1слайд-фотография
Форма урока: урок-мастерская с элементами интеграции различных профилей обучения в единую систему знаний о Великой Отечественной войне: это развитие речи, литература, история, МХК, кинематограф, песенное искусство- подготовка к написанию письма ветеранам Великой Отечественной войны, письма от лица воевавших в Великой Отечественной войне). 2 слайд
Формы работы: фронтальная, в паре, групповая, индивидуальная.
Время урока: 1 час 25 минут (парное занятие)
Оборудование урока: экран, мультимедийный проектор, ноутбук.
Цели и задачи урока:
воспитывать духовно-нравственные качества гражданина, патриотизм, историческую память и чувство благодарности ветеранам, читательский и художественный вкус, музыкальную культуру;
создавать условия для развития творческой самореализации лицеистов при работе с текстами разных функциональных стилей речи ( художественного и публицистического); формировать отношение к языку как эстетическому явлению; накапливать речевой опыт; способствовать развитию литературного таланта и умению работать с художественной и справочной литературой через слово к тексту и от текста к слову;
обучать смысловому чтению, работе со словом, его лексическим значением, употреблением его в разных стилях речи; работе с текстами разных стилей; владению устной и письменной речью; умению самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи; самостоятельно планировать пути достижения целей; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей .
Эпиграфы к уроку: 3 слайд
- Во имя всех тех, кто жив, и тех, кого уже нет, и тех, кто будет потом… М.Шолохов.
- Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю. Ф. Абрамов.
- Сохранить нашу память поможет нам наш язык.
Ход урока:
Учитель: Оргмомент.
Учитель: Записать дату и эпиграфы к уроку. Какова мысль данных эпиграфов? Делаем выводы, выслушивая ответы учащихся.Учитель:
Пунктационная разминка.
Один учащийся записывает у доски следующее предложение .« В языке одухотворяется весь народ и вся его родина… Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое,» – говорил К. Д. Ушинский.
Учитель: Какие ключевые слова в этих предложениях? (Язык, одухотворяется, народ, родина, прошлое, настоящее, будущее, связь, великое, историческое, целое).
Что можно сказать по поводу пунктуации? ( Второе предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом и однородными определениями).
Учитель: 4 слайд
В России в следующем году будет проводиться Год памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и в целях сохранения исторической памяти. Соответствующий указ подписал президент Владимир Путин.
В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов постановляю провести в 2020 году в Российской Федерации Год памяти и славы», – говорится в документе.
Учитель: Поэтому мы сегодня, в преддверии 75-летия Великой Победы будем говорить о войне. Великой. Отечественной.
Какие же цели и задачи стоят перед нами? Ученики формулируют задачи урока с помощью учителя. Напомнить о воспитательной, обучающей и развивающей цели.
Постановка целей и задач урока: 5 слайд
воспитывать гражданскую позицию, чувство уважения и памяти к ветеранам Великой Отечественной войны и событиям тех лет, формировать отношение к языку как эстетическому явлению; накапливать речевой опыт; способствовать развитию литературного вкуса и умению работать с текстами разных стилей;
обучать работе со словом, его лексическим значением, употреблением его в разных стилях речи; выразительному чтению наизусть и написанию письма.
Голос Ю. Левитана. Видеоотрывок о начале Великой Отечественной войны.
Лексическая работа. Работа по подгруппам.
Слайд 6. Стихотворение Твардовского А. Т. «Война — жесточе нету слова»
Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
Вопрос: «Какие ключевые слова – имена существительные есть в данном отрывке?» Задание всему классу: выписать ключевые слова-существительные в левый столбик, подобрать к ним синонимы и антонимы в правый столбик, а ученица-лексикограф, работая с толковым словарём, скажет всем их лексическое значение
Война - бой, битва; мир
Слово – речь, разговор; безмолвие, тишина.
Тоска - грусть, печаль; радость, счастье.
Слава – бессмертие, героизм; забвение.
