Система заданий для развития навыков смыслового чтения на уроках физики в 9-х классах

Разделы: Физика

Класс: 9

Ключевые слова: физика, смысловое чтение


В настоящее время обучающиеся перегружены информационным потоком, обрушивающимся с каналов телевидения, Интернет. Чтению учебников ребята при выполнении домашнего задания не уделяют внимания. Возникают трудности с выделением на это времени, с концентрацией внимания, с пониманием текстов, технических рисунков, чтением графиков. Для развития УУД (универсальных учебных действий) личностных, регулятивных и познавательных по учебникам физики Перышкина были разработаны ряд заданий по работе с учебником. Разработанные нами материалы помогают развить навыки смыслового чтения, сконцентрировать внимание учащихся на главном. Данные материалы разработаны как один из вариантов работы с учебником «Физика», 9 класс, А.В.Перышкина, Е.М.Гутника. Такая форма работы с учебником помогает вдумчиво разобрать материал, изложенный в учебнике, лучше понять тему «Электромагнитное поле». Каждая из данных работ может быть оценена по следующему принципу. 90%-100% верных ответов на вопросы – «5»; 70-75% - «4»; 45-55% - «3». Такая форма работы больше подходит с учащимися со слабой мотивацией и низким уровнем подготовки, учащимся с дефицитом внимания.

9 класс. Явление электромагнитной индукции

  1. Какую задачу поставил перед собой Майкл Фарадей в 1822 году?
  2. Что общего и в чем отличие между индукционным током и током, полученным от гальванического элемента (аккумулятора)?
  3. Заполните таблицу по рисункам параграфа «Явление Электромагнитной индукции (учебник Перышкина).

№ Рисунка

Опытная установка (схема опыта)

При каком условии (в какой момент) возникает индукционный ток?

За счет чего меняется магнитный поток через контур?

  1. Дайте определение явления ЭМИ.
  2. В чем значимость открытия явления ЭМИ.
  3. Перечислите ученых, принявших участие в разработке генераторов электрической энергии.

9 класс. Практическая работа по теме «Явление самоиндукции»

  1. Полосовой магнит вдвигают в алюминиевое кольцо, подвешенное на легкой нити, первый раз южным полюсом, второй раз – северным. Что происходит при этом с алюминиевым кольцом? Объясните наблюдаемое явление.
  2. Какую роль выполняют приборы в опыте, изображенном на рисунках 135 (а, б), 136 (синий уч-к); рис. 128 (а,б), 129 (белый учебник). Пар. «Явление самоиндукции».

Название прибора

Роль этого прибора  в этом опыте с объяснением происходящих явлений

Лампа Л1

 

Лампа Л2

 

Неоновая лампа Лн

 

Реостат Р

 

Катушка с сердечником К

 

Сердечник в катушке К

 

Заполните таблицу:

Физ. величина

Определение

Обозначение

Единица измерения

Индуктивность (коэффициент самоиндукции)

 

 

 

  1. От чего зависит индуктивность катушки?
  2. В чем заключается явление самоиндукции?
  3. Является ли явление самоиндукции частным случаем электромагнитной индукции и почему?
  4. Почему можно утверждать, что магнитное поле обладает энергией? Откуда берется эта энергия?
  5. Сила тока в катушке увеличилась в 2 раза. Во сколько раз увеличилась энергия магнитного поля тока?

9 класс. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор

  1. Что является переменным током?
  2. Где используется переменный ток?
  3. Какие устройства используют для получения переменного тока?
  4. Заполните таблицу:

 

Устройство

Назначение

Статор

 

 

Ротор

 

 

  1. Для чего используют многополюсные роторы?
  2. Какова частота переменного тока в нашей стране?
  3. По какому закону меняется сила переменного тока?
  4. Как происходит передача энергии от электростанции до потребителя?
  5. Как можно уменьшить энергии пи передаче? Покажите с помощью формул.
  6. Нарисуйте трансформатор, его устройство.
  7. Дайте определение трансформатора.
  8. Укажите год создания и автора разработки.
  9. Объясните принцип действия трансформатора.
  10. Что такое действующее значение напряжения и силы тока?
  11. Нарисуйте схему передачи энергии от электростанции к потребителю.

