Приёмы и методы формирующего оценивания учащихся на уроках предметов естественно-научного цикла

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Классы: 6, 7, 8

Ключевые слова: оценивание


ФГОС вводит новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Новая оценочная система демонстрирует рост ученика, т.к. направлена на формирование УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Всё это можно реализовать, используя в работе технологию формирующего оценивания.

Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь учитель – ученик. Данный вид оценивания необходим для диагностики процесса обучения на всех стадиях и позволяет выявить пробелы в освоении учащимися элементов содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Формирующее оценивание отличается от традиционного оценивания рядом характеристик:

  • центрировано на индивидуальных достижениях учащихся;
  • направляется учителем;
  • разносторонне – результативно;
  • формирует учебный процесс;
  • определяется контекстом;
  • непрерывно;
  • коренится в качественном преподавании.

Формирующее оценивание является наиболее эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.

По цели применения методы и приемы формирующего оценивания могут быть следующие:

  • оценивающие результат образовательного процесса;
  • оценивающие метапознавательный процесс.

По времени проведения методы и приемы формирующего оценивания могут быть:

  • регулярно используемые в течение образовательного процесса (урока);
  • используемые после изучения определённого блока (темы, правила, и т.д.).

По возможности использования:

  • универсальные (оценивающие предметные и метапредметные результаты);
  • предметные (оценивающие только предметные результаты).

Рассмотрим приёмы и методы, которые можно применять на уроках предметов естественно-научного цикла.

Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Цель – определение уровня собственных знаний.

Приём, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. Это удобный способ структурирования и систематизации изучаемого материала в виде таблицы, которую учащиеся заполняют на всех стадиях урока.

Приём «Двойная рефлексия»

Цель - определение степени выполнения поставленных на уроке задач.

Ученики в начале урока отвечают на заранее сформулированные учителем вопросы, определяя, что они знают или умеют делать в рамках заявленной цели урока. Повторное проведение рефлексии по тем же вопросам в конце урока позволит учителю определить степень выполнения поставленных задач.

Приём «Поиск ошибки»

Цель - анализ понимания учащимися основных идей, принципов, логики выполненного задания.

Учащимся раздают тексты, содержащие ошибки (также текст может быть представлен на слайде). Необходимо исправить ошибки и объяснить свою точку зрения. Данный вид работы может быть выполнен в устной или письменной форме.

Приём «Рассуждение по алгоритму»

Цель - высказывание ученика по алгоритму позволит учителю немедленно выявить, в каком месте алгоритма произошла ошибка, и объяснить учащемуся причины её возникновения.

На первом этапе работы учитель совместно с учащимися разрабатывает алгоритм выполнения задания. Разработанный алгоритм распечатывается и раздаётся учащимся. На втором этапе учащиеся выполняют задание самостоятельно. На третьем этапе, используя алгоритм, учащиеся рассказывают о результатах работы, объясняя вслух логику своего рассуждения.

Приём «Если бы я был учителем»

Цель - выявить ошибки, трудности, неточности объяснения учащегося и откорректировать их.

Учащимся (на групповом занятии) предлагается поставить себя на место учителя и объяснить своим одноклассникам определенный раздел темы, используя информацию учебника, интернет - ресурса, раздаточного материала.

Приём «Перевод информации»

Цель - анализ понимания материала и умения переводить один вид информации в другой.

Учащимся предлагается преобразовать один вид информации в другой, например текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку, график в текст и т.д. Данный вид работы выполняется в письменной форме.

Приём «Одноминутное эссе»

Цель - анализ трудностей, которые возникли у обучающихся в результате изучения темы; повторение материала, необходимого для дополнительного объяснения, закрепления.

Варианты: двухминутное, пятиминутное эссе. Учащиеся пишут эссе по вопросам:

– Что самое главное я узнал сегодня на уроке?

– Какой материал я так и не понял?

Приём «Цепочка заметок»

Цель - анализ ответов обучающихся и вывод о возможных трудностях, возникающих у них на уроке.

Обучающиеся передают друг другу листок, на котором учитель написал один вопрос по поводу происходящего на уроке. Получив листок, ученик находит момент, пишет ответ и кладет его в конверт.

Приём «Упрощение»

Цель - понять причины непонимания и ошибок учащихся в пересказе.

Учащемуся необходимо пересказать изученный материал языком, доступным для учащихся младших классов.

Приём «Самооценивание»

Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.

Метод «Карта Понятий»

Цель - обобщение, систематизация понятий, знаний

Учителю позволяет определить, насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал. При составлении карты понятий можно выбрать достаточно узкую или широкую часть темы, а так же материал целого учебного предмета.

Метод «Составление тестов»

Цель - вовлечение ученика в индивидуальную творческую работу, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.

Суть приёма состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. В ходе данной работы учащиеся смогут повысить качество своих знаний, а учитель - выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение.

Таким образом, использование технологии формирующего оценивания на уроках предметов естественно-научного цикла позволяет поддерживать благоприятный психологический микроклимат в классном коллективе. Ошибки расцениваются как важность для обучения. Обратная связь помогает учащимся усвоить характеристики качественной работы путём самооценивания и взаимооценивания. Эти навыки позволяют учащимся развивать собственные качества и умения. Учителю формирующее оценивание помогает чётко сформулировать образовательный результат и организовать в соответствии с этим свою работу.