ФГОС вводит новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Новая оценочная система демонстрирует рост ученика, т.к. направлена на формирование УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Всё это можно реализовать, используя в работе технологию формирующего оценивания.
Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь учитель – ученик. Данный вид оценивания необходим для диагностики процесса обучения на всех стадиях и позволяет выявить пробелы в освоении учащимися элементов содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Формирующее оценивание отличается от традиционного оценивания рядом характеристик:
- центрировано на индивидуальных достижениях учащихся;
- направляется учителем;
- разносторонне – результативно;
- формирует учебный процесс;
- определяется контекстом;
- непрерывно;
- коренится в качественном преподавании.
Формирующее оценивание является наиболее эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.
По цели применения методы и приемы формирующего оценивания могут быть следующие:
- оценивающие результат образовательного процесса;
- оценивающие метапознавательный процесс.
По времени проведения методы и приемы формирующего оценивания могут быть:
- регулярно используемые в течение образовательного процесса (урока);
- используемые после изучения определённого блока (темы, правила, и т.д.).
По возможности использования:
- универсальные (оценивающие предметные и метапредметные результаты);
- предметные (оценивающие только предметные результаты).
Рассмотрим приёмы и методы, которые можно применять на уроках предметов естественно-научного цикла.
Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
Цель – определение уровня собственных знаний.
Приём, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. Это удобный способ структурирования и систематизации изучаемого материала в виде таблицы, которую учащиеся заполняют на всех стадиях урока.
Приём «Двойная рефлексия»
Цель - определение степени выполнения поставленных на уроке задач.
Ученики в начале урока отвечают на заранее сформулированные учителем вопросы, определяя, что они знают или умеют делать в рамках заявленной цели урока. Повторное проведение рефлексии по тем же вопросам в конце урока позволит учителю определить степень выполнения поставленных задач.
Приём «Поиск ошибки»
Цель - анализ понимания учащимися основных идей, принципов, логики выполненного задания.
Учащимся раздают тексты, содержащие ошибки (также текст может быть представлен на слайде). Необходимо исправить ошибки и объяснить свою точку зрения. Данный вид работы может быть выполнен в устной или письменной форме.
Приём «Рассуждение по алгоритму»
Цель - высказывание ученика по алгоритму позволит учителю немедленно выявить, в каком месте алгоритма произошла ошибка, и объяснить учащемуся причины её возникновения.
На первом этапе работы учитель совместно с учащимися разрабатывает алгоритм выполнения задания. Разработанный алгоритм распечатывается и раздаётся учащимся. На втором этапе учащиеся выполняют задание самостоятельно. На третьем этапе, используя алгоритм, учащиеся рассказывают о результатах работы, объясняя вслух логику своего рассуждения.
Приём «Если бы я был учителем»
Цель - выявить ошибки, трудности, неточности объяснения учащегося и откорректировать их.
Учащимся (на групповом занятии) предлагается поставить себя на место учителя и объяснить своим одноклассникам определенный раздел темы, используя информацию учебника, интернет - ресурса, раздаточного материала.
Приём «Перевод информации»
Цель - анализ понимания материала и умения переводить один вид информации в другой.
Учащимся предлагается преобразовать один вид информации в другой, например текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку, график в текст и т.д. Данный вид работы выполняется в письменной форме.
Приём «Одноминутное эссе»
Цель - анализ трудностей, которые возникли у обучающихся в результате изучения темы; повторение материала, необходимого для дополнительного объяснения, закрепления.
Варианты: двухминутное, пятиминутное эссе. Учащиеся пишут эссе по вопросам:
– Что самое главное я узнал сегодня на уроке?
– Какой материал я так и не понял?
Приём «Цепочка заметок»
Цель - анализ ответов обучающихся и вывод о возможных трудностях, возникающих у них на уроке.
Обучающиеся передают друг другу листок, на котором учитель написал один вопрос по поводу происходящего на уроке. Получив листок, ученик находит момент, пишет ответ и кладет его в конверт.
Приём «Упрощение»
Цель - понять причины непонимания и ошибок учащихся в пересказе.
Учащемуся необходимо пересказать изученный материал языком, доступным для учащихся младших классов.
Приём «Самооценивание»
Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.
Метод «Карта Понятий»
Цель - обобщение, систематизация понятий, знаний
Учителю позволяет определить, насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал. При составлении карты понятий можно выбрать достаточно узкую или широкую часть темы, а так же материал целого учебного предмета.
Метод «Составление тестов»
Цель - вовлечение ученика в индивидуальную творческую работу, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.
Суть приёма состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. В ходе данной работы учащиеся смогут повысить качество своих знаний, а учитель - выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение.
Таким образом, использование технологии формирующего оценивания на уроках предметов естественно-научного цикла позволяет поддерживать благоприятный психологический микроклимат в классном коллективе. Ошибки расцениваются как важность для обучения. Обратная связь помогает учащимся усвоить характеристики качественной работы путём самооценивания и взаимооценивания. Эти навыки позволяют учащимся развивать собственные качества и умения. Учителю формирующее оценивание помогает чётко сформулировать образовательный результат и организовать в соответствии с этим свою работу.