В настоящее время обучающиеся перегружены информационным потоком, обрушивающимся с каналов телевидения, Интернет. Чтению учебников ребята при выполнении домашнего задания не уделяют внимания. Возникают трудности с выделением на это времени, с концентрацией внимания, с пониманием текстов, технических рисунков, чтением графиков. Для развития УУД (универсальных учебных действий) личностных, регулятивных и познавательных по учебникам физики Перышкина были разработаны ряд заданий по работе с учебником. Разработанные нами материалы помогают развить навыки смыслового чтения, сконцентрировать внимание учащихся на главном. Данные материалы разработаны как один из вариантов работы с учебником «Физика», 9 класс, А.В.Перышкина, Е.М.Гутника. Такая форма работы с учебником помогает вдумчиво разобрать материал, изложенный в учебнике, лучше понять тему «Электромагнитное поле». Каждая из данных работ может быть оценена по следующему принципу. 90%-100% верных ответов на вопросы – «5»; 70-75% - «4»; 45-55% - «3». Такая форма работы больше подходит с учащимися со слабой мотивацией и низким уровнем подготовки, учащимся с дефицитом внимания.
9 класс. Явление электромагнитной индукции
- Какую задачу поставил перед собой Майкл Фарадей в 1822 году?
- Что общего и в чем отличие между индукционным током и током, полученным от гальванического элемента (аккумулятора)?
- Заполните таблицу по рисункам параграфа «Явление Электромагнитной индукции (учебник Перышкина).
№ Рисунка |
Опытная установка (схема опыта) |
При каком условии (в какой момент) возникает индукционный ток? |
За счет чего меняется магнитный поток через контур? |
- Дайте определение явления ЭМИ.
- В чем значимость открытия явления ЭМИ.
- Перечислите ученых, принявших участие в разработке генераторов электрической энергии.
9 класс. Практическая работа по теме «Явление самоиндукции»
- Полосовой магнит вдвигают в алюминиевое кольцо, подвешенное на легкой нити, первый раз южным полюсом, второй раз – северным. Что происходит при этом с алюминиевым кольцом? Объясните наблюдаемое явление.
- Какую роль выполняют приборы в опыте, изображенном на рисунках 135 (а, б), 136 (синий уч-к); рис. 128 (а,б), 129 (белый учебник). Пар. «Явление самоиндукции».
Название прибора |
Роль этого прибора в этом опыте с объяснением происходящих явлений |
Лампа Л1 |
|
Лампа Л2 |
|
Неоновая лампа Лн |
|
Реостат Р |
|
Катушка с сердечником К |
|
Сердечник в катушке К |
|
Заполните таблицу:
Физ. величина |
Определение |
Обозначение |
Единица измерения |
Индуктивность (коэффициент самоиндукции) |
|
|
|
- От чего зависит индуктивность катушки?
- В чем заключается явление самоиндукции?
- Является ли явление самоиндукции частным случаем электромагнитной индукции и почему?
- Почему можно утверждать, что магнитное поле обладает энергией? Откуда берется эта энергия?
- Сила тока в катушке увеличилась в 2 раза. Во сколько раз увеличилась энергия магнитного поля тока?
9 класс. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор
- Что является переменным током?
- Где используется переменный ток?
- Какие устройства используют для получения переменного тока?
- Заполните таблицу:
|
Устройство |
Назначение |
Статор |
|
|
Ротор |
|
|
- Для чего используют многополюсные роторы?
- Какова частота переменного тока в нашей стране?
- По какому закону меняется сила переменного тока?
- Как происходит передача энергии от электростанции до потребителя?
- Как можно уменьшить энергии пи передаче? Покажите с помощью формул.
- Нарисуйте трансформатор, его устройство.
- Дайте определение трансформатора.
- Укажите год создания и автора разработки.
- Объясните принцип действия трансформатора.
- Что такое действующее значение напряжения и силы тока?
- Нарисуйте схему передачи энергии от электростанции к потребителю.
9 класс. «Электромагнитное поле. Электромагнитные волны»
- Джеймс Клерк Максвелл теоретически доказал, что …
- Заполните пропуски: Порождающие друг друга переменные … и … поля образуют единое … поле.
- Что является источником электромагнитного поля?
- Как называется переменное электрическое поле?