Эвристическая беседа:
- Есть ли в этих словах нравственный аспект? Можно ли каким-то образом соотнести слова левого столбика? Есть ли среди слов левого столбика контекстные синонимы?
- Должны ли мы помнить о Великой Отечественной войне с точки зрения человеческой памяти? Зачем, ведь уже прошло почти 75 лет со Дня Победы?
- Как вы понимаете, что значит выражение «историческая память», «народная память»?
Учитель: 7 слайд Видеослайд выступления Президента Российской Федерации 9 мая 2015 года (к 70-летию со Дня Великой Победы).
У всех распечатки со статьёй Президента Российской Федерации В.В.Путина. Послушаем его:
«Гитлеровская авантюра стала ужасным уроком для всего мирового сообщества. Тогда, в 30-е годы прошлого века, просвещенная Европа не сразу увидела смертоносную угрозу в идеологии нацизма. И сейчас, спустя 70 лет, история вновь взывает к нашему разуму и к нашей бдительности. Мы не должны забывать, что идеи расового превосходства и исключительности привели к самой кровопролитной войне. В нее было вовлечено почти 80 процентов населения Земли. Порабощены, оккупированы многие государства Европы.
Советский Союз принял на себя самые жестокие удары врага. Сюда были стянуты отборные группировки нацистов, сосредоточена вся их военная мощь. Здесь проходили крупнейшие по количеству войск и техники решающие битвы Второй Мировой. И закономерно, что именно Красная Армия в результате сокрушительного штурма Берлина поставила победную точку в войне с гитлеровской Германией.
За свободу Родной земли боролся весь многонациональный народ. Все несли тяжелейшую ношу войны и все вместе совершили бессмертный подвиг спасения Отечества, определили исход Второй Мировой войны, освободили от нацистов народы Европы. И где бы ни жили сегодня ветераны Великой Отечественной войны, они должны знать, что здесь, в России мы высоко чтим стойкость, мужество и верность фронтовому братству.
Дорогие друзья! Великая Победа навсегда останется героической вехой в истории нашей страны. Но мы помним и о наших союзниках по антигитлеровской коалиции. Благодарны народам Великобритании и Франции, Соединенных Штатов Америки за их вклад в Победу. Благодарны антифашистам разных стран, которые самоотверженно боролись в партизанских отрядах и подполье, в том числе и в самой Германии. Помним историческую встречу союзников на Эльбе, то доверие и единство, которые стали нашим общим наследием. Примером объединения народов ради мира и стабильности. Именно эти ценности легли в основу послевоенного мирового устройства. Была создана Организация Объединенных Наций, сформирована система современного международного права. Эти институты на деле доказали свою эффективность в разрешении споров и конфликтов.
Однако в последнее десятилетие все чаще стали игнорироваться базовые принципы международного сотрудничества. Принципы, которые были выстраданы человечеством после глобальных испытаний войны. Мы видели попытки создания однополярного мира, видим, как набирает обороты силовое блоковое мышление. Все это подтачивает устойчивость мирового развития. И нашей общей задачей должна стать выработка системы равной безопасности для всех государств, системы, адекватной современным угрозам, построенной на региональной и глобальной внеблоковой основе. Только тогда мы обеспечим мир и спокойствие на планете.
Дорогие друзья! Мы приветствуем сегодня всех наших зарубежных гостей и выражаем особую признательность представителям стран, которые сражались с нацизмом и японским милитаризмом. Вместе с российскими военными по Красной Площади пройдут парадные расчеты еще 10 государств. Это представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Киргизии, Казахстана, Таджикистана. Их деды и прадеды были плечом к плечу и на фронте, и в тылу. Это посланцы Китая, который, как и Советский Союз, потерял в этой войне многие-многие миллионы людей, и через который проходил главный фронт войны с милитаризмом в Азии. Отважно бились с нацизмом воины Индии. Твердое, непримиримое сопротивлении фашистам оказали сербы. На протяжении всей войны нашу страну активно поддерживала Монголия. И сейчас в едином парадном строю уже внуки и правнуки военного поколения.
