форме.
Всем известно, что современные школьники мало читают. Поэтому важно уделять на уроках время для смыслового чтения. Специфика географических текстов заключается в том, что их трудно понять, правильно оценить без опоры на карту, без привлечения статистических материалов. Поэтому нужно говорить о работе с учебником.
Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи, способствует продуктивному обучению.
В связи с этим необходимо было найти эффективные приемы обучения учащихся продуктивному чтению и систематически использовать их в своей практике для достижения результатов.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий.
Чтение – метапредметный навык.
Личностные УУД: |
Регулятивные УУД: |
1) умение выказывать своё отношение к проблеме, выражать свои эмоции; |
1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; |
Коммуникативыне УУД |
Познавательные УУД: |
1) умение слушать и понимать других; |
1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; |
Если говорить кратко, то
- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Использование разнообразных приемов работы с текстом научит учеников перерабатывать информацию, излагать её в устном и письменном виде, владеть специальными терминами. В УМК по географии (учебник, атлас, контурные карты, тетради-тренажера, тетради-практикума и тетради-экзаменатора) содержится достаточно заданий и упражнений, направленных на выполнение данных действий.
Приемы работы с текстом можно разделить на традиционные и инновационные.
Некоторые из традиционных приёмов активно используются учителями и в настоящее время.
Приём: Найти географические объекты, встретившиеся в тексте в атласах и нанесение их на контурную карту. При изучении «Гидросферы», «Рельефа» в учебнике встречается много названий номенклатуры. Дети с удовольствием их находят на карте. Это способствует хорошему запоминанию географических объектов.
Прием: Выборочное чтение текста при закреплении материала, с целью отбора из него какого-либо материала, установления связей и зависимостей, определения понятий и т.д. - Нахождение доказательств, примеров, иллюстрирующих отдельные характеристики (пользуясь текстом, докажите, что Северный Кавказ – самый многонациональный район России); - Прочитай текст о равнинах, ответь, чем отличается плоская равнина от холмистой. - В тексте о болотах найти место, где говорится о причинах образования болот.
Вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации. Работа по нахождению в тексте ответа на вопрос учит школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, важное от менее существенного, второстепенного. Вопросы имеются в начале и в конце каждой темы.
Восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором специально пропущено слово. Задача учащихся – восстановить неполноценный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов.
Упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо завершить, пользуясь информацией, полученной в ходе прочтения текста. При этом в конце текста даются слова для вставки.
Работа с географическими понятиями. Обычно в ходе урока географии вводится несколько новых понятий и очень важно в короткое время провести дополнительную работу по осмыслению, пониманию и запоминанию новых слов. Учащиеся без особого труда находят в тексте новые понятия и термины, выделенные курсивом или жирным шрифтом. Однако, чтобы школьники хорошо их освоили, необходимо провести со школьниками такую работу как:
- разобраться в значении понятий;
- научиться правильно их произносить;
- найти в тексте или в словаре их объяснение.
Детям можно предложить произнести эти слова хором, вполголоса, повторить их несколько раз (в младших классах), разобраться в значении слов, записать их в тетрадь. Очень часто бывает, при объяснении географических понятий требуется кроме самого текста определения дополнительные материалы - рисунки, диаграммы, таблицы. Данной информации на страницах учебника географии достаточно.
Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих. Примеры, поясняющие природное явление или процесс, помогают учащимся понять, как проявляются в действительности изучаемые явления, как надо применять полученные знания.
Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника – необходим для более точного воспроизведения научного факта, природного явления (процесса) или определения понятия.
Задание «Угадай контур» - игра, тренирующая умение работать с контурными картами и запоминать формы объектов. Позволяет не только повторить и закрепить учебный материал, но и формирует практические умения при работе с настенной картой.
Множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
- выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
- определение вариантов утверждений, соответствующих / не соответствующих содержанию текста / не имеющих отношения к тексту;
- установление истинности / ложности информации по отношению к содержанию текста.
Верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.
Задания «на соотнесение»
- нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
- нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т. п.;
- соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов).
Многие понятия в тексте сопряжены определениями с объяснением и примерами. Чтобы информацию систематизировать учащимся предлагаются задания на установление соответствия.
Исправление готового текста – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.
Задание «Найди лишнее».
Задание «Сотрудничество».
Обеспечивает возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; способствует продуктивной кооперации.
Задание. «Продолжи фразу».
Задание. Работа с документами.
Задания на составление кроссворда.
Ученики проявляют при этом все свои интеллектуальные и творческие способности. Регулярное использование такого вида заданий способствует росту мастерства, интереса к предмету и качеству заданий, т.к. при этом необходимо заново пересмотреть и повторить весь материал темы.
