Оценивание, которое мотивирует (калейдоскоп методов и приёмов для мотивации учащихся)

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство, Школьная психологическая служба

Ключевые слова: мотивация к обучению


Чтобы учителю выстроить эффективную систему работы с учениками, важно знать отличительные особенности детей нынешнего поколения. Какие ребята приходят в школу? На этот вопрос ответ найдём в «теории поколений».

Ученые выяснили, что одно поколение отличается от другого.Социальные нормы, которые прививались одному поколению, оказываются неактуальными для другого. Рассмотрим таблицу, в которой зафиксированы отличительные особенности поколений.

Поколение

Общение

Наказания

Гаджеты

Жизненная задача

Родители

Позиция

Мотивация

Поколение Х (1962-1982)

Живое

Не пустить гулять

Средство

Заработать денег

Ориентируются на результат, доверяют школе

Я знаю, как надо

Страхом

Поколение У (1982-2002)

Через социальные сети

Отобрать игровую приставку

Жизнь

Признание в социальных сетях

Ориентируются на процесс, хотят быть включенными

Мне скучно, развлеките меня

Стимулирование исполнительности, одинаковости

Поколение Z (2002-2022)

Со всем миром

Отключить Интернет

Жизнь

Развитие эмпатии и эмоционального интеллекта

-

Я не позволю делать так, как мне говорят

Положительное подкрепление, интерес

Сейчас сосуществуют 3 поколения: X, Y и Z. Хотя ученые выделяют еще одно поколения, под названием «Альфа», но в данной статье упущу информацию о нем, поскольку статистической информации и научно подтверждённых фактов мало.

Если проанализировать данные ученых, можно увидеть, что наибольшие отличия существуют между поколениями X и Z. Гаджеты плотно вошли в жизнь последних поколений и стали его частью. Изменились способы общения, жизненные задачи и многое другое. Хочу сделать акцент на мотивации. Каждое из поколений несет в себе ценности эпохи. Если оно умело встраивает их в ценности текущего поколения, то конфликта не возникает.

Особенности современных детей.

  • Хотят знать, зачем это нужно
  • С трудом определяют результат деятельности заранее
  • Эмпатично холодны
  • Причинно-следственные связи строят с трудом
  • Хотят видеть результат «здесь и сейчас». Не хотят ждать
  • Уважают взрослых людей за их действия, а не за факт того, что они взрослые
  • Трудно выбирают и расставляют приоритеты, т.к. много всего вокруг.

На чем учителю стоит сделать акцент в работе с учениками? Как мы видим из таблицы, последним двум поколениям важна коммуникация. Мы, учителя, можем передать такой опыт подрастающему поколению.

Ученые обнаружили, что современное поколение детей хуже запоминает информацию. В чем это выражается?

Концентрация внимания у людей падает. В 2000 году исследование компании Microsoft показало, что средняя продолжительность концентрации внимания человека составляла 12 секунд. В 2015 году такое же исследование выяснило, что этот показатель уменьшился до 8 секунд.

Одновременно со снижением концентрации внимания развивается многозадачность. 74% людей поколения Y одновременно смотрят телевидение и пользуются смартфонами. С каждым годом их количество растет. В эпоху гипервключённости и перегрузки стимулами мы учимся быстро переключать внимание от одного объекта к другому.

Распространенность синдрома дефицита внимания и гиперактивности (ADHD) выросла от 7% в 2003 году до 11% в 2011 году. И продолжает неуклонно расти.

Длительность удержания внимания уменьшается потому, что она больше не нужна, люди могут мгновенно получать нужную информацию. Мы наблюдаем изменения навыков, которые необходимо приобретать.

Изучив эти данные, я задалась вопросом: что же может заинтересовать наших учеников?

  • Мы знаем, что детей 1-х классов в школе привлекает внешняя сторона. Это красивая парта, портфель, форма, учебники.
  • Во втором классе появляется интерес к результатам свой деятельности.
  • Далее, в 3 классе предполагается, что ребенок проявляет интерес к содержанию и процессу обучения.
  • И в 4 классе наш ученик учится добывать знания самостоятельно.

Технически процесс мотивации отображен в схеме: мотивирование - усилия ученика - выполнение поручения и работы - вознаграждение - удовлетворение.

Исходя из того, что я рассказала выше, строится система оценивания.

  • 1 класс - безотметочная система;
  • 2 класс - мягкое оценивание;
  • 3-4 класс - критериальная оценка.

Мы помним, что оценка выражается в словесной форме (хорошая работа, мне нравится твой рисунок), а отметка - в баллах.