День Победы наш общий праздник, ведь Великая Отечественная была битвой за будущее всего человечества. Наши отцы и деды пережили невыносимые страдания, лишения и утраты, работали на износ на пределе человеческих сил. Воевали, не щадя своей жизни, показали пример благородства и подлинного патриотизма.
Мы преклоняемся перед всеми, кто насмерть стоял за каждую улицу, каждый дом, каждый рубеж Отчизны. Кто погиб в жестоких боях под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге и Днепре, кто умер от голода и холода в непокоренном Ленинграде, был замучен в концлагерях, плену, оккупации. Склоняем головы перед светлой памятью сыновей, дочерей, отцов, матерей, дедов, мужей, жен, братьев, сестер, однополчан, родных, друзей. Всех, кто не вернулся с войны. Всех, кого уже нет с нами. Объявляется минута молчания».
Лингвистическая работа с текстом данной статьи:
- Докажите, что статья является текстом. (Данный текст представляет собой самостоятельную лингвостилистическую единицу, так как характеризуется смысловой и грамматической завершённостью, его можно разбить на микротемы. (Это одно из определений текста).
- Найдите в нём ключевые слова, подчеркните их и прочтите.
- Какова тема данного текста? (Тема Великой Победы)
Какова основная мысль текста? ( День Победы наш общий праздник, ведь Великая Отечественная была битвой за будущее всего человечества. Наши отцы и деды пережили невыносимые страдания, лишения и утраты, работали на износ на пределе человеческих сил. Воевали, не щадя своей жизни, показали пример благородства и подлинного патриотизма.)
- К какому функциональному стилю речи он принадлежит и почему? (Публицистическому). Докажите.
- Определите тип речи? (Рассуждение). Аргументируйте свой ответ.
- Подумайте над тем, как нам надо отстаивать историческую истину?
- (Читая произведения литературы, публицистики, встречаясь с ветеранами, просматривая кинофильмы и передачи о войне, изучая исторические документы, слушая концерты, выступая на внеклассных мероприятиях, бывая вместе с родителями и друзьями на параде Победы.)
- Какие произведения художественной литературы о Великой Отечественной войне вам известны? (М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за Родину»; В. Кондратьев «Сашка», «Привет с фронта»; Б. Васильев «В списках не значился» и «А зори здесь тихие», Ю. Бондарев «Горячий снег», «Берег» и многие другие.)
- Какие художественные фильмы вы смотрели вместе с родителями?
- («Они сражались за Родину», «А зори здесь тихие», «Звезда», «Судьба человека», «Мы из будущего»).
Реализация опережающего домашнего задания:
А) Группа историков из двух человек рассказывает о начале войны 1941-1945 годов, соотношениях сил, плане Барбаросса. Слайд 8. На экране план Барбаросса и карта.
Учитель: К какому стилю речи принадлежит выступление учениц? (К научному) Почему? (Класс даёт ответ). Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев, когда был президентом, говорил: слайд 9.
«Когда-то Василий Ключевский довольно точно сказал, что история ничему не учит, а только наказывает за незнание своих уроков. Поэтому очень важно не просто интересоваться историей – надо знать её. И не для того, чтобы блеснуть эрудицией в какой-то компании. Это нужно прежде всего для вашего будущего, а стало быть для будущего нашей страны. Мы должны сохранить историческую память – нашу с вами память».
Слайд 10. «Родина-мать зовёт!»
Б) Группа публицистов. Публицистическая страничка. Послушайте выступление одной ученицы. Она работала со статьёй нашего земляка, историка, краеведа Ю.Н. Феча. «Мы этой памяти верны» - статья из исторического альманаха Приднестровья №10 за 2006 год. Слайд 11
К какому стилю речи принадлежит переработанная и сокращённая статья? (К публицистическому стилю, так как убеждает читателя в предназначении исторической памяти и в ней есть точность и ясность изложения, она оперативно информирует читателя.).
Учитель: Не только публицистика, но и поэзия стала отражением темы войны.
(«Лирика стала открытием темы войны» и «Мы вам жизнь завещаем»). Многие поэты были военными корреспондентами и А.Т.Твардовский тоже.
Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения «Есть имена и есть такие даты»:
Есть имена и есть такие даты,-
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед вами виноваты, –
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкой громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что может нас оставят за чертой.
Учитель: Война нарушила все планы молодых людей, а им так хотелось жить и любить.
Слайд 12. Отрывок из фильма «Мы из будущего» (о любви Нины и Сергея).Учитель: Какие чувства вами овладели, когда вы посмотрели фильм «Мы из будущего»? Прослеживается ли связь между статьёй Президента РФ и фильмом? Какая? Кроме публицистики и поэзии на войне очень помогала песня.
Слайд 13 «Пришлите песню». Песня на военную песню под гитару исполняет один ученик. (Подбор песни по выбору учеников) Слайд 14. Отрывок из фильма «Мы из будущего» «Песня» динамическая пауза. Динамическая пауза- Работа по развитию речи:
Учитель: Что же они, воевавшие и защищавшие свою Родину и вернувшиеся домой, могли нам с вами, их потомкам, завещать?
Слайд 15. Работа по картине Л. Петровой «Заветы отца». Составление устного коллективного рассказа с использованием слов-существительных: награды, письмо, память, война, реликвии.
Учитель: несколько учеников показывают военные реликвии их семей и рассказывают о них.
Учитель: А солдаты писали домой письма. Один ученик прочтёт отрывок из стихотворения преподавателя русского языка Приднестровского государственного университета Николая Пузова «Заговорили письма фронтовые»: Слайд 16.
Заговорили письма фронтовые –
И снова дни войны за рядом ряд
Встают передо мною, как живые,
И о судьбе солдатской говорят.
И в письмах тех я вижу человека,
Который насмерть за всех нас стоял,
Кого считаю я героем века,
Кто мир на всей планете отстоял.
Учитель: найдите средства художественной выразительности в стихотворении.
Учитель: Эпистолярный жанр. Такое название интригующее. Если произнести медленно эти два слова, то получится очень загадочно. Что же это такое? Ученица-лексикограф даёт лексическое значение слова. (Эпистолярный – имеющий форму письма, переписки.)
Учитель: В этой части урока речь пойдёт о письмах. Умеем ли мы писать письма? Любим ли получать письма? В наше время глобальной компьютеризации и использования электронной почты, не потеряли ли мы навыки написания писем? Что же такое письмо? (Это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов закреплять речь во времени и передавать её на расстояние.)
Письма ветеранам Великой Отечественной войны будете писать дома, давайте вспомним, что такое письмо, к какому жанру оно принадлежит? Какие есть виды писем? Как писать поздравительное письмо ветерану? Из каких структурных элементов оно состоит?
Слайд 17. «Эпистолярный жанр».
Двое учащихся-мальчиков пишут письма с фронта от лица воинов-защитников.
Учитель: Писали письма и своим матерям.
Слайд 18. Один учащийся читает наизусть стихотворение Э. Асадова «Письмо с фронта»
Работа в паре: поиск средств художественной выразительности в данном стихотворении.
Письмо с фронта.
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник «украшал»,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры -
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки...
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!Эдуард Асадов
Одна группа ребят зачитывает метафоры: физик суровою двойкой дневник «украшал», я под сводами зала стихи свои с жаром ребятам читал, застыли орудья, иду я навстречу свинцовому ветру, и вместе со мною к далеким победам солдатской дорогой незримо идешь.
Другая группа ребят зачитывает сравнения и эпитеты: все в дымке, как снежные горы, орудья, как стадо слонов; суровая двойка, неласковое небо, тихая песнь, далёкие победы.