Задание на составление визитной карточки
Задание «Определи регион России по его краткому описанию». В данных заданиях учащиеся должны найти ключевые слова, основные характеристики регионов.
Задание Географический диктант
Задание на составление списка – приём работы, заключающийся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).
Задания работаем с картой.
Перекодирование информации – один из способов работы, суть которого заключается в переносе информации из одной формы в другую, например: переход от текста к картинке, т.е. от вербальной к невербальной информации и наоборот.
Подобную работу можно определить как нахождение в тексте сведений для заполнения таблиц и схем. Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала. Школьникам предлагается памятки по заполнению таблицы и схемы.
Задание на логическую перегруппировку /восстановление последовательности – классификация начального предоставленного материала в логической последовательности или согласно плану. В результате появляется целостный логический правильный текст, серия картинок и т.д.
Задание на конспектирование/составление кратких записей – данный приём направлен на способность записать кратко прочитанный или прослушанный текст в форме заметок, с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ).
Задание на деление текста на абзацы – разделение текста на отдельные части согласно главной идее, содержащейся в каждой из них.
Задание на составление плана – сжатие информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам
Задание на называние – приём работы, основанный на приписывании имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.).
Викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на задаваемые вопросы по факту.
Взаимоопрос. Этот методический прием применяется в парах: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном.
Находить в тексте информацию для решения проблемных вопросов и заданий.
Составление презентации к тексту параграфа, на мой взгляд, очень интересная форма деятельности для учащихся. Это домашняя работа, она может выполняться в группах или индивидуально. Детям дается алгоритм действия:
- Знакомство с материалом учебника (внимательное чтение текста параграфа).
- Составление подробного плана по данному тексту (выделение главного).
- Выписать основные понятия и определения, данные в параграфе.
- Выделение (формулирование) текста, который будет представлен на слайде.
- Продумывание последовательности слайдов презентации.
- Состав эскиза будущей презентации.
- Оформление презентации.
Задания на самостоятельные творческие работы с использованием текста учебника.
Подобные творческие работы способствуют развитию творческого мышления учащихся, формируют навыки эстетического подхода к оформлению работ, вызывают интерес у учащихся.
Задание на составление резюме.
Резюме (франц. Resume) - краткое изложение сути сказанного, прочитанного, написанного. Заключительный итог.
Инновационные приемы работы с текстом.
В технологии смыслового чтения заложено применение различных приемов нахождения, сохранения и использования информации, для получения полезных результатов обучения. В ее основе заложены стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности, которые предполагают формирование читательской осведомленности обучающихся и использование различных способов работы с текстом:
Прием «Чтение с остановками» позволит не просто ознакомиться с содержанием текста параграфа, но в сочетании с другими приемами технологии смыслового чтения, усвоить, структурировать и воспроизвести его содержание.
Учитель просит вслух прочитать первый абзац текста 1-го пункта параграфа «Землетрясения» и ответить на вопрос «Как вы поняли, что такое землетрясение?». Затем ребятам предлагается найти в тексте авторский вариант ответа на поставленный вопрос - прием «Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника». Данный приём используется с целью более точного воспроизведения научного факта, природного явления (процесса) или определения понятия.
В завершении данной работы целесообразно использовать прием «Логическая цепочка» и предложить ребятам выполнить следующее задание: «Составьте из выделенных понятий цепочку, найдите ей логическое объяснение». Возможны следующие варианты ответа - «землетрясение (грозное природное явление) - сейсмограф (прибор, регистрирующий колебания земной коры) - шкала Рихтера (шкала, определяющая силу землетрясения) - сейсмология (наука о землетрясениях)».
Наиболее важным приёмом для понимания и запоминания содержания текста является нахождение главных мыслей в тексте, который применяется как во время чтения, так и после него. Выделяя основное, значимое, учащиеся отвечают на вопросы учителя: «О чём здесь говорится?» и «Что об этом говорится?», «С какой фразы эта мысль начинается и с какой заканчивается?» В этом случае рекомендуется использовать короткий текст, например, один из пунктов или абзацев параграфа. Учащиеся читают текст, учитель предлагает учащимся выделить в нём главные мысли. Затем ученики формулируют краткие названия выделенным отдельным частям текста, либо формулируют название в виде вопроса.
Данный приём хорошо сочетается на уроке с составлением плана текста. В результате работы над текстом ученики записывают в тетрадь план и учатся устной географической речи, простраивая её логично и последовательно.
Послетекстовая деятельность.
На данном этапе работы с учебным текстом используемые педагогом методы и приемы позволяют применить содержание освоенного текстового материала в разных интеллектуальных ситуациях, формах применения, областях социально значимого знания.
Прием «Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих» помогает учащимся понять, как проявляются в действительности изучаемые факты, как надо применять полученные знания.