Для современного этапа развития общества характерно проникновение во все сферы жизнедеятельности компьютерных технологий, которые образуют мировое информационное пространство. Неотъемлемой частью этого процесса является использование информационных технологий в области образования, что влечет за собой существенные изменения в воспитательном процессе. Это связано с изменениями, вводимыми в содержание технологий воспитания. Компьютерные технологии должны способствовать повышению эффективности воспитательного процесса и современный педагог должен использовать ИКТ в профессиональной деятельности.
Современные информационные технологии повышают познавательный интерес суворовцев в учебно- воспитательной деятельности. Качественно новому содержанию воспитания обучающегося соответствует новый способ передачи информации, который позволяет воспитаннику находить источники информации, развивает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.
В настоящее время выделяют следующие основные направления внедрения информационных технологий в воспитательный процесс:
- использование ИКТ в качестве средства, совершенствующего учебно-воспитательный процесс, повышающего его качество и эффективность;
- использование современных информационных технологий в качестве инструментов воспитания, познания себя и действительности;
- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
- использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
- использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
- организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
- использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
- интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и воспитательным процессом на основе использования системы современных информационных технологий [1, с.52].
Использование ИКТ в сфере образования предполагает качественное изменение содержания, методов и форм воспитания. Целью этих технологий является улучшение возможностей обучающихся в информационной среде, а также повышение качества воспитания на всех ступенях образования. Современные ИКТ используются для следующих целей:
1) повышение эффективности и качества процесса учебно – воспитательного процесса;
2) Развитие личности обучающегося его подготовка к жизни в информационном обществе;
3) Работа на выполнение социального заказа общества:
- подготовка информационно грамотной личности;
- подготовка пользователя компьютерными средствами;
- осуществление профориентационной работы в области информатики [2, с.255].
Применение ИКТ способствует совершенствованию всех видов воспитательной работы. Обучающийся сам участвует в поиске и анализе разных способов решения проблемы, и, следовательно, у него совершенствуются познавательные способности. Проблемные формы воспитания сопровождаются ситуациями свободного выбора заданий, атмосферой дискуссий, что повышает мотивацию престижности обучения, мотивацию стремления к компетентности.
Использование современных информационных технологий в воспитательном процессе способствует обеспечению будущего страны поколением, способным разрабатывать и внедрять новые идеи и технологии во все сферы деятельности, а также способствует повышению интереса обучающихся.
Необходимость использования компьютерных технологий в воспитании очевидна и неоспорима. Воспитательный процесс строится не только на усвоении информации и способов её получения и использования. В первую очередь, он предполагает личностное общение воспитателя с воспитанником.
В систему воспитания информационно-коммуникационные технологии вводятся с целью повышения качества воспитательной работы и развития познавательного интереса к мероприятиям воспитательного характера. Каждое из направлений воспитательной работы предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь обучающихся в активную деятельность.
Процесс воспитания требует творческого подхода к работе. Деятельность воспитателя направлена на работу с суворовцами всего взвода. Она способствует формированию мотивации к учебе в условиях суворовского военного училища каждого обучающегося через разнообразные формы и методы индивидуальной работы. В решении задач воспитательного процесса важную роль играют информационно - коммуникационные технологии, внедрение которых позволяет расширить систему методологических приемов. Появилась возможность использования большего количества наглядностей с применением компьютерных средств воспитания с элементами графики, звука, видео, мультимедиа, что способствует повышению эффективности воспитательного процесса.
План воспитания и социализации суворовцев является основой воспитательной работы. Работая по каждому направлению, воспитатель не может обойтись без использования ИКТ в своей работе. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Воспитательные мероприятия с использованием современных информационно-коммуникационных технологий имеют существенные преимущества. Использование презентаций, видеоматериалов, музыкального сопровождения при организации внеклассных мероприятий позволяют красочно и наглядно представить любой материал, и позволяют экономить время проведения мероприятия. Использование ИКТ на классных часах позволяет управлять вниманием обучающихся более эффективно и способствует развитию интереса суворовца к занятию, активизации познавательной деятельности.
В случае, если обучающиеся привлекаются к исследовательской работе, то использование ИКТ развивает умения и навыки работы с информационными ресурсами, способствует формированию навыков исследовательской работы. Воспитанники при этом еще приобретают опыт публичных выступлений, повышается самооценка, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
При подготовке и проведении внеклассных мероприятий с обучающимися иногда используются и другие прикладные программы, такие как Microsoft Publisher, Microsoft Excel, графический редактор Photoshop, которые делают внеклассную работу яркой и интересной.
Коллективные творческие работы с суворовцами в виде презентаций, классного фотоальбома, фотоотчетов и фотоколлажей о праздниках, походах, поездках, экскурсиях становятся благодаря использованию ИКТ более запоминающимися. Вся творческая деятельность суворовцев отражена в портфолио суворовцев.
Каждый воспитатель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших затрат времени на подготовку, обработку и анализ. Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel, которые позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм. Такие наглядные результаты анкетирования дают полную наглядную информацию об исследовании педагогам, суворовцам и их родителям.
Таким образом, использование ИКТ в воспитательной работы вносит изменения во все стороны жизнедеятельности. Изменяется роль обучающегося. Он становится активным участником воспитательного процесса, превращается в партнера, т.к. оказывает помощь в подготовке презентаций, создании фотоальбомов, проведении мероприятий.
Внеурочную деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность суворовцу в информационной среде, создает ситуацию ситуация. При использовании ИКТ воспитателем в творческих работах воспитанников раскрываются подчас нераскрытые способности. Современные информационные технологии позволяют организовать и оптимизировать воспитательный процесс. ИКТ не только позволяют вовлекать в него обучающихся, но и развивать у них навыки самостоятельности, творчества, критического мышления.
Список использованной литературы
1. Гурьев С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса, – М.: Просвещение, 2002.
2. Андреев Г.П. Компьютеризация процесса обучения в вузе: проблемы, тенденции, перспективы, – М.: ВПА, 1990.
3. Андриевская В.В. Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. - М., 1985.
4. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. М.: «Образование и Информатика», 2004.