Учитель: Спасибо. Молодцы. Для чего нужны в поэзии тропы? (Выслушиваем ответы ребят и делаем вывод)
Учитель: И наши мальчики попробовали себя в роли солдат, написавших письма домой. Слайд 19. Один учащийся читает своё письмо, а на экране картина А.Лактионова «Письмо с фронта». Слайд 20. Письмо бойца домой.Здравствуйте, мои дорогие! Матушка, братишка Ванечка и сестрёнка Алёнка!
Получил от вас весточку, рад, что вы здоровы.
Мама, ты пишешь, что очень за мной скучаешь, что пора возвращаться домой с победой, что после гибели отца дом требует мужских рук: надо порог отремонтировать, печь переложить, крыльцо починить. Я и сам это знаю, и мои руки соскучились за мирной работой. Вы ждите, я обязательно вернусь живым.
В минуты отдыха перечитываю «Василия Тёркина» – вот это книга! А ещё закрываю глаза и вижу наш уютный маленький городок, весь в цвету (даже запах яблоневого цвета чувствую), дом с крыльцом, прыгающую по ступенькам Алёнку, Ванюшку с рыжим чубом и тебя, моя дорогая мамочка, и Иринку…
Мама, за меня не волнуйся. Бьём врага так, что не сдобровать ему. Мы теперь сильны, как никогда, потому что «бой идёт святой и правый ради жизни на земле».
Кланяюсь вам, мои родные. Целую и крепко обнимаю.
P.S. Иринке передай привет. Пусть ждёт, я скоро вернусь.
Здравствуй, брат! Я искренне рад, что ты жив! Ты ведь знаешь, как быстро и без спросу война отнимает жизнь. Каждый день я просыпаюсь с мыслью о том, что завтра не проснусь. Тревожные мысли свинцовой тяжестью накрывают порой голову.
Мы стоим под Сталинградом, и завтра должны войти в город. Вчера я потерял своего хорошего товарища. Когда мы пробирались к городу, его зацепило пулемётной очередью; всю ночь он мучился, а наутро скончался. Я очень тяжело переживал эту потерю.
Знаю, что ты работаешь на оборонном заводе, и что своими неокрепшими руками денно и нощно вытачиваешь снаряды, которые впоследствии обрушатся на головы фрицев. Это хорошо, что ты находишься в безопасности. А у нас каждый день обрывается чья-то жизнь, но мы ведь знаем, что эта жизнь уходит в Копилку Грядущей Победы. Мы добываем её бессонными ночами, грудами тел: вражьими и своими, руками, трясущимися от бесконечной стрельбы. И когда артиллеристы нашего полка готовят очередные снаряды, мне хочется верить, что выточил их именно ты. Мы куём эту Победу всеми силами.
Не падай духом, брат! Верь. Верь искренне. Мы одолеем эту заразу, уничтожающую нас в лице фрицев.
И ещё одно. Не забывай писать. Пиши любую мелочь. Ведь когда я получаю от тебя хоть клочок бумаги, исписанный твоим почерком, я понимаю, что ты жив… Твой брат
Учитель: Вот такие творческие и талантливые наши ученики. Но не только в прозе мы попробовали себя, но и в стихосложении. Не судите строго. Мы ещё не поэты, мы только учимся.
Одна ученица прочтёт стихотворение нашей выпускницы Чебан Натальи «Письмо с фронта»: Слайд 21. На экране картина Н. Бута «Письмо маме»«Не знаю, вернусь ли, но ты только жди!
Промёрзли ужасно, не видно ни зги!
Вчера потеряли своих очень много,
Сегодня ждут нас другие бои.
Мой друг сильно ранен, не знаю, проснётся ль.
Придётся покинуть его прямо здесь,
А в сердце печаль и тоска остаётся:
Сколь мне предстоит пережить тут потерь?
Вчера проходили деревню у леса:
Там всех перебили, разграбили всё.
И трупы лежат под дождём без навеса.
И сжалось от боли сердце моё.
Ребёнок иль взрослый, богатый иль бедный-
Пред нашим противником все мы равны.
Дотла выжигают дома и деревни,
Ничто не оставят у себя на пути.
Мы долго не спали и очень устали,
Надежда погасла в глазах молодых.
Но мы всё ж прорвёмся, победы добьёмся
Ценою мучений таких!»-
Он всё написал на листочке бумаги,
Хотел запечатать, но всплыло на миг:
Картина, как мать о страданьях узнает,
И сердце её разорвётся от них.
И он разорвал всё, взяв лист белый, чистый,
И почерком ровным на нём написал:
« Родная моя, время быстро промчится,
Домой я приеду к тебе на причал!
Я сытый, одетый, со мной всё в порядке,
Ночлег предоставят, коль надобно мне.
Ряды наши целы, запасы не шатки,
Победа примчится к ближайшей весне!»
Учитель: Почему так поступил лирический герой? (выслушиваем ответы ребят.) Дорогие ребята, какие чувства вами овладели? Какие средства художественной выразительности использовала Наташа? Как она сумела передать чувства и мысли лирического героя? (С помощью метафор: сжалось от боли сердце моё, надежда погасла, время мчится, победа примчится) . Какие она использовала лексические средства языка? (Просторечные выражения и фразеологизмы).
Слайд 22. Учитель: Отрывок из фильма «Мы из будущего»- письмо командира домой матери (сделать остановку на письме маме).Учитель: Но не все вернулись домой живыми, а матери их всё ждали и ждали.
Слайд 23. Картина В. Игошева «Она всё сына ждёт».
Учитель: Попробуйте описать её с помощью цветописи. Есть ли какие-то образы-символы на картине? С точки зрения композиции как она построена? Аргументируйте ответ. Работает группа учащихся, закончивших художественную школу им. Фойницкого.
Лучшие работы зачитывают.
Учитель: И вновь мы говорим о письмах. Они способствовали постижению вечных ценностей: любви, верности, самопожертвования. Так было, и так будет.
Учитель: Фронтовые письма - эти маленькие пожелтевшие треугольнички. Они хранят и « летопись боя» и «хронику чувств». Но самое главное, они хранят память о тех, кто воевал, кто не дошёл до Великой Победы, но свято верил в неё.
Учитель: У вас есть распечатки с письмами, которые надо реставрировать, т. к. письма обгорели, смысл местами потерян. (Даю время на реставрацию. Работа с распечатками). Слайд 24. Проверка – чтение 3-4 работ.
Учитель: Прочтите первый абзац из статьи Президента России. (Один из учеников читает). А мне вспомнились строки А. Т. Твардовского, которые как нельзя лучше подходят:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь, –
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
Учитель: На экране Парад Великой Победы и звучит песня в исполнении И. Кобзона «Поклонимся великим тем годам». Слайд 25. Проверка – чтение 3-4 работ.
Учитель: Мы этой памяти верны. Слайд 26. А вот что утверждал человек 20 столетия, общественный деятель, педагог, переводчик, знаток древнерусской литературы Дмитрий Сергеевич Лихачёв о памяти: «Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство»
Слайд 27. Итоги в виде синквейнов со словами: память, победа, ветеран, жизнь, слава, язык.Кластер « Слово. Текст. Речь. Язык»
Слайд 28. Рефлексия. Опиши одним предложением.
Предлагается один из вариантов начала предложения, которое ученик должен закончить в письменной форме.
Например:
- Сегодня я узнал…
- Мне понравилось…
- На уроке я научился…
- Мне было трудно…
- Мне было непонятно…
- Теперь я знаю, что…
- Меня удивило…
- Я бы хотел узнать, почему…
Оценки.
Слайд 29. Домашнее задание дифференцированное
Слайд 30. Спасибо за урок! Звучит песня из фильма «Офицеры».