- В чем разница между силовыми линиями электрического и электростатического поля?
- Что является причиной возникновения индукционного тока в контуре, находящемся в переменном магнитном поле?
- Перечислите, что вытекает из теории Максвелла?
- Что такое электромагнитная волна?
- Что является количественной характеристикой магнитного поля?
- Что является количественной характеристикой электрического поля?
- Нарисуйте схематично электромагнитную волну.
- Чем отличаются друг от друга электромагнитные волны разных частот?
- Перечислите шесть основных диапазонов частот электромагнитных волн (в порядке возрастания частоты)
- Заполните таблицу:
Название диапазона
Границы диапазона (длины волн, частоты)
Значение, применение, примеры
- Свяжите между собой длину волны, частоту, период, скорость волны (напишите формулы).
- Частота колебаний в волне красного света v = 4 · 1014 Гц. Определите длину красного света λ.
9 класс. Тема: «Конденсатор»
- Нарисуйте конденсатор. Как он устроен? Как он изображается на схемах?
- Как заряжается конденсатор? Что понимается под модулем заряда конденсатора?
- Запишите, что за величины входят в формулу q = CU, в чем они измеряются? Формулу емкости конденсатора.
- Дайте определение физической величины 1 Ф (один фарад).
- Нарисуйте батарею из трех последовательно подключенных конденсаторов и формулу для расчета емкости батареи. То же сделайте для батареи параллельно подключенных конденсаторов.
- Какая физическая величина является силовой характеристикой электрического поля? Как обозначается, в чем измеряется?
- Как изображаются линии напряженности электрического поля? Где начинаются и где заканчиваются? Как показать, где напряженность электрического поля больше? Покажите на рисунке линии однородного и неоднородного магнитного поля.
- На каком опыте можно показать, что что при разрядке конденсатора может быть совершена работа? Начертите схему этого опыта и опишите его.
- Запишите формулу для расчета энергии электрического поля конденсатора.
- Перечислите типы конденсаторов и особенности их конструкции.
- Где применяются конденсаторы?
- Над Землёй висит облако, поверхность которого, обращённая к Земле, заряжена положительно. Какого знака заряд будет иметь поверхность Земли в этом месте?
1) положительный
2) отрицательный
3) заряд будет равен нулю
4) знак заряда зависит от влажности воздуха - Конденсатор емкостью 200 мкФ заряжен до потенциала 90кВ. Определите его заряд в кулонах.
- Плоский конденсатор состоит из двух параллельно расположенных в воздухе пластинок каждая площадью 200 см2, расстояние между ними 0,1 см. Определите емкость конденсатора.
9 класс. Тема: «Колебательный контур»
- Что такое радиовещание?
- Как осуществляется радиовещание?
- Что является источником электромагнитных волн?
- Что нужно сделать с антенной, чтобы она излучала электромагнитные волны?
- Какую частоту электромагнитной волны нужно создать для передачи волны на большие расстояния?
- Что является источником высокочастотных электромагнитных колебаний?
- Что является основной частью генератора высокочастотных электромагнитных колебаний?
- Что такое колебательный контур?
- Из чего состоит колебательный контур?
- Какой зависимостью связаны дальность распространения волны, мощность и частота электромагнитной волны? Что произойдет с мощностью электромагнитной волны, если частоту уменьшить в 4 раза?
- Нарисуйте схему для получения свободных электромагнитных колебаний. Подпишите входящие в эту схему приборы.
- Заполните таблицу «Период колебаний в простейшем колебательном контуре».
- Чем отличаются свободные колебания от вынужденных? Дайте определение свободных колебаний.
- Запишите формулу для определения периода свободных колебаний колебательного контура.
9 класс. Тема: «Принципы радиосвязи и телевидения»
- Дайте определение понятий «радиосвязь», «радиотелефонная связь».
- Начертите блок-схему процесса радиосвязи от генератора до радиопередающей антенны.
- Начертите блок-схему процесса радиосвязи от приемной антенны до слушателя.
- Запишите определение, что такое амплитудная модуляция.
- С какой целью используют модулированные радиоволны?
- Что мы делаем, настраивая свой приемник на частоту нужной радиостанции?
- Что такое детектирование? Опишите два этапа детектирования?
- В каком году и кем была передана первая радиограмма?