Формы работы с первоклассниками

Приведу несколько примеров, какие приемы и формы успешно работают в 1 классе.

  • Система жетонов
  • Портфолио
  • Положительное подкрепление
  • Блокнот первоклассника
  • Первые навыки самооценки (в тетрадях задания «закрась флажок»)

У меня действует система карточек, которые выдаются детям за особенные достижения детей (больше всех получил «5»; самая аккуратная тетрадь или лучше всех дежурил). Вид карточек может отличаться. Лучше использовать героев, которые вызывают восхищение у детей. Можно использовать карточки с изображением мишек, айфонов. Когда ученики собирают 9 разных наград, они получают приз.

Итог сбора карточек (можно назвать его общеклассным квестом) - это получение подарка от учителя. Он может быть любым. Важна ценность «приза» для ребенка. Я выдаю карточки-подсказки. На них могут быть мотивирующие фразы или подсказки для проведения этапа рефлексии. В 4 классе можно использовать открытки-мотиваторы. Так же актуальны медали как поощрение. Это могут быть звездочки, кубки или другие символы.

Поделюсь игровыми приемами, которые актуальны как для первоклассников, так и для учеников 2-4 класса. Первая игра - «Цифроловка». Учитель или ученики на доске размещают ответы из таблицы умножения. Два ребенка с «мухобойками» слушают задания и находят ответы. Взрослый или третий ученик зачитывает примеры на умножение.

Другой вариант этой игры мы назвали «Поймай части речи». Аналогично прошлой игре дети слушают слова и ищут на доске части речи. Кто больше дал правильных ответов, объявляется победителем.

Учителя знают, что некоторые школьные темы могут вызывать сложности в запоминания, а соревнование и игра позволяют закрепить навык у детей без напряжения.

По моему мнению, одним из интересных форм работы с детьми 1 классов, является «блокнот достижений». В нем дети фиксируют свои победы в виде наклеек или печатей.

В более позднем варианте будет актуально «Портфолио ученика». В каждой школе могут быть свои требования к его ведению. У нас в школе определяет содержимое папки учитель. Можно выделить основные элементы.

Портфолио состоит из нескольких частей:

  • информация о ребенке (семье, друзьях);
  • достижения (как школьные, так и внеурочные);
  • творческие работы.

В пределах этих 3 разделов ребенок может проявить творчество.

Что меняется во 2 классе?

Во 2 классе мы оставляем безотметочную систему, и постепенно добавляем к ней «мягкое оценивание».

Сюда относятся: положительное подкрепление, акцент на позитивной стороне, а не негативной, фокус на адаптации, работа над ошибками (возможность улучшить результат), беседа с ребенком, помощь ему в адаптации.

На первом этапе я рекомендую вводить работу над ошибками в виде игры, использовать простые и понятные ребенку памятки-алгоритмы.

В рабочих тетрадях можно использовать прием «Собери звезды» (или любой другой предмет). Цвет звезд здесь не принципиален, как и форма вклейки. Как поощрить ребенка за большое количество звезд, решает учитель.

В переходный период можно использовать карточки с 5. В нашей школе во время I и II четверти 2 класса действует безотметочное обучение.

Еще один прием для достижения целей, называется «Волшебная баночка». Он позволяет детям видеть результат своих действий. Работает на всем классе. Думаю, что его можно вводить в конце 2 класса или начале 3. Смысл игры заключается в том, что дети сами выбирают поощрение для всего класса. К примеру, 1 день без домашнего задания. И когда баночка собрана, они получают приз. Это позволяет сплотить класс и идти к общей цели.

Оценку по критериям начинаю вводить уже в начале 2 класса. Каждое выступление устно оценивается по критериям. Чтение стихотворения будет включать в себя: знание текста, безошибочность, выразительность, громкость, четкость, творческий подход. Дети вместе с учителем проговаривают критерии и оценивают друг друга.

Мы знаем, что оценивание может быть суммативным (сумма всех отметок) и формирующим (когда ученик и учитель оценивают прогресс). Конечно, не у всех детей получается достичь значительных результатов. Для них у меня в классе существует особая система поощрения - «Антидвойка». Такие карточки я использую по особым дням. Например, в день 8 марта или в День Защитника Отечества. 3 четверть самая длинная и трудная. Чтобы получить ее, нужно хорошо потрудиться: заработать на празднике, выполнив задания. Так же можно ее выиграть в «Веселой лотерее». Карточка помогала не раз даже «отличникам», когда они не рассчитали своих сил или забыли выполнить домашнее задание.

Я разрешаю карточки дарить друг другу. Это развивает в детях чувство взаимопомощи и поддержки.

Всегда ли работает система поощрения?

