Учиться и, когда придет время,
прикладывать усвоенное к делу —
разве это не прекрасно!
Конфуций
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу с постоянно меняющимся обществом. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
С позиции ФГОС мы учим детей для того, чтобы они стали успешными в жизни. В рамках стандартов второго поколения наряду с традиционным предметным результатом предполагается достижение метапредметного и личностного результатов обучения. Новый результат требует адекватного изменения содержания и технологий обучения. [1]
Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.
Метапредметный урок – это урок, на котором…
- учащийся учится общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;
- учащийся осмысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием;
- обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
Метапредметные умения учащийся может применить к любой области знаний и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции. [2]
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Педагогу надо задуматься о том, чтобы каждый ученик работал активно, увлеченно, а это использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. В подростковом возрасте формируются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету, именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. Очевидно, что возможности урока математики в данном аспекте практически безграничны.
Цель учителя - применяя новые педагогические технологии, научить школьников учиться. А как показывает практика, новые образовательные технологии могут быть освоены только в действии.
На своих уроках в первую очередь стараюсь развивать познавательный интерес к предмету, максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, в которых необходимо разобраться самому.
Примером этому могут послужить задачи нестандартного содержания, заставляющие учеников думать, размышлять, применять логику.
5 класс. Тема: «Площади»
6 класс. Тема: «Арифметические действия с рациональными числами»
На эмблемах Олимпийских игр год обычно обозначается двумя (например, Москва-80) или четырьмя цифрами (например, Сочи-2014). Но один раз год был обозначен пятью цифрами. На картинке показано, как эта запись выглядела на символе олимпиады. В каком году проходила эта олимпиада?
10 класс. Тема: «Решение тригонометрических уравнений»
Сколько корней имеет уравнение
Литература
1. Вербицкий А.А., Ермакова О.Б. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании.Педагогика, 2009. - №2. С. 12-18.
2. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Минск: Технопринт, 2000. 376 с.
3. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 5–8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. 68 с.