9 класс. «Электромагнитное поле. Электромагнитные волны»

  1. Джеймс Клерк Максвелл теоретически доказал, что …
  2. Заполните пропуски: Порождающие друг друга переменные … и … поля образуют единое … поле.
  3. Что является источником электромагнитного поля?
  4. Как называется переменное электрическое поле?
  5. В чем разница между силовыми линиями электрического и электростатического поля?
  6. Что является причиной возникновения индукционного тока в контуре, находящемся в переменном магнитном поле?
  7. Перечислите, что вытекает из теории Максвелла?
  8. Что такое электромагнитная волна?
  9. Что является количественной характеристикой магнитного поля?
  10. Что является количественной характеристикой электрического поля?
  11. Нарисуйте схематично электромагнитную волну.
  12. Чем отличаются друг от друга электромагнитные волны разных частот?
  13. Перечислите шесть основных диапазонов частот электромагнитных волн (в порядке возрастания частоты)
  14. Заполните таблицу:

    Название диапазона

    Границы диапазона (длины волн, частоты)

    Значение, применение, примеры


  15. Свяжите между собой длину волны, частоту, период, скорость волны (напишите формулы).
  16. Частота колебаний в волне красного света v = 4 · 1014 Гц. Определите длину красного света λ.

9 класс. Тема: «Конденсатор»

  1. Нарисуйте конденсатор. Как он устроен? Как он изображается на схемах?
  2. Как заряжается конденсатор? Что понимается под модулем заряда конденсатора?
  3. Запишите, что за величины входят в формулу q = CU, в чем они измеряются? Формулу емкости конденсатора.
  4. Дайте определение физической величины 1 Ф (один фарад).
  5. Нарисуйте батарею из трех последовательно подключенных конденсаторов и формулу для расчета емкости батареи. То же сделайте для батареи параллельно подключенных конденсаторов.
  6. Какая физическая величина является силовой характеристикой электрического поля? Как обозначается, в чем измеряется?
  7. Как изображаются линии напряженности электрического поля? Где начинаются и где заканчиваются? Как показать, где напряженность электрического поля больше? Покажите на рисунке линии однородного и неоднородного магнитного поля.
  8. На каком опыте можно показать, что что при разрядке конденсатора может быть совершена работа? Начертите схему этого опыта и опишите его.
  9. Запишите формулу для расчета энергии электрического поля конденсатора.
  10. Перечислите типы конденсаторов и особенности их конструкции.
  11. Где применяются конденсаторы?
  12. Над Землёй висит облако, поверхность которого, обращённая к Земле, заряжена положительно. Какого знака заряд будет иметь поверхность Земли в этом месте?  
    1) положительный 
    2) отрицательный
    3) заряд будет равен нулю
    4) знак заряда зависит от влажности воздуха
  13. Конденсатор емкостью 200 мкФ заряжен до потенциала 90кВ. Определите его заряд в кулонах.
  14. Плоский конденсатор состоит из двух параллельно расположенных в воздухе пластинок каждая площадью 200 см2, расстояние между ними 0,1 см. Определите емкость конденсатора.

9 класс. Тема: «Колебательный контур»

  1. Что такое радиовещание?
  2. Как осуществляется радиовещание?
  3. Что является источником электромагнитных волн?
  4. Что нужно сделать с антенной, чтобы она излучала электромагнитные волны?
  5. Какую частоту электромагнитной волны нужно создать для передачи волны на большие расстояния?
  6. Что является источником высокочастотных электромагнитных колебаний?
  7. Что является основной частью генератора высокочастотных электромагнитных колебаний?
  8. Что такое колебательный контур?
  9. Из чего состоит колебательный контур?
  10. Какой зависимостью связаны дальность распространения волны, мощность и частота электромагнитной волны? Что произойдет с мощностью электромагнитной волны, если частоту уменьшить в 4 раза?
  11. Нарисуйте схему для получения свободных электромагнитных колебаний. Подпишите входящие в эту схему приборы.
  12. Заполните таблицу «Период колебаний в простейшем колебательном контуре».
  13. Чем отличаются свободные колебания от вынужденных? Дайте определение свободных колебаний.
  14. Запишите формулу для определения периода свободных колебаний колебательного контура.

9 класс. Тема: «Принципы радиосвязи и телевидения»

  1. Дайте определение понятий «радиосвязь», «радиотелефонная связь».
  2. Начертите блок-схему процесса радиосвязи от генератора до радиопередающей антенны.
  3. Начертите блок-схему процесса радиосвязи от приемной антенны до слушателя.
  4. Запишите определение, что такое амплитудная модуляция.
  5. С какой целью используют модулированные радиоволны?
  6. Что мы делаем, настраивая свой приемник на частоту нужной радиостанции?
  7. Что такое детектирование? Опишите два этапа детектирования?
  8. В каком году и кем была передана первая радиограмма?