Хочу сделать акцент на «травмирующем оценивании». Какие действия учителя могут свести на «нет» всю мотивацию ребенка.

  • пример другого ученика;
  • похвала, но…
  • нездоровое соревнование;
  • отсутствие поддержки;
  • субъективная оценка;
  • язвительные замечания;
  • сарказм;
  • запугивание.

Все это наследие воспитательной системы поколения X, когда мотивация строилась на страхе. Или поколения Y, когда все должны быть равны. Но сейчас все это не работает. Поколение Z делает ставку на различия между собой. В классах у нас появились дети с ОВЗ. Каждый ребенок получил шанс проявить себя.

Ниже можно увидеть таблицу частых школьных высказываний. Как мы выяснили, они не работают. Чтобы добиться результата, важно сместить акцент на действие и стремление ребенка к цели. В этом нуждается нынешнее поколение. Оно не умеет видеть цель и достигать ее. И тут мы можем оказать поддержку через переключение внимания на нечто полезное и актуальное.

Предлагаю поразмышлять, чем мы можем заменить негативные высказывания?

Негативное выражение

Живительное слово

1. Повторяю для особо одарённых

Маша и Вера, не могли бы вы мне помочь записать основные тезисы новой темы?

2. Может быть, вы нам расскажете, что вы обсуждаете, вместе посмеемся?

Петя и Ваня, вам было что-то непонятно? Задайте вопрос, я поясню изученный материал. Ваня, давай с тобой закрепим эту тему. Смелее выходи к доске.

3. Мне мерзко смотреть на бардак на парте!

Ой, какая красота у Маши на парте: учебники и тетради лежат аккуратно! Как приятно смотреть!

4. А голову ты дома не забыл?

Коля, я расстроена, что ты опять забыл тетрадь. Сейчас я сделаю пометку карандашом точку, а завтра жду выполненную работу, чтобы поставить положительную отметку.

5. Сил с вами нет, такого ужасного класса у меня не было никогда!

Ребята, у нас в классе шум. Мне казалось, что для вас важно получить хорошие знания и написать проверочную работу удачно. Предлагаю заняться важным делом.

6. Сколько можно опаздывать?

Миша, я огорчена, что ты опять опоздал. Проходи на свое место и быстро включайся в работу.

Может показаться, что мотивация ребенка зависит только от учителя, но это ошибочное мнение. Здесь немаловажную роль играет отношение к самому себе. Мы, конечно, стараемся поддерживать всех детей. И это внешняя мотивация. Если у ребенка потребности не удовлетворены, то наши усилия могут пойти прахом. В идеале, внешняя и внутренняя мотивация должны работать в унисон.

Думаю, в создании позитивной мотивации могут помочь приёмы: «Ленивая мама» и «Рассеянный учитель». Что делает ленивая мама? Правильно, просит ребенка помочь ей по дому. Так, незаметно у ребенка формируется полезный навык. «Рассеянный учитель» может поступать так же: «Где же у меня лежат тетрадки?». И дети с довольствием помогут их найти.

Подводя итог, хочу обратить внимание на некоторые аспекты работы с внешней мотивацией.

  • заветный «приз» должен быть адекватен «длине дистанции»;
  • чем короче «дистанция» - тем лучше;
  • актуальность «приза» для ребенка;
  • положительное подкрепление «здесь и сейчас», а не спустя длительное время;
  • создать условия для достижение цели;
  • стимулировать «зону ближайшего развития» ребенка, а не уже закрепленные навыки;
  • гармонично совмещать оценку и отметку;
  • периодически «менять правила игры», усложняя ее.

Используемые ресурсы

  1. «Похвала всемогущая: эксперимент», Юлия Чумакова https://www.psychologies.ru/story/pohvala-vsemoguschaya-eksperiment/
  2. «Счастливый ребенок. Универсальные правила», А.В.Курпатов https://www.litres.ru/andrey-kurpatov/schastlivyy-rebenok-universalnye-pravila/
  3. Эксперименты на детях. Ярлыки нашего ленивого мозга, А.В. Курпатов https://href="https://youtu.be/UP4wXpSShfo">youtu.be/UP4wXpSShfo
  4. Обучение в эпоху «золотых рыбок» https://www.iidf.ru/media/articles/trends/obuchenie-v-epokhu-zolotykh-rybok/
  5. Instagram учителей: @ly_ma_rin, @zakharkina26, @kate_happy_teacher, nataliyasergeevna_gbou2051, @agira1785, @mirno_dpo
  6. Материалы курса «Счастливые родители»
  7. Материалы курса «Началка Интенсив» и «Началка онлайн